Записки таксиста

Юрий Бондаренко
Случайная подмена.
    Однажды поздно вечером я возвращался из командировки и воспользовался услугой такси. На вокзальной площади  в городе Алексеевка было темновато, поэтому сейчас ругаю себя за то, что не обратил внимания на номер машины. Помню только, что  это была светлая ВАЗ-21093. У меня вещей было мало, небольшой целлофановый фирменный пакет, в котором была ученическая тетрадка, своего рода черновик моих дорожных заметок. Когда подъезжали  к моему дому, я ее вынул, чтобы взять заранее отложенную «заначку».  Расплачиваясь с водителем, моя тетрадка выпала из моих рук и упала между сидениями. Я поспешно протянул руку и подобрал ее, сетуя на свою нерасторопность. Попрощался с водителем, положил тетрадку в пакет и пошел в подъезду. Водителя я тоже не запомнил, был занят мыслями о встрече с родными. Помню только, что голос у него был с хрипотцой, как у Высоцкого,  и возрастом около шестидесяти.
          На следующее утро я перекладывал свои вещи и с удивлением обнаружил, что тетрадь не моя. Полистав ее можно было сразу догадаться, что это чей-то дневник.
Как–то неудобно было заглядывать в чужие мысли, но ее, все-таки, я просмотрел, пытаясь найти имя, фамилию или адрес владельца. Увы. Безрезультатно. 
   После меня закружили хлопоты по домашним делам, работа …
 Только спустя месяц я вновь взял ее в руки и начал читать.  Это была целая повесть о нашей современной действительности, о нашем суматошном времени, о жизни простого труженика.  Мне стало, искренне жаль, что эти записи нельзя опубликовать без согласия автора.  Но, видимо, этой истории суждено было иметь свое продолжение.
  Как-то летним вечером возле нашего дома притормозила белая машина такси, и ее водитель приветливо махнул мне рукой. Да это тот же самый таксист, который меня подвозил!  Мы радушно встретились, и он протянул мне мою тетрадку. «Вы, пожалуйста, извините, но я не удержался и прочитал Ваши путевые заметки. Знаете, очень интересно. Их надо обязательно опубликовать», - поделился со мной мой новый приятель.   «Да, тоже я хочу сказать и Вам. Если не возражаете, то я сдам ваш дневник в редакцию. Назовите только Ваше имя», - предложил я ему тут же.  Он внимательно посмотрел на меня, улыбнулся и сказал: «Никаких имен. Пусть это будут просто записки таксиста».
   Я не могу удержаться от соблазна, пересказать написанное Вам, уважаемый читатель, надеясь, что многим будет интересно узнать некоторые подробности и маленькие тайны таксистов.

Семь дней из жизни  таксиста.
«День первый.
    Все. Сегодня объявили приказ о сокращении штатов и я оказался за воротами родного предприятия, на котором проработал без малого тридцать лет.
   Работал сначала слесарем, затем возил грузы на стареньком ЗИЛе. Потом доверили большегрузный КАМАЗ. Из рейсов, как у нас говорят, «не вылезал».
    И вот, пожалуйста: «спасибо за Ваш труд, но мы в Ваших услугах больше не нуждаемся». Отвратительно и муторно на душе.  Как жить дальше, на что содержать семью?  До последнего не верилось, что попаду под сокращение.  Поэтому никаких запасных вариантов у меня нет. Что делать?
    Пошел вечером к куму. Он тоже дальнебойщик, но работает на другом предприятии.  Распили литр « «Белгородского герба», но вопрос трудоустройства так и не прояснился.  Пришел домой, сел за письменный стол и решил начать записывать свои мысли, впечатления и главные события, находясь в стрессовом состоянии.  Говорят, когда человек доведен до отчаяния, стоит на грани жизни и смерти, то у него проявляются до этого дремавшие способности.
  Составил список предприятий нашего города, куда можно пойти завтра в поисках работы. Становиться на учет в бюро по трудоустройству почему-то не хочется. Какой я безработный? Да меня завтра с моим опытом и стажем куда угодно возьмут!


