экзамен

Анастасия Беркова
Я нервничала.
Зачетка ждала своей очереди в аудитории, где шел экзамен по лексикологии, пока я топталась в коридоре с направлением на сдачу экзамена по литературе, и совсем непонятно было, где же придется отстреливаться сначала. За приоткрытой дверью небольшой классной комнаты монотонно нудела о своих глубоких познаниях и поэтических достижениях женщина. Даже после росписи преподавателя и оценки "отлично" она никак не хотела устать перебирать лимерики собственного сочинения.
А рядом, в проеме двери вот уже восемь часов кряду ждала своей очереди девушка в инвалидной коляске. Ее морально и приложением силы поддерживал мужчина. Все эти восемь часов я то и дело была рядом с ними, и в тот момент за каждой новой репликой великой поэтессы мы устало переглядывались, улыбались и чуточку ерничали.
Наконец поток излияний прервался, и мужчина кое-как пропихнул коляску через порог к экзаменаторскому столу. Внезапно ценительница английской классики в очередной раз вспыхнула желанием поделиться какой-то невероятной находкой, и преподаватель без зазрения совести вернулась к милой болтовне. Когда же удалось вновь прерваться, она спросила у девушки с немыми ногами, почему та к экзамену прочла всего два произведения, когда в списке их не менее тридцати.
Ответ меня поразил... Видимо, девушка очень хотела жить, и ей было ради чего...
- Понимаете, я в октябре попала в аварию... - Она говорила это так, будто извинялась за неосторожность. - У меня муж погиб, сын в реанимации, и я сама провела три месяца в больнице, поэтому это все, что я смогла подготовить, но сделала все добросовестно. Можно я отвечу этот материал?
У меня сердце замерло, я сидела напротив нее и очень надеялась, что мои круглые ошарашенные глаза останутся незамеченными. Экзаменатор снисходительно кивнула головой, задала вопрос по произведению Диккенса, девушка начала отвечать... И тут снова встрепенулась так никуда и не девшаяся дама без сердца! Она грубо перебила девушку и вновь начала рассуждать о том, где и как можно на Тверском бульваре отыскать в букинистических магазинах редкие издания малоизвестных авторов. У мужчины сжались кулаки, я покраснела от возмущения, но никто ничего не сделал. Девушка нас одарила таким благодарным и мягким взглядом, в котором было написано "Пускай...", а экзаменаторша с таким интересом переключилась на эту живую тему, что еще полчаса мы сидели молча... Негодуя и смирившись...
Затем ответ девушки пролетел в пять минут, а когда очередь дошла до меня, я сказала только "Ставьте мне тройку" и ушла.
По-честности, не совсем сразу ушла, сначала узнала, у кого можно добиться помощи с дипломом. Но эту особу все равно надеюсь никогда больше не увидеть.