Ода ножу НДК-15М

Виктор Королёв
Нож боевой Кочергина -
Холодное оружие бойца.
Сто пятьдесят клинка длина -
Заточенная сталь для рук спеца.
Функционален он и прост,
В ближнем бою без жалости разит,
Мелькает в воздухе как дрозд
И супостату смертию грозит.
Для смерти эта вещь нужна,
А я её восторженно воспел,
Автомобиль словно война,
Уж миллионы истребить успел.
А если вспомнить про вино
И ароматный дым от табака,
Коими травимся давно,
То безопасность, это - ЭнДэКа.

                Апрель - октябрь 2010г

И фото и сам нож изготовлены автором, причём конструкцию Кочергина я доработал добавив боковой упор. Нож изготовил за две недели, а стих писал пол года. Смотри - http://stihi.ru/2010/04/17/9735 .

               

                Как обычно поступает современный российский военнослужащий, решивший усилить свой арсенал холодным оружием - он покупает себе нож (именно покупает в магазине, а не получает в оружейной комнате) исходя из своих представлений, сформированных не боевой подготовкой с ножом, ввиду её объективного отсутствия, а стереотипами буквально из голливудского кино. В этой ситуации "боевой нож" должен обладать двумя качествами: Жутковато выглядеть... Не дорого стоить...

В столь благодарных условиях, конструктору, остаётся определиться с материалом ручки, а материал клинка вполне определён, более или менее приличная инструментальная сталь и прочий "фольклорный" материал. Форма клинка то же вещь нетрудоёмкая, благо оружейные магазины напичканы каталогами и популярными журналами ножевой тематики, плюс собственная фантазия и "художественный вкус". Получается, что единственное к чему стремится большинство рядовых производителей - это доступность и экзотический вид их изделий, качество клинка и предполагаемая тактическая направленность применения стоят, к сожалению, на последних местах. Скажем так, прежде чем сделать косу следует выяснить, как вообще косят траву.

Боевой нож должен быть сконструирован для поражения противника с учётом типичной методики применения и предполагаемых тактических задач. Причём цена ножа, это последнее, на что следует обратить внимание при его подборе. Какие же критерии являются доминирующими непосредственно при конструировании?

Прежде чем перейти к разбору алгоритма разработки, давайте выясним, что же такое порез, то есть итоговый продукт действий с ножом. Порез осуществляется как минимум двумя силами, силой трения при протягивании лезвия по разрезаемой поверхности и силой давления клинка на эту поверхность. Соответственно, чем выше показатели этих двух сил, тем мощнее порез.

Как добиться повышения силы трения? Увеличив путь прохождения лезвия, то есть чем длиннее клинок, тем выше сила трения. Яркий пример, подтверждающий данное заключение, - японский меч Катана, достаточно лёгкий, для рубящего оружия, клинок, который за счёт плавного изгиба лезвия (Якибы, напоминающем яйцеклад саранчи) делал чудовищные разрезы на теле противника, за счёт "пластующей" техники нанесения удара с оттягом, то есть, фактически разрезая тело жертвы, зачастую вместе с костями.

Как повысить силу давления лезвия? Самый простой способ это максимально уменьшить площадь режущей кромки (лезвия), за счёт уменьшения угла заточки. Все мы помним примеры из школьной физики, про женский каблук, который давит на пол с силой равной давлению ноги слона, или про жало осы проникающее в тело жертвы с силой в несколько центнеров.

Теперь давайте рассмотрим отношение этих двух сил друг к другу. Чем длиннее клинок, тем выше сила трения при его движении по поверхности. Тем, как это не парадоксально, меньше сила давления этого клинка при режущей технике нанесения пореза, так как давление создаётся, как правило, в месте прикрепления рукоятки к клинку и чем длиннее плечо, тем меньшее усилие можно создать на его конце. Для длинных клинков характерна рубящая техника, которая в силовой борьбе или стеснённых условиях не возможна. Данное заключение наталкивает на мысль, что клинок должен быть коротким для создания максимального давления и длинным для максимальной силы трения, - выход в поиске золотой середины и конструктивных находках. Перечислим несколько путей повышения режущих свойств боевого ножа:

Усреднение длины клинка до 150-250мм,
Использование высококачественных, легированных сталей, позволяющих клинку "держать" бритвенный тип лезвия с очень малым углом заточки,
Использование полукруглой формы лезвия, которое при компактной длине клинка конструктивно увеличивает длину режущей кромки,
Использование булатных сталей, благодаря слоям различной твёрдости и направленности возникает эффект микропилы, что значительно повышает силу трения.
Пилообразная (серрейторная) заточка лезвия, повышает силу трения за счёт большого числа зубцов и создаёт на вершине каждого зубца дополнительное давление за счёт его крайне малой площади.

