Заметки о стихах Бориса Пастернака

Александр Абрамов 1
     Пастернак бесспорно великий поэт! Более того, он замечательный человек! Это не всегда соединяется в одном человеке. Однако, я не принимаю безусловно все его стихи. В его ранних стихах, на мой взгляд, и не только на мой, очень много корявостей, притянутых за уши образов и сравнений. В этом отношении он заметно отличается, например, от Есенина и Блока. Правда, если говорить о Блоке, то у него на одно гениальное стихотворение приходится несколько относительно слабых. О всяких нелепостях в стихах Пастернака резко отзывался Иван Бунин.Приведу дословно реплику Бунина о Пастернаке. Она содержится в его портрете Маяковского. Вот её текст:

    "Маяковскому пошло на пользу даже его самоубийство: оно дало повод другому советскому поэту, Пастернаку, обратиться к его загробной тени с намеком на что-то даже очень возвышенное:

Твой выстрел был подобен Этне
в предгорье трусов, и трусих!

Казалось бы, выстрел можно уподоблять не горе, а какому-нибудь её действию, - обвалу, извержению... Но поелику Пастернак считается в советской России да многими и в эмиграции тоже гениальным поэтом, то и выражается он как раз так, как и подобает теперешним гениальным поэтам, и вот еще один пример тому из его стихов:

Поэзия, я буду клясться
тобой и кончу, прохрипев:
ты не осанка сладкогласца,
ты лето с местом в третьем классе,
ты пригород, а не припев."

Процитирую  и я кое-что из ранних стихов БЛП:

Сады тошнит от вёрст затишья.
Столбняк рассерженных лощин
страшней, чем ураган, и лише,
чем буря, в силах всполошить.

Дальше у него в этом стихе ещё "перл":

встаёт в колонны рёв скота.

Или ещё:

Вчера ещё были ристанья, и пренья,
И тяжбы у кровель и зарев о роскоши,
А нынче закат уподоблен сирене,
Влачащейся грудью и гривой по суши.

Вот две строфы из стихотворения Пастернака "Баллада":

Бывает, курьером на борзом
Расскачется сердце, и точно
Отрывистость азбуки морзе,
Черты твои в зеркале срочны.

...

Был ветер заперт наглухо
И штемпеля влеплял,
Как оплеухи наглости,
Шалея, конь в поля.


Ну если это великая поэзия, то извините. Причём подобного у Пастернака в ранних стихах полным полно. Хорошо написал о раннем Пастернаке Борис Зайцев: "Но тогда, при кипучести его натуры, ему вполне естественно было увлекаться некоей словесной новизной и невнятицей, увлекаться и чрезмерностью сравнений. Стихи его того времени, сколько помню, являлись некими глыбами, в первозданном положении, не сведённые к гармонии".

А вот поэма "Когда разгуляется", "Стихи из романа" и т.д. - это уже великая поэзия.

    Может быть, кто-нибудь подумает, что признавая Пастернака великим поэтом, я, тем не менее,  не люблю его стихов. Это далеко не так. Лучшие стихи Пастернака просто сводят меня с ума.  Такие строки как

В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал

из стихотворения «Марбург» или, например, стихи

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…

принадлежат, по моему мнению, к лучшему в любовной лирике в мировой литературе. А вот стихотворение «Июль»:

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

Трудно себе представить лучшую пейзажную лирику. Такие стихи Бориса Леонидовича Пастернака бесспорно стоят на золотой полке русской поэзии.