Два Ваньки две судьбы. Быль

Вера Акимкина Костенко
Пришел Ванька домой сегодня расстроенный, злой- презлой. Учишь, учишь, а тебе ставят « два» и все тут. Правда, учить-то он учит, а рассказать толком не может. И все потому, что, как только он садится делать уроки, то сестренка отвлекает, то мама обедать зовет, то друзья хотят в мяч поиграть, и непременно чтоб он, Ванька, на воротах стоял. А то кот садится на его письменный стол или на колени перебирается к нему. Выучишь тут у них!
 Сегодня Ванька решил не отвлекаться, не обращать ни на кого внимания, а сесть и выполнить все домашние задания.
С этими мыслями Ванька решительно взялся за дело, предварительно плотно прикрыв в свою комнату дверь и выпроводив любопытного кота погулять на свежем воздухе. Попробовал выполнить сначала задание по математике – не получается. Раскрыл учебник по русскому языку. Что было задано? Он смутно помнил, что на уроке выполняли работу по тексту про какого-то Ваньку Жукова, находили слова, ограниченные в своем употреблении какой-то средой. Помнил, что учительница рассказала историю этого мальчишки, которого и звали так же, как и его – Ванькой. История эта удивила Ваньку. Ничего себе! Жил у чужих людей, выполнял разную работу по дому. Да он же был еще маленький! Ему и было-то всего девять лет! И родителей у него не было, а только один дед. А что дед? Сам жил у господ! Слово-то какое: господа! Да и старенький он, а еще работает. Странно. А пенсия? Почему государство не выдает ему пенсию, и зачем он отдал внука в какое-то там учение? Разве дома Ванька не мог научиться чему-нибудь у дедушки после школы? Ведь он в школу ходил, конечно? А Константин Макарыч, наверное, ветеран труда, как и его, Ванькин, дедушка.
- Странно все это,- продолжал размышлять Ванька. Учительница рассказывала, что Ванька Жуков жил в то время, когда в России были богатые и бедные. Бедные – это Ванька и дедушка Константин Макарыч, а богатые – это господа, на которых работали дедушка и внук. Интересно. Но ведь и сейчас есть в России богатые и бедные. У соседей вон во дворе стоит машина красивая. Ванька слышал, как родители не раз говорили про них: «Ишь, господа какие!» Но ведь дедушка Ванькин на них не работает. Наоборот, сидит вечером на скамейке и с соседями беседует. И в сапожники дед не отдал Ваньку. Еще чего! Он и не хочет быть сапожником!
- Ладно. Что-то я расфилософствовался,- решил Ванька.- Об этом подумаем позже, а сейчас – за уроки.
Решено. Учиться нужно хорошо, чтоб в ученье к чужим людям не попасть, чтоб тебя подмастерья не посылали красть у хозяев огурцы, и чтоб хозяйка не заставляла чистить селедку и потом « ейной мордой ему, Ваньке, в харю тыкала».
Как это неприятно! Ну вот. Жаргонизмы пришлось употребить… И тут Ванька вспомнил, что проходили сегодня на уроке русского языка как раз эту тему и нужно было выполнить такое задание: определить по данным примерам, что представляют собой говорящие, какова их культура. И Ванька понял: жаргонное словоупотребление служит характеристикой персонажа. Теперь он знал, как выполнить домашнее задание. Люди, которые не умеют общаться по-другому – это некультурные люди, они плохо владеют языком. И от себя Ванька добавил: это очень злые были люди.
Выполнил Ванька и математику.
Читал историю, а сам думал:
- Что же ты, Ванька Жуков, не мог адрес правильно написать? Забрал бы тебя дед! Непременно! Он просто не знал, что живется тебе у чужих людей так плохо.