Иносказание

Евгений Захаров 3
Этот стих Юй не совсем характерен, как для нее, так и для танских стихов «ши» в целом. Обычно число иероглифов (слов) в строке в основном было либо 5, либо 7, с цезурой 2/3, 4/3. Этот стих содержит в строке 6 иероглифов, цезуры - 2/2/2. Т.о. для того, чтобы передать ритм, я делю строку «лесенкой» на 3 части по 2 слова, выделяя цезуры. Это не три строки, а именно одна, слегка разделяемая на части короткими паузами. Строки разделены между собой пробелом. 2 строки композиционно образуют «двустрочие».

Иносказание

Персиков цвет
  всюду-повсюду
    в весенних далях.

Ивы зеленые
  в каждом-каждом
    дворе под луною.

Стою на башне
  в новых одеждах,
    жду ночи.

В своих покоях
  сижу одиноко,
    скрывая чувства.

Под лепестками
  лотосов алых
    рыбы играют.

Радуга небо
  делит на части,
    птиц щебетанье.

В мире людей
  и радость, и горе
    только лишь сон.

Как же можно
  стать подобной
    Нефритовой деве?

Строки про ожидание ночи и сидение в покоях – ожидание любимого днем (тщетное) и тоска-печаль по ночам.
Последние строки, по мнению комментаторов, отражают усиливающиеся мысли и настроения Юй относительно тщеты мирской жизни, позднее приведшие ее в даосский монастырь.
Нефритовая дева – в оригинале Дун Шуаншэн - персонаж из китайской мифологии, земная женщина, уроженка Чжэцзяна. После смерти вознеслась на небо, т.к. приняла эликсир бессмертия. Стала служанкой Си Ванму (очень популярный мифологический персонаж – Мать-владычица Запада) в «ранге» Нефритовой девы. В частности, в обязанности Дун Шуаншэн входила помощь Си Ванму по надзору и управлению садом, где растет "персик бессмертия".