Предисловие к книге стихов написал А. Оболенский

Павел Самбуров
Весь его предыдущий жизненный опыт позволяет относиться к Павлу Самбурову как к довольно экзотическому персонажу, достаточно необычному типу поэта, вобравшему каждый раз что-то новое из ситуаций, в которых смог побывать и вылезти целым и невредимым. Родился (в 1986 году от Рождества Христова) и вырос Павел в городе Москве - столице России и оплоте свободомыслия. 
Детство его пришлось на 90-ые годы, в связи с чем, оно оказалось лишенным всей уличной романтики, что было присуще дворовому детству всякого советского мальчика. Но, тем не менее, не помешало насладиться всеми запретными прелестями столичной жизни, кутежами в богемной среде, новыми знакомствами и многочисленными «Любовями».
Когда поэту становится скучно, он пускается в бессмысленные и долгие скитания по стране, смысл которых состоит лишь в изменении привычной обстановки с целью поиска вдохновения и нестандартных сюжетов. Как отмечал один из великих английских писателей Стюарт Хоум, «лучший способ стимулировать творческий подъем, разозлить кого-нибудь до такой степени, чтобы тот, выбив двери твоей квартиры, вломился внутрь с дробовиком».
Однако П.С. идет другим путем, влекомый музой дальних странствий, шатается ночами по Москве, путешествует автостопом, посещает разные места, живет где попало, ночуя на вокзалах случайных городов, насыщаясь хипанской эстетикой, посещает летние фестивали (вроде широко известных в узких кругах «пустых холмов»). Но когда и этого мало, лезет в пещеры и развлекается спелеостологией и диггерством обследуя в компании таких же фриков заброшенные здания, заводы, каменоломни.
Со стороны, кажется, что он хочет испытать все, оказаться во всех нестандартных ситуациях, приобщиться к неведомому и попробовать жизнь на вкус как она есть, что проявляется не только в эмпирическом постижении объективной реальности, но и в литературных извращениях, то есть я хотел сказать, в поиске новых форм самовыражения через искусство.
С молодых лет он писал, настойчиво и упорно, понимая, что многое не так, но продолжал искать и работать. Однако с каким бы упорством ни шел человек к поставленной цели и сколько бы труда ни вложил в свое дело, успех еще не гарантирован. В поэзии, как и во всяком творчестве, нужны способности, талант, призвание. Самому же оценить достоинство своих стихов трудно, ведь пристрастнее относишься к самому себе.
Осознав себя поэтом, Павел писал сначала для себя, пока в один из дней его сестра не  обнаружила случайно стихи начинающего автора. После дружеской поддержки, начинающий поэт смог представить свое творчество на суд публики, дебютировав сначала на сайте стихи.ру, а затем в сообществе «Гей-поэзия», которое он создал и руководителем которого является вплоть до сегодняшнего дня.
В Интернете данный автор больше известен под псевдонимом «Верлен». Красивый звучный псевдоним (Верлен, т.е. верность Ленину) так и понуждает «глаголом жечь сердца людей», настраивая струны лиры на громогласные рулады гражданской лирики. Но нет в его стихах обличений социальной несправедливости, призывов к уничтожению капиталистической собственности, упоения разрушительной силой анархизма и пафоса построения нового свободного мира. Поэт пошел по иному пути, став лириком, сконцентрировавшись больше на фиксации собственных эмоциональных состояний.
Внимание автора обращено к индивиду, в стихах много психологизма, личных переживаний, лирика во многом навеяна событиями личной жизни автора, но есть в ней место и для философских обобщений, таковы стихотворения: «Великий город», или «Светлячки», тема которых – нестандартный человек, непонятый людьми и оторванный от толпы, на стороне которого находятся симпатии автора, «Ночной поезд».
Как отмечал сам поэт, на него оказали влияния различные авторы: Борис Акунин, Юкио Мисима, Хулио Кортасар, Салман Рушди, Михаил Салтыков-Щедрин, Иосиф Бродский, Фёдор Сологуб, Виктор Пелевин. Надо сказать, что ряд направлений в Европейском искусстве 19-20 века также находит некоторое отражение в творчестве П.С.
Читая Павла, мы находим, строки, напоминающие нам немецких экспрессионистов:      
 
«Ржавые остовы старой империи,
Мертвые церкви, руины, пожарища,
Город страдает, забытый, потерянный,
Плачет и стонет, как в сердце ужаленный».

Следует отметить, что действие многих стихов разворачивается, как правило, на улицах большого города, либо с указанием примерного места (весьма часто фигурирует московская улица Арбат, Патриаршие пруды), либо просто в повествовании указывается бульвары, старые здания, фонари, крыши (причем, почему-то в сознании читающего всплывают причудливые крыши домов из мультфильма про Карлсона). Кажется, что действие происходит в историческом центре, овеянном мистикой и историей как минимум XIX века, этакий туристический центр.
Словно все города 21-го века такие, в стихах почему-то не встречается описаний зассаных дворов, бетонных коробок новостроек, коммуналок и стрёмных заводов городских окраин. И сам поэт видится в подобном ореоле этаким денди в плаще и шляпе, шагающим по городу, погруженным в возвышенность:

Свежий ветер доносит сюжет
Не дописанной летом поэмы,
И – шагает изгнанник-поэт
Под дождем городского Эдема.

