читая Библию

Виктор Шмаков
– Я как-то, в связи с одним заказом кое-что из живописи на религиозную тему просматривал. На библейский сюжет о смерти Сапфиры и Анании много чего нашёл, например, Михаила Зеленского картину. Вот как церковь, оказывается, круто наказывает за воровство!

– Да, сюжет примечательный из «Деяний святых Апостолов». Только тут не совсем воровство. Анания этот не убил никого, не крал, не брал чужого. Он продал имение, а при отчёте перед апостолами цену занизил, чтобы меньше нести в церковь.

– Какой-то налог с продажи должен был отдать? Видимо, десятину, которая из Ветхого Завета идёт?

– Как я понимаю, он должен был всё отдать.

– Всё!?..

– Апостолы-то что-то вроде «казарменного коммунизма» установили. В предыдущей главе «Деяний» об этом говорится. Сейчас, на каком-нибудь сайте религиозном найдём. Вот, четвёртая глава: «Когда закончили они молиться, содрогнулось место, где они собрались, и, преисполнившись Духа Святого, стали все смело говорить, провозглашая слово Божье. Было же у всех уверовавших одно сердце и одна душа. И никто ничего из имущества своего не называл своим собственным, и всё у них было общее. И с великой силой апостолы свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса. И Божье благословение было на всех них. И не было нуждающихся среди них, ибо кто владел землёй или домами, продавали их, приносили деньги, вырученные от продажи, и отдавали апостолам, и всё распределялось между всеми, каждому по нужде его».

– Христиане – это и есть первые коммунисты!?.. Так вот откуда наши «бесы» идею обобществления взяли! Из Библии всё!.. Вот уж точно – книга на все времена.

– Ну, да. – подтвердил Роман. – И эту идею взяли, и «Моральный кодекс строителя коммунизма» сформулировали на основе религиозной идеи, и много чего ещё. Вот сравни из первой заповеди: «...да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», и вот из морального кодекса: «Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов». Кто коммунизм не строит, а в своём капитализме желает жить – тот, значит, враг, потенциальный зверь, будем к нему нетерпимы – всё как в религии. И поклонение мощам у церковников взято – мавзолеи строить, и объявление всего рукописного марксистско-ленинского наследия Писаниями, то бишь, Первоисточниками. И к любому случаю цитирование из этих Писаний. Любая научная статья или диссертация на любую тему должна во вступительной части содержать какую-то цитату из Первоисточников или из сказанного действующим в настоящее время Генеральным секретарём.

– А ещё в литературе, в живописи, кино целые направления были – «лениниана», «сталиниана» – почти как о жизни Иисуса в евангелиях Нового Завета. Так что там, про Ананию-то?

– Вот текст из Деяний святых Апостолов: «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принёс и положил к ногам Апостолов. Но Пётр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили». Вот ведь как! Любой убийца, душегуб может надеяться на то, что исповедуется у священника, в грехах покается, молиться будет – и простит его Господь, возьмёт в Царствие Небесное. Но за такой грех, что Анания совершил – смерть преступнику тут же, на месте, без всяких покаяний, чтобы мучиться его душе в аду веки вечные...

Роман добавил из чайника в свою чашку, отпил немного, продолжил:

– Мне в этом рассказе нравится место, где апостол Пётр, допрос проводит как настоящий опер из угрозыска, прямо-таки – Глеб Жеглов. После смерти Анании он допрашивает Сапфиру. Надо же теперь и её в сообщничестве уличить. Вопрос-то простой: за какую, всё же, цену они продали имение? Но Пётр не дурак! Он не позволит себе допустить промашку. Вдруг Сапфира испугается или ей станет стыдно за обман, назовёт истинную цену, и избежит наказания. А то так и вообще о цене ничего не знает – Анания, допустим, у них в семье за главного, он без неё всё с покупателем решал. Вот на этом мы её и поймаем: не захочет она публично признаваться, что совсем уж на вторых ролях у Анании, даже стоимости сделки не знает. Пётр задаёт вопрос в провокационной форме, в вопросе сразу же подсказывается и ложный ответ: «скажи мне, за столько ли продали вы землю?». И что наша глупая Сапфира? Это вам не Манька Облигация, которая тут же ему бы отрезала: не бери на понт, мусор! «Да, за столько». Вот и попалась! «Что это согласились вы искусить Духа Господня? Вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут». Поняла Сапфира, что развёл её Пётр как шалаву какую-то, как дешёвку, и мужа уже порешили. Сердечный приступ у неё, или инсульт с кровоизлиянием в мозг, скоропостижная смерть. Ещё одна грешница – прямой дорогой в ад. На сегодня двое – план по грешникам и по возвращению денег в церковь выполнен. И для прочих назидание большое. Пётр устало зевнул...

