27 января - Снятие Блокады...

Марина Ив 63
Весь день в метро говорили о Блокаде, людях, защитниках.
Молодцы додумались.
А я услышав это подумала,
что лучшим бы памятником для погибших и выживших было бы
сохранить название городу - ЛЕНИНГРАД, и СТАЛИНГРАДУ тоже.
Но нас никто не спрашивает.
Наше мнение никого не интересует.
А ЖАЛЬ.

*******************************************
Кадры хроники ужасны.
Эта сторона наиболее опасна.
И сейчас, на некоторых домах,
Эта надпись сохранена.

Чтобы помнили это те,
Кто родился и живёт в тепле.
Руины, голод, гололёд,
Но город трудится, живёт.

Эхом  в сердце, метроном, отдаётся.
Сил всё меньше остаётся.
Назло всем врагам.
Седьмую симфонию Шостакович  написал.

Кольцо всё таки прорвали.
Блокады голод разорвали.
Храним мы память поколений.
Пока живём они НЕТЛЕННЫ.

Сочинялась композитором в 1941—1942 годах. Первые три части написаны им в доме Бенуа в Ленинграде (закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда).

Финал симфонии, завершенный в феврале 1942 года, композитор дописывал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года.
[править] Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде

9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижёром оркестра Ленинградского Радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг.

Исполнял Симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле.
Мемориальная доска в честь Дмитрия Шостаковича в Самаре

В мае самолет доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра, недостающие музыканты были присланы с фронта.

Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры.

Виктор Козлов, кларнетист:
« Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещен, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку. »

Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признавались ему:
« Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…[1] »

Галина Лелюхина, флейтист:
« Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали.