4. Поговорим о рифме

Теперь, когда мы всё узнали о ритме (побольше многих академиков), пришла пора поговорить о рифме.

Не могу сказать, что рифма есть наиглавнейшее в стихе. Существует ведь и белый стих - вообще без рифм. Но если человек пишет в рифму, то есть стих в классическом понимании, он должен понимать роль рифмы в нём. Поэтому я не буду останавливаться на плохих примерах рифм. И банальными рифмами можно написать прекрасные стихи, и с виртуозными – стихи не о чём. Фамилию поэта «короля рифмы» в 19 веке сегодня никто уже и не вспомнит, ибо поэзия это не только форма, но содержание и способ подачи – образность, метафоричность и т. д.
После короткого вступления, обозначившего мои позиции в этом вопросе, перехожу к градации рифм по степени интереса и ценности. Это лично моя классификация, но, надеюсь, многие со мной согласятся.

1. В ы с ш и й    п и л о т а ж. С о с т а в н а я     р и ф м а.  А в т о р с к а я
Это когда рифмуются не только концы слов, но слова целиком и даже несколько слов одновременно. Примеры:

«душу радуя – винограду я»
"женщина - вещь твоя"
"и не знАли-то – чем-то зАнятой" (тут рифма ещё и дактилическая - два последних слога безударны)
«юбилеи – всё  белее»
"на стол - настой"
"слаба - со лба"
"постаревшая - над скворешнею"
«скаты крыш – отрады лишь»
«самолёт – прямо в рот»
"знамя - с нами"
"ПОКЛАЖА - облаКО ДАЖЕ"
Большим мастером в области составной рифмы был Владимир Высоцкий:
«в гусТОЙ ШЕРСТИ  - ПОТРЯСТИ»

Ещё такая рифма называется АВТОРСКОЙ, ибо это как стих в стихе и использовать её вторично тоже может считаться плагиатом по большому счёту. Это рифма индивидуальная. Она характерна для больших художников.

2. М а с т е р с т в о. Рифмуются слова полностью похожие друг на друга. Созвучные на всём протяжении, как правило с одинаковым количеством слогов и одинаковыми гласными.
(В общем-то составная рифма частный случай этой рифмы - назовём её ассонансной (ассонанс - созвучие), потому что отличие лишь в том, что в первом случае рифмующееся звуковое сочетание состоит из двух и более слов, но фонетическая идея та же и неизвестно ещё что сложнее, однако рифмы этого вида заимствовать не грешно. Они не имеют индивидуальной окраски, какую имеют составные авторские рифмы). Примеры:
 
"Скользя-нельзя"
"дали - видали"
"помешан - поменьше"
"эти - дети"
"это - лето"
"туго - друга"
"газели - глазели"
"лепете - верите"

3. О т л и ч н ы е   р и ф м ы. Рифма простая, но когда рифмуются разные части речи. (Понятно, что при составной рифме как правило рифмуются разные части речи).

«на пляже – даже»
«морЯ – горЯ»
«Париж – говоришь»
"шкаф - прав"
"стогА - дорогА"
"туго - друга"

4. Х о р о ш и е    р и ф м ы. Рифмуются одинаковые части речи, но в разных формах и наклонениях:

«по столу – юлу»
"дорога - от порога"
"разлуки (род. падеж) - звуки (мн. число)"


5. Н о р м а л ь н ы е  р и ф м ы. Рифмуются существительное с существительным.

«гном – дом»
«Город-ворот»

6. С л а б ы е   р и ф м ы. Рифмуются глагол с глаголом, деепричастие с деепричастием, местоимение с местоимением, прилагательное с прилагательным. Вы спросите почему существительное с существительным не слабая рифма, а нормальная? А дело всё в том, что глаголы и прилагательные не блещут разнообразием окончаний и эти рифмующиеся части речи очень похожи друг на друга по форме, а рифму и искать не надо – сама на слуху.

