Елена Ваенга или ложка дёгтя в бочке мёда

Семинар Юрия Петровича
Очередной взрыв негодования Юрия Петровича вызвала девушка с прекрасным русским именем Елена и замечательной русской фамилией – Хрулёва, которая не пойму с чего, видимо в память о северном детстве,  выбрала какой-то ненецко-якутский псевдоним «Ваенга». У меня лично это слово ни с чем, кроме как со словом «яранга», сколько мне помнится,  так называется якутская юрта, вигвам, иглу и т.д.  ни с чем не ассоциировалось. Потом вспомнил реку Хатанга.

Однако, спасибо инету, посмотрел в Википедию и узнал, что так назывался раньше Североморск, родной город Елены и река, на которой он стоит, а ныне и ж/д станция продолжает так называться. Благородно конечно взять имя родного города в качестве псевдонима, но для подавляющего большинства пипла, который её слушает, оно так и останется ярангой, что не здорово. Не все же полезут в Википедию выяснять откуда ноги растут. Поэтому я не интересовался принципиально её творчеством. Так уж устроен человек. Тем более, что мало ли новых шансонеток и попсовых певиц каждый день появляется? Всех что ли анализировать?

    Но вот, недавно, по совету дочки своей,  послушал несколько песен,  и оказалось, что очень мило, а многие, как например, «Аэропопрт»,  или «Снова стою одна» (Курю) и  «Абсент»,  кажется, давно на слуху. Стал прислушиваться дальше. Музыка самобытная с народной примесью, да и фортепьяно давненько никто кроме Димы Маликова как выразительное средство на эстраде и в шансоне не применял.  Северный колорит  – морошка,  море Баренца, душевность исполнения без малейшей рисовки и, главное умение быть самой собой. Всё это привлекает и несколько дней я, так как часто хожу пешком и катаюсь на коньках, в плеере слушал только её.  Сразу выкидывал из плеера  то, что  «не покатило». Но осталось и после «чистки» довольно много - больше половины. Редкий случай для придирчивого Ю.П.

    Но чем дальше слушаю, тем больше вижу, что у меня в руках оказалась ходячая энциклопедия примеров того, как музыкально грамотный человек с высшим образованием и безусловно одарённый в поэтическом плане может думать, что писать стихи и особенно песенные можно просто как душа просит не имея ни малейшего представления о том, как это будет потом слушаться со стороны.  Конечно, « пипл у нас всё схавает»  и после того, что мы сейчас слышим на попсовой и шансонной эстраде,  этот МИР ЕЛЕНЫ помноженный на несомненный поэтический и музыкальный дар завораживает, но тем обиднее видеть как она распорядилась Богом данным материалом. Такое вот вступление, а теперь конкретные примеры того, как можно ложкой дёгтя испортить бочку мёда.

 Кстати, тот,  кто так и не услышал «Майю» и «жену» у Мищуков (см. эссе: http://stihi.ru/2011/02/08/2199),  может дальше не читать,  а я удаляюсь, извинившись.

1) Пожалуй самое безобидное, что можно услышать это то, чем грешат многие,  «не-ни» (Митрофаныч Воронежский подробно остановился на этом вопросе (http://www.stihi.ru/2010/08/25/3491 ), а я только покажу пример:

Песня "Оловянное сердце"

«Но ты же обещал быть рядом,
Чтобы НЕ случилось»

Внимание вопрос ! Чтобы НЕ случилось ЧТО?

Очевидно, автор хотел спеть
«Что бы НИ случилось», но спелось, как спелось, и мы слышим именно это.
Она, конечно, не первая. И Пугачёва так лажалась и прочие (см. у Митрофаныча Воронежского: http://www.stihi.ru/2010/08/25/3491),
Но сколько же можно наступать на одни и те же грабли
А дальше больше…
«………….
Да вот НИ получилось», а тут наоборот должно быть «Не».
А песня меж тем замечательная

2) Распадность ударения и якутский акцент в песне «Шопен»

«Дотянись рукой! Твоя.
Нельзя! Нельзя!
Не смотри мне так в глаза!
Нельзя! Нельзя!
Вспоминать как рУка в рукЕ
ЛежалА нельзя!
Мне теперь мирА малА  ( очевидно «мира мало»),
Хоть мир во мне.»

И далее:

«Поцелуй на мАих губах
Горит огнём
И вся музыка сейчас
Ему о нём»

А тут в стихе никакого распада нет, а по музыке?
Не говоря уж о том, что, если не видишь текста , под музыку первая строка воспринимается вообще с северным акцентом:
«Дотянись рукой твоя» вместо «дотянись рукой твоей»
А дальше всё прекрасно по-русски и прекрасная якутская девочка исчезла.

3) «Белая птица»
 «И твАи руки не меня обнимут,
Мои глаза твоих искать не станут»
«и мАйи руки не тебя обнимут
Твои глаза моих искать не станут
И ты пройдёшь меня увидев мимо
Ты даже думать обо мне не станешь»
Я даже думать о тебе не стану» («Станут-стану» - вааще.
Рифмочка, однако, «станут-станешь» - волосы дыбом)

4) Отсутствие рифмы между 1-ой и 3-ей строками.

 Когда Танич пишет для «Лесоповала» песню, нарочито игнорируя эту рифму, кося под уркоганов,  это можно понять,  но я лично никогда такое ни петь, ни слушать не буду. Но когда Елена, прекрасно срифмовав в первом куплете 1-ю строчку  с 3-ей, начисто забывает об этом во всех остальных куплетах, тогда как песня, вообще-то,  замечательная, становится просто обидно за неё.