Мы рассмотрели общепринятые производителями примеры по повышению режущих свойств боевого ножа, но набор свойств, это ещё не нож, не оружие, сбалансированное в совокупности своих качеств, для нанесения максимально тяжёлых повреждений противника. Боевой нож конструирует человек, и вольно или невольно, он переносит в металл свои представления о предпочтительном способе применения этого оружия. Здесь начинается самое слабое место в конструировании ножа. Даже самая качественная консультация у профессионала, не заменит собственного представления о практическом применении ножа, технике и тактике действий с ним. Вот и появляются на "рынке" дорогих ножей красивые безделушки с космическими технологиями, внешним видом и соответственно астрономической ценой. Причём производитель уверяет, что это новое слово в области конструирования боевых ножей, так как он применил здесь какую-нибудь металлокерамику или мозаичный булат. Практик ищет предпочтительную, исходя из задачи использования, форму клинка и соответствующую заточку, затем подбирает материал и способ изготовления ножа. Частный конструктор (кузнец, художник), не владеющий методами обращения с холодным оружием, прежде всего, занят разработкой материала и сборкой клинка, эффектной монтировкой ручки, то есть, по сути, товарным видом и дорогим содержанием оружия и это ещё в лучшем случае изготовления коллекционного ножа.

Я с удовольствием хочу представить техническое описание ножа НДК 17, мой совместный труд с фирмой Хоролуг СПб и её ведущим специалистом, удивительным мастером В. Ивановым. При разработке данного ножа стояла цель создать предпочтительно режущий нож, с максимальными, боевыми качествами при работе на критической дистанции.

Изначально была выбрана односторонняя заточка, как наиболее приемлемая по углу и ширине лезвия (10мм), это был первый шаг к конструктивному повышению силы давления при порезе.
Материалом для "штучного" ножа был выбран булат. Собранный по традиционной японской схеме из, нескольких частей соединённых кузнечной сваркой. 12000 слоёв, закалка Якиба (только лезвие). Булат благодаря своим микроструктурным свойствам (микропила) улучшил режущие качества путём повышения силы трения при порезе.
Гилиатинная форма клинка позволяет значительно утяжелить проникающие колотые раны, за счёт их ширины, даже неглубокая рана до 30 мм даёт обширное рассечение до 40мм в ширину, что неминуемо, вызовет повышенную кровопатерю, то есть произведёт останавливающий эффект. Обух ножа сознательно оставлен не заточенным, так как выполняет при уколе направляющую роль, ориентируя рассечение в сторону наименьшего сопротивления, т.е. в сторону лезвия. Более того, тупой угол вершины клинка менее подвержен сколам и деформациям.
"Банановый" изгиб ножа традиционен для предпочтительно режущих техник применения. Хотя осевая линия проходит через кончик лезвия, середину верхнего основания рукоятки и "пятку" упора нижнего, что позволяет избежать негативных векторов при колющем движении, а значит и повышает стабильность удержания ножа, как при колющих, так и при режущих ударах.
И самая главная находка. Угол при вершине лезвия конструктивно повышает давление при порезе "на себя", причём столь значительно, что испытания удивили даже меня, его создателя.
Как это не покажется странным, но центр тяжести данного ножа находится в районе верхнего основания рукоятки. А это необходимое условие для маневренности с ближнем бою с ножом.
И последнее. Если вы приглядитесь, то НДК 17 по форме очень напоминает угловатый Кукри, нож - топор гурков. При необходимости НДК 17 одним взмахом срубает достаточно толстые ветки, работая как мачете.

Наверняка многие усмотрят в столь хвалебных отзывах о собственном изделии элемент не скромности и будут совершенно правы. Я очень удовлетворён проделанной работой, а скромность, как и ложка, хороша к месту.

А. Кочергин, инструктор по боевой подготовке.