«кричать-мычать»
«горя-говоря»
«тебе-себе»
«восхитительный-отвратительный»

7. О ч е н ь   с л а б ы е   р и ф м ы. Рифмуются фактически одни и те же слова. Назовём эти рифмы полутавтологическими (в отличие от тавтологических, где рифмуется одно и то же слово само с собой, но такую роскошь могут себе позволить только очень большие художники слова, не рискуя быть обвинёнными в примитивизме - Пушкин, Окуджава (но у него "рукой-рукой" в "Песенке о Ваньке Морозове" рифмуется для смеха и народ сразу же переделал её на "ногой-рукой"). Так что и тавтологические и полутавтологические рифмы будем считать очень слабыми. Примеры:

Знаменитый пример Леонида Адрианова:  «ботинок-полуботинок».
Пример из Игоря Михалёва: «опустим-спустим»

Пример из раннего Ю.П. «Прожить-пережить». Мало того, что глагольная, так ещё и тавтологическая (но в песне пролетает на ура, да и смысл немножко разный и это как раз тот случай, когда слабая рифма ничего не определяет, но не для всех).

Пример из Елены Ваенги: «стану-станешь» (просто ужас какой-то, мало того, что тавтология, так ещё и созвучие из рук вон неточное, хотя в песне можно и не заметить этого)

7. О м о н и м и ч е с к а я.  Отдельно хочется отметить случай,  когда рифмуются омонимы. Это сильная рифма, которую сослепу можно принять за очень слабую.
Пример:
"пройти - пройти"
"А жизнь идёт и надо по пути,
Что нам положено пройти,
                пройти."
                Вадим Егоров

Выше мы рассмотрели Д У Х рифмы.

Но есть ещё один аспект - Т О Ч Н О С Т Ь  рифмы.

Все рифмы в вышеприведённых примерах, при разной ценности по части выразительности, были достаточно точными.

Но есть ещё неточные рифмы и, когда рифмуются разные части речи, но созвучие неточное. Всё равно рифма будет слабой. Неточность созвучия часто выражается в следующем: открытый слог рифмуется с закрытым.

«пойду – продуть»

Здесь мы видим глагол в разной форме – хорошо, но открытость с закрытостью - плохо. А тут как в логике «ложь+правда=ложь», «хорошо+плохо=плохо» (а не «никак», как может быть кто-то подумал)

«стужУ-кунжут» - та же история.

А уж до чего додумываются некоторые авторы, когда рифма вообще приблизительная, ассонансная, где-то на гласных построенная. О точности говорить не приходится.

Пример:
«города-коробА»
Хорошая рифма или плохая?
По мне - не здорово. Хотя совпадает почти всё: «к-г» - прекрасно; все гласные совпадают – прекрасно; а вот «д-б» это не «д-Т», это мне лично немножко режет слух.

Так же не здорово рифмовать мягкие согласные с твёрдыми. Пусть даже одни и те же. Например:
«любовь-здоров»

То есть, с точки зрения точности, лучше, чтобы последние слоги рифмующихся слов были одинаковыми, но при этом, чтобы это были разные части речи, а ещё лучше, чтобы рифма была составная. Если присутствуют все три компонента,  да, сверх того, верно соблюдён ритм, нет распадов ударений, да ещё, при том, образный ряд присутствует и мысли свежие и рифмы не избитые типа «кровь-любовь», тогда рождается шедевр. Это бывает очень редко, но бывает.

Не обязательно чтобы весь стих держался на этом уровне. Даже у гениальных поэтов это не всегда получалось. Но если в стихе есть хотя бы 20-25 процентов сильных мест, отвечающих вышеприведённому определению, то он, безусловно, удался и он «цепляет» и не вычурностью или неправильностью, как сейчас любят многие, а именно внутренним строением и внутренними находками.

Итак, если кто-то из читателей хочет некоторые свои стихи проверить с точки зрения красоты и правильности рифмового решения, присылайте рецензии со ссылками на стих. С удовольствием проанализирую и честно расскажу что хорошо, что плохо.

За сим всегда ваш,
Ю.П.

ЗЫ. Можно почитать в кое-что о рифме и здесь: http://stihi.ru/2006/07/25-878


Рецензии
Спасибо, Юрий Петрович, за нужный материал! Очень хочу разобраться.
С уважением:

Татьяна Дружинина 2   24.07.2018 21:04     Заявить о нарушении
Флаг в руки! Что непонятно, пишите!

Семинар Юрия Петровича   25.07.2018 20:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 40 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.