– Тебе можно детективы на библейские сюжеты писать. Хорошо у тебя получается.

– Нет, с библейскими сказочниками тягаться не смогу. – честно признался Роман. – Хотя расскажу, пожалуй, ещё об одном сюжете из Ветхого Завета – об уничтожении очень важного документа, и о подлоге его текста.

– Какого документа?

– Скрижалей с десятью заповедями. Я тебе говорил вчера, что к разговору о заповедях этих мы ещё вернёмся, вот сейчас и поговорим.

– А с этим-то что случилось? И что – подлог именно этого текста – заповедей?

– Да, именно этого. Нам ведь в общих чертах известна сказка об этих скрижалях и о десяти заповедях, которые на них высечены. Из них мы, правда, вспомнить обычно можем лишь несколько: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй. Ну, кое-кто ещё вспомнят: поклоняйся Господу, Богу своему, не сотвори себе кумира, не произноси имени Бога напрасно, почитай отца и мать свою. Кто-то ещё вспомнит: не завидуй. Есть ещё и чисто иудейская: помни день субботний, не делай в оный никакого дела. Эти заповеди Моисею Господь на горе Синай продиктовал. В книге «Исход» в главе двадцатой об этом говорится. Вот о странной истории с этими заповедями я и хочу рассказать. Далее там пишется, что спустился Моисей с горы со скрижалями, на которых заповеди высечены, а там его народ уже другому богу поклоняется. Надоело им ждать Моисея, обратились они к его брату Аарону с просьбой: «Сделай нам бога, который бы шёл перед нами». Аарон собрал у них золотые украшения, и отлил им из них Золотого Тельца – это в главе 32-й рассказ. Так вот, когда Моисей, сошедши с горы, увидел это безобразие – поклонение другим богам, он «воспламенился гневом», бросил сгоряча скрижали и разбил их о землю.

– Это с заповедями-то Господними так поступил?

– Да! Был в гневе великом. А теперь что далее было, читаю: «И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, – ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек».

– То есть, написавши под диктовку Бога «не убий», он тут же и убил аж три тысячи? Так это он, может, просто самодурствовал, своевольничал?

– Нет, он волю Господню исполнял. Тот-то даже и большего требовал: «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя». Еле уговорил его Моисей меньшим наказанием для своего народа отделаться.

– То есть, Господь диктовал под запись: «не убий», и тут же говорит: «истреблю». Что-то совсем ничто не вяжется. Абсурд какой-то! А что же со скрижалями, с десятью заповедями? Моисей же их разбил...

– Так вот и именно, что история с этими заповедями совсем непонятная, запутанная. Скрижали-то они с Богом восстановили, новые вытесали. Вот в «Исходе» в главе 34 читаем: «И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил». Обрати внимание: «слова, какие были на прежних скрижалях». Но вот что интересно – тест-то на них теперь уже не тот, что ранее в библии упоминался, причём не только в 20-й главе «Исхода», но ещё и повторён в 5-й главе книги «Второзаконие». Теперь заповеди на скрижалях стали такими: ты не должен поклоняться богу иному, кроме господа, он бог-ревнитель; не делай себе богов литых; праздник опресноков соблюдай; шесть дней работай, а в седьмой покойся; и праздник седьмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеничной и праздник собирания плодов при конце года; три раза в году должен являться весь мужской пол твой перед лице владыки, господа бога израилева; не изливай крови жертвы моей на квасное; и жертва праздника пасхи не должна переночевать до утра; самые первые плоды земли твоей принеси в дом господа твоего; не вари козлёнка в молоке матери его.

