Искусство видеть мир

Алексалекса
У  Паустовского  есть  небольшое  эссе,  которое  так  и  называется  «Искусство  видеть  мир».
Как-то  он  познакомился  в  электричке  с  одним  художником,  который  ехал   в  Тихвин,  чтобы  там  рисовать  осень.   Он  сказал  ему:  « …    вы  еще  не  совсем  ясно  видите. Несколько  мутновато.  И  грубо.  Судя  по  вашим  рассказам,  вы  замечаете  только  основные  цвета  и  сильно  окрашенные  поверхности, а  переходы  и  оттенки  сливаются  у  вас  в  нечто  однообразное.
-  Что  же  я  могу  поделать?   Такой  уж  у  меня  глаз!  -  воскликнул  писатель.
-  Ерунда!  Хороший  глаз  -  дело  наживное.  Попробуйте  месяц  или  два  смотреть  на  все  с  мыслью,  что  вам  это    обязательно  надо  написать  красками».    Это  был  первый  урок,    второй  был  нагляднее. 
Вот как удивительно  тонко  и  очень  живописно   описывает  художник  грозу  в  сентябре.   «Какая  уйма  красок!  Такое освещение  никак  не напишешь, будь  ты  хоть  сам  Левитан!   Вон  видите  -  там  лес  совершенно  темный,  глухой;  это  на  нем  легла  тень  от  тучи.  А  вон,  подальше, на  нем  бледные    желтые  и  зеленоватые  пятна: это  от  приглушенного  солнечного  света  из-за  облаков.  А  вдали  он  весь  в  солнце.  Весь  как  отлитый из  красного  золота.  И  весь  сквозной.  Своего  рода   золотая,  узорчатая  стена.  Или  вроде  как протянули  по  горизонту  плат,  что  вышили  мастерицы   в  своих  золотильнях.  Теперь  смотрите  ближе,  на  полосу  елей. Видите  бронзовый  блеск  на  хвое?  Это  от  золотой  стены  леса.  Она  обдает  ели  своим  светом.  Отраженный  свет.  Писать  его  трудно   -  легко  загрубить.  Какая   сила  все-таки  у  света,  отраженного  от  осенних  лесов!  Все  в  купе  как  в  зареве.  Впереди  грозовой  тучи  на  нас  бежали  рваные  облака  и  своим  стремительным  движением    перемешали  все  краски  на  земле.  Путаница  багреца,  червонного  и  белого  золота,  малахита,  пурпура  и  синей  тьмы   началась  в  лесных  далях.  Грозовая  туча  курилась  пепельным  дымом  и  быстро   опускалась  к  земле.  Вся она  была  однообразного  аспидного  цвета.  Но  каждая  вспышка  молнии  открывала  в  ней  желтоватые  зловещие  смерчи,  синие  пещеры  и  извилистые  трещины,  освещенные  изнутри  розовым  мутным  огнем.  Хлынул  ливень...  Какое-то  время  мы  молчали,  потом  художник  сказал:  «Вот  пройдет  дождь,  тогда  краски  будут  крепче.  Солнце  заиграет  на  мокрой  листве  и  стволах.  В  пасмурный  день,  перед  дождем  приглянитесь  к  свету.  До  дождя  он  один,  во  время  дождя  -  другой,  а  после  дождя  -  совершенно  особый.  Потому  что  мокрые  листья  придают  воздуху  слабый  блеск.  Серый,  мягкий  и  теплый.  Вообще  изучать  краски  и  свет,  -  одно  наслаждение.  Я  свою  долю  художника  ни  на  что  не  променяю!»