«Папа нарисуй белый океан
Посади медведя на большую льдину
Я стала замечать, что мне немного жаль
Что я не родилась мужчиной»

«Океан- жаль»
Всё-таки рифма и довольно интересная, пусть ассонансная
А дальше - полный беспредел:

«У меня глаза северных цветов
И мне не нужны тропические страны
Я всегда с тобой рядышком была
Просто ты уехал слишком рано."

Никакой рифмы между 1-ой и 3-ей и так до конца.
Что это? Авторская небрежность?  Но ведь сказано: «Можешь - пиши хорошо, не можешь - не пиши вообще».  А Елена может.

5) Классический пример повсюду распавшихся ударений песня «Желаю».

 Мало того, что конъюнктура явная. У каждой попсовой певица такая есть, но в ней всё абсолютно банально кроме образа «как на Мадагаскаре».

«Желаю, чтоб вы все былИ здоровы! И чтобЫ над вами
Сияло солнце ярче, чем на Мадагаскаре.
«Чтоб до ста лет жили,чтоб горЯ не знали»
И чтобы ваши дети вас радовАли»
Ну, что бы не спеть «чтоб забОт не знали»? И всё было бы в порядке.
А так, это безобразие три и более раз поётся как припев.

6) «Флейта»
Тут никакого, вроде, распада ударения, если читать как стихи.

"Почему нам хочется верить
В старые добрые сказки?
Почему нам хочется видеть
В жизни лишь яркие краски?
Почему кажутся в детстве
Не слишком солёными слёзы?
Почему мы понимаем,
Но часто становится поздно?"

Вроде хорей и в слове «почемУ» ударение на последний слог, а на первом пиррихий, но Лена, ничтоже сумняшеся,  делает этот пиррихий первой нотой музыкального такта, то есть ударным слогом  и мы четыре раза подряд слышим следующее:

ПАчему нам хочется верить…
ПАчему нам хочется видеть…
ПАчему кажутся в детстве…
ПАчему мы понимаем…

«ПАчему». Это уже очередной зверь вроде «кОгды» приснопамятной.

Какое слово я бы поставил сюда вместо этого «ПАчему»? Просится «ПАдшему», тут ударение на первом слоге и пиррихий на третьем – вот слова и помирились с музыкой.
Да и услышится, именно, «падшему» будь запись не совсем чистой.
Боже, опустите быстрей!  Ну, как так можно писать?

7) «Скрипка»

«Странным был этот сказочный вечер
С голубыми как вечер свечами
Меня смерть обнимала за плечи
Целовала немыми губами.»

Так кого смерть обнимала?  МЕня?  Ну, конечно, отца Александра Меня.
 Это, конечно, полураспад (первый слог в анапесте), но слышно же, слышно. Замените мысленно  «Лену смерть обнимала за плечи» и всё в порядке. Или, более нейтрально, «Будто смерть обнимала за плечи».

 Ну, а кто не слышит разницы. Ну, что ж? Пусть слушает как есть и радуется,  а я порадуюсь за него.

Слышу негодующие голоса фанатов и поклонников Елены.  «Да это фишка такая у неё – сбивать ударения. В этом весь кайф!»

И я бы, наверное, не стал затевать этот разговор, если бы считал Елену обычной попсово-шансонной однодневкой. Однако одна фраза поразила меня, открыла в ней для меня глубокого поэта, а кому много дано, с того я вправе потребовать более требовательного отношения к себе (пардон за тавтологию). 

Так вот,  фраза «Как плакала вада» (умышленно слово «вода» пишу через «а», как произносится), полностью построенная на одной гласной «а», поющаяся на одном дыхании.  В этой фразе бескрайность весенней северной тундры, Баренцева моря и , вообще, всей воды на земле. В одной фразе сказано всё.  Картина, воистину, вселенская.

Да и у вашего покорного слуги ещё в 1995 году появилась похожая фраза «Ты – живая моя вада» - тоже шесть звуков «а» подряд, но до этого ещё два «ы» для разгончика воды.

Так как же мне не признать поэта в человеке даже за одну эту строчку?

Поэтому я и затеял все эти разборки. Хочется видеть поэта, а не просто певичку попсы и шансона. Почему попсы? А что я могу сказать о человеке, написавшем «Абсент»?  Это приличествует Распутиной или Анастасии, но никак не человеку масштаба Елены Хрулёвой.

За сим жду разгневанных или солидарных голосов.

Ваш Ю.П.

ЗЫ. Оказывается не от хорошей жизни Елена взяла этот псевдоним. Суровые законы шоу-бизнеса лишили её фамилии,  и пришлось ей таким обходным путём вернуть себе хоть какую-то. Вчера мне об этом поведало "любимое" ЦТ. Прошу прощения в таком случае за этот лёгкий укол, но текст менять не хочу, ибо о данном факте легко  мог  и не узнать.

ЗЗЫ. В приватных беседах с молодёжью мне удалось выяснить, что сбивать ударения это такая «фишка» на современной эстраде. Сразу вспомнилось знаменитое Меладзевское «Салют, ВерА!», вместо ВЕра.

  Ну, тогда, вообще, не ясно чего ради Ю.П. копья ломает. Давайте посыплем голову пеплом, забудем обо всех распадах и полураспадах ударения и будем писать, как рука ляжет. Так ведь проще,  да и «фишка» к тому же.