Спокойно

Сергей Павлов-Павлов
                Конспект для успокоения нервной системы.
                По книге Рудольфа Арнхейма
                "Искусство и визуальное восприятие".
                Не волнующимся, и не интересующимся
                методикой гештальтпсихологии
                в исследовании искусства,
                ровно как и самим искусством,
                просьба не читать.
                Главное здесь - рисунки.

Рисунок 144 представляет собой гравюру по дереву художника Ганса Арпа.
Зрительные факторы сбалансированы в пространстве и удовлетворяют
как несложным условиям Декарта, так и незафиксированным. Намеренно
ложные очертания гравюры склеиваются в якобы невозможное
фокусирование четырёх плоскостей (рисунок 145-a), то есть как пирамида,
сложенная из частей одного пятна на самом верху. Но косо протянутая фигура
такого же вида, но бо́льших размеров, внизу, на фоне окна, нивелирует
архитектурно смелую контрапунктуру пятна и как бы дрожит.
А в целом конструкция возлежит на основании белого цвета, с лункой.

На рисунке 145-b представлено трёхплоскостное смещение,
в котором есть ощущение, что кольцо покоится на чёрном пятне.
Два менее плоскостных решения даны на рисунках 145-с и 145-d,
где: кольцо-капюшон с чёрной стрункой-пятном посередине -
как сообщение скапельца мини-форсунки основанию чёрного фона,
и фон отныне (как основание) просматривается сквозь отверстие,
образуемое тонущим контуром в белой квазиповерхности лунки.

Из принципа экономии расстояния естественно следует то, что
одноплоскостное решение не полиномно (рисунок 145-e),
и, воспринимаемое с двух сторон, оно возмущает веерные колебания,
которых не избежать без объёмного зрительного представления.

Единственное решение, где архитектурное возмущение не возникает,
это опять пирамида (рисунок 145-a), из четырёх частей.
Это решение также диктует аккуратное соединение плоскостей, и
если яркость пытается стать характером фона, инфантой в его лице,
то доминантно решение, публикуемое на рисунке 145-c.

Однако два узких мостика и струнка в белом кольце гравюры
будут усиливать, и этого тоже не избежать, не просто фон
(рисунок 145, d и b), а коммуникатор фактуры. Наконец,
цветовое подобие будет группировать все области с белым тоном
в плоский единый торец. Конденсация чёрных сторон - в другой.
Разнообразные перцептивные факторы и сотрудничают между собой,
как якобы вместе особи, и нет, как провокаторно-разделённые.

В гравюре по дереву Арпа сила воздействия этих факторов
распределена таким способом, что результат умеренно неопределённый.


08.02.2011, 23.06.2013