– Последняя мне знакома, у Юрия Полякова повесть такая была – «Козленок в молоке». А куда же подевались «не убивай», «не кради», «не завидуй», «почитай отца и мать свою», «не лжесвидетельствуй»? Или их и не было вовсе? Мы о них знаем лишь со слов Моисея? Никаких других свидетельств о них нет? Допустим, Моисей по памяти пересказал. Но это же совсем другое, совсем не то, что потом они с Богом на дубликатах скрижалей написали. Он, что же – врал с первым вариантом заповедей? И почему именно тот вариант, достоверность которого совершенно, выходит, сомнительна, выдаётся теперь нам за заповеди Господни, а этот вариант, документально подтверждённый, замалчивается? Какая-то подмена произошла! Вот где детектив-то! Ничего не пойму!..

– Не могу тебе, Максим, ничем помочь. Это разве что богословы могут объяснить. Не зря ведь столько трудов они понаписали с их толкованиями и объяснениями. И ещё напишут – этим можно бесконечно заниматься. Меня иногда защитники религии спрашивают: а вы Библию читали? Читал, говорю. Но, конечно, не всю – там же 1200 страниц, причём такого противоречивого текста, что если читать вдумчиво, с разбором, то от прочитанного и крыша может поехать. Да и не обязательно всю-то читать. Для того, чтобы познать вкус моря, не требуется выпить всё море, можно выпить один стакан. Если уж на то пошло, так я прочитал гораздо больше, чем большинство из тех, кто в церковь ходит. Поэтому и в бога религиозного поверить не смогу. Библия – это наилучший «справочник атеиста». Или вот ещё о том, как чтение библии на отношении к ней сказывается. Это генерал Антон Деникин написал: «Я лично прошел все стадии колебаний и сомнений и в одну ночь (в 7-м классе), буквально в одну ночь, пришел к окончательному и бесповоротному решению: отметаю звериную психологию Ветхого Завета, но всецело приемлю христианство и Православие. Словно гора свалилась с плеч! С этим жил, с этим и кончаю лета живота своего».

– Отменяет он, значит, Ветхий Завет... Так ты ведь правильно говорил вчера, что отвергая Ветхий Завет, мы, следовательно, отвергаем и этого жестокого, злобного Яхве, то есть лишаем Иисуса отца, и он тогда – сын простого плотника Иосифа, никакой он не сын Господень, самозванец какой-то. У Деникина, «всецело приемлющего христианство», тут явная нестыковка, нарушение логики.

– А зачем верующему человеку логика? Это же вера, здесь не размышлять, а верить надо. У церкви принцип такой: «Толковать библию положено батюшке. Негоже люду мирскому вдаваться в понимания и толкования! Так и до греха недалеко. Все знания от бесов». Я же – материалист, к религии, как и к любой идее, могу подходить только со здравым смыслом, критично. Вот взять сюжет с Ананией и Сапфирой, или со скрижалями этими. По наличию подобных моментов и должна оцениваться любая провозглашаемая идея, понятно, что и религия в том числе. Хорошие лозунги или заповеди, в идеях имеющиеся и прописанные – это совсем ни о чём не говорит. Нет идей, хоть самых реакционных, профашистских, где бы не говорились слова о справедливости, например, или о хорошей жизни для тех, кто эту идею принимает, ей следует и ей служит. Кто-то удачно подметил, что Иисус столько о гуманизме не говорил, сколько Гитлер или Сталин.

– Это точно. – согласился Максим. – Насчёт того, чтобы «осчастливить» – это в их идеях в первую очередь было.

– Лживые идеи обязательно должны маскироваться, прятаться под мишуру, красивую облатку, за которой лежит основное. Вот так и с религией: выполнять заповеди «не убий», «не укради», оказывается, не так уж и обязательно. Ну, случилось, совершил грех – с кем не бывает? Можно же потом раскаяться, молитвами свои грехи замолить. Ты Богу-то ещё и милей даже будешь, чем не согрешивший. Вот что в Писаниях говорится: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» – это в христианстве, Евангелие от Луки. Из Талмуда цитата: «Там, где стоит кающийся, праведники стоять недостойны». А вот в исламе, Муслим 2747: «Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы таких людей, которые стали бы совершать грехи, а затем просить о прощении, и Он прощал бы их!». Это нам религии и церковники такое внушают, это мы перед ними исповедуемся, чтобы они нам грехи наши отпустили. Откупаемся у них за небольшие свои грешки – это те, которые против человека. Но есть грех, которому прощения нет – это против веры, против Бога: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем», Евангелие от Матфея.