Эскапизм, отрыв от бренности жизни, стремление создавать некий свой иллюзорный мир (взять, хотя бы, то же произведение «Алтарь неведомому богу»)  роднит его с поэтами декадентами, так отрыв от реальности, выраженная в идее полета, которая является одним из классических сюжетов символистской и декадентской лирики, разрабатывалась им в стихотворении «Исчезновение»: 

А я, безумный и двуликий,
Вольюсь в седую глубину

Дремотной сырости небесной,
И, сбросив бренности покров,
Для новой жизни новый кров
Найду в пределах неизвестных.

А героиня стихотворного произведения «Ты прыгнула в воду» явственно напоминает образ Офелии, только она не тонет, а падая на дно (символический уход в реальность где «светлее, чем здесь, на свободе, снаружи»), не просто утонула и не плывет как бревно по течению, а попадает в лапы к некоему мифическому существу в образе «водяного», трикстера, не подчиняющегося правилам привычного нам мира, проводника в иную реальность, доступную посвященным. Прыжок в неизвестное это и есть момент инициации, преодоление страха, когда человек не знает, что его ждет: «Ты прыгнула в воду, не зная, что я давно там сижу. И тебя поджидаю», порывая с привычным, преступая черту, за которой неизвестные «темные, пугающие и в тоже время завораживающие воды».
В стихотворении Голые ветви» сказано о символическом умирании природы зимой, за которым с неизбежностью должно последовать весеннее возрождении, куда причудливо вплетено настроение автора (хандра, усталость, возможно даже, творческий кризис). Что также находит связь с рядом представителей европейской культуры, пытавшихся отобразить влияние погоды, либо пейзажа за окном на состояние души:

Некуда больше стремиться – тропы, ведущие к цели
Саваном мертвой природы спрятал бессмысленный снег.
Словно у трупа ресницы, голые ветви деревьев
Воткнуты в серое небо – серость распахнутых век.

Не обошел своим внимание автор и существ из потустороннего мира, вспомним хотя бы стихи  «Трупоед» и «Кладбищенский абсурд».
Также в творчестве П.С. фигурируют идеи одиночества и неотмирности, противопоставления себя безликой толпе, обывателю:

Я один
В сердцевине бетонной горы,
А в руках моих книжка, где много стихов безыдейных.
Я смотрю на людей, выдыхающих в небо пары,
Из окна. А внизу, как всегда, муравейник.
Суета.

Рефлексия и обращенность на собственную личность описаны в стихах «Эрос и Танатос», «Поиск пути», «До дыр зачитанный, до дыр захватанный».
 Тема любви также становится предметом творчества Верлена, хотя по большинству стихов невозможно понять к кому именно: к мужчине либо к женщине они обращены, что не может не радовать, поскольку в мировой литературе нет ничего банальней и заезженней, чем любовь мужчины к женщине. Автор осознал, что любовь не имеет пола, это открытие позволило строить стихотворные описания, фиксируя внимание, прежде всего на сродстве душ и эмоциональной близости, что спасло от воспевания пошлой «юбчонки», к описанию которой можно запросто скатиться, добавив в текст натурализм и пытаясь индивидуализировать объект желания.
Столь различные сюжеты, затронутые автором, обусловлены тем, что данный сборник охватывает семилетний путь творческих исканий, так как включает в себя избранные стихи П.С., написанные в период с 2003 по 2010 год, это первый печатный сборник, которым, надеемся, автор не ограничится, и в недалеком будущем подарит своим читателям и всем, кто из «просто читателя» превратится в почитателя его таланта еще много стихов.   

9 февраля 2010 г.

(с) Андрей Оболенский

ПРИМЕЧАНИЯ:

Я благодарен Андрею Оболенскому за серьёзную статью о себе и своём творчестве, однако вынужден сделать несколько замечаний по поводу текста, который представлен в первозданном виде, за исключением нескольких опечаток и ошибок в цитатах, исправленных мной сразу же. Дело в том, что в тексте присутствует некоторое количество  сведений обо мне, совершенно не соответствующих истине:
1. Я никогда в жизни не ночевал на вокзалах. Мне действительно случалось путешествовать по стране автостопом и ночевать в гостях, в кофейнях, на вписках у случайных знакомых, в придорожных едальнях и машинах дальнобойщиков, и даже в придорожных кустах, но вокзалы в число этих мест не входили по той банальной причине, что я не люблю путешествовать на попутных электричках, а также считаю вокзал местом, где ночевать точно не стоит.
2. Автостопом я начал увлекаться на пару лет позже, чем подземельями, а не наоборот, как написано в статье.
3. Сообщество «Гей-поэзия», имевшее место быть в 2006-2010 гг., было мной закрыто 31 октября 2010 г. за ненадобностью, открывать обратно пока не планирую, потому что мне не слишком интересно им заниматься, а других охотников его развивать как-то не находится. Будем считать, что оно благополучно выполнило свою функцию и отошло в небытие.
4. Я никогда не публиковался ни под какими псевдонимами, все мои стихи вывешены под моим настоящим именем и фамилией. Путаница с «Верленом» возникла с соответствующим прозвищем, которым меня в ранней юности наградили московские хиппи, и под которым до сих пор знают в этой и подобной среде. Прозвали меня так в честь французского поэта Поля Верлена, а версию про «верность Ленину» я придумал сам шутки ради, и чтобы лучше запоминалось. Поэтому в статье, в тех местах, где автор называет меня «Верленом», что неверно, это было исправлено на «П.С.»; сам же абзац про псевдоним я решил оставить, ибо он неожиданным образом характеризует отношение ко мне автора статьи и, видимо, не только его.

13 февраля 2010 г.

Павел Самбуров