День второй.
Проснулся с головной болью, с пересохшим горлом.  Выпил пакет кефира, привел себя в порядок, завел свою старенькую «девятку» и поехал по заранее составленному маршруту.  Не успел проехать от дома триста метров, как увидел на обочине голосующего мужика лет пятидесяти с чемоданом. «Друг, подбрось до автовокзала. Надо срочно. Оплачу», - оживленно попросил он. Куда мне спешить? Я конечно согласился, и мы поехали.  По дороге Иван Егорович, так он мне представился, коротко рассказал мне свою маленькую историю.  Сегодня ему утром позвонила из Белгорода его сестра и со слезами сообщила, что их престарелая мать умирает, просит, чтобы сын приехал.   «Вот я и сорвался бегом. Не знаю, успею ли на рейсовый автобус», - закончил свой рассказ  мой попутчик.  Мы подъехали к автовокзалу вовремя.  Мой пассажир сунул  в  бардачок моей машины сто рублей и крепко пожал на прощание руку.
  Не успел я сообразить, куда мне ехать дальше, как ко мне подошли две женщины, прибывшие из Россоши, с просьбой отвезти их срочно в село Иловку.   Дали мне предоплатой двести рублей.  С Иловки я вез трех подружек-студенток в сельхозколледж, которые мне тоже заплатили сто пятьдесят рублей.  Таким образом, в 10 часов утра у меня уже было четыреста пятьдесят рублей, которые я раньше мог заработать только за день.
  А зачем мне куда-то устраиваться? Я же ведь готовый таксист!  Решение было принято.  Но возле магазина «Чайка», где я остановился, ко мне подошли двое молодых крепких парней, как оказалось потом таксистов.  «Ты че, мужик, бомбишь?  Мы с утра тебя сечем», - начал один. «Гони триста «рэ» и мы тебя пока никому не сдадим», - заявил другой.  «Ну, ребята, вы обнаглели. Я вообще еду по своим делам, прихватил попутчиков. Идите вы туда, откуда пришли», - ответил я им в сердцах. 
  Сел в машину и поехал в сторону вокзала. Ехал, чертыхаясь, и думал, как это они меня быстро вычислили.  На привокзальной площади ко мне подошел молоденький работник ГИБДД.  Представился, попросил предъявить водительские документы: «Почему здесь стоите? Кого-то ждете?» Я завелся: «Что в родном городе и постоять нельзя на улице, знаки не запрещают!»  «Здесь стоянка такси. Видите в-о-о-н там знак, - махнул рукой в сторону милиционер, - Так что придется оформить протокол».
  После некоторых переговоров я отделался замечанием и поехал домой обедать.
Свернул по пути на заправочную станцию. Бензин снова подорожал на тридцать копеек. Да, так я чувствую, заработаю!  Интересно, а во что выльются мне затраты по перевозке пассажиров частным извозом? Надо посчитать.
  После обеда я сел за расчеты.  Так. В городской черте буду ездить со скоростью 40-60 километров в час. На моей «девятке» расход топлива составляет в таком режиме 10 литров на 100 километров пути.  Если буду ездить в сутки по 8 часов, то пробег составит 500 километров.  Это значит, что я сожгу 50 литров бензина А-92 по  18 рулей 60 копеек за 1 литр на сумму 930 рулей.  За месяц пробег моей машины будет на 15 тысяч километров больше. Это значит – надо сменить масло в двигателе.
  Промывочное масло - 120 рублей,  HESOL –650 рублей, масляный фильтр 150 рублей, воздушный фильтр 100 рублей.  Балансировка колес еще 200 рублей. Таким образом, на эксплуатацию автомобиля пойдет еще 1220 рублей в месяц.  Прибавим 27900 рублей на бензин. Сумма выливается в 29120 рулей. Прямые затраты составят грубо 30000 рублей  (не беру в расчет смену антифриза и замену покрышек для колес, я их недавно поменял).  Таким образом затраты в среднем за день будут 1000 рублей.   А если разделить на дневной пробег 500 километров, то 1 километр пути обойдется мне в 2 рубля!  А где же  прибыль, моя заработная плата?  Пусть в месяц я должен буду получить чистой прибыли, то есть зарплату 30000 рублей.  Тогда 1 километр пути моему пассажиру должен обойтись 4 рубля.  Добавим налоги…
    Да, а во сколько мне обойдется оформление свидетельства на частное предпринимательство и прочие оплаты  «дядям» в форме и многочисленным государственным чиновникам?
    День третий.
Был в налоговой инспекции. Все разузнал.  Надо пройти регистрацию частного предпринимателя и получит свидетельство на перевозку пассажиров в легковом автомобиле.  Сумма налога 3500 рублей ежеквартально. Надо платить каждые три месяца.  Но это еще не все… Установлены тарифы на перевозку пассажиров.  Перевозка от 0 до 3 км пути – 40 рублей, плюс 5 рублей за каждый последующий километр в черте города. Поездка за город – 4 рубля за 1 км пути в одну сторону, но берется туда и обратно. Значит 8 рублей за километр. К тому же бензин сейчас дорожает почти каждую неделю. Но деваться некуда.  Буду оформляться.
  День четвертый.
Стать частным предпринимателем не так просто.  Как и всюду надо пройти огонь, воду и медные трубы.   И за каждую бумажку, справку надо платить, платить, платить…
День пятый и шестой.
Оформляюсь.
День седьмой.
Надо бы подробно описать все мои мытарства и хождения по инстанциям. Многим это покажется смешным. Но мне почему-то грустно. Грустно оттого, что все перемены в обществе направлены не на улучшение жизни людей, а на создание для них дополнительных еще больших трудностей.
   Наконец-то я работаю таксистом.  На крыше моей машины знак такси – «шашка», в салоне установлена радиостанция.
  Моим первым официальным пассажиром сегодня была солидная полная дама с внуком лет пяти. Я ее подвозил от сбербанка до проходной сахарного завода.
Давненько я не был здесь. На центральной аллее возле административного корпуса заметно вымахали  раскидистые ели.  Но в поселке чувствуется какое-то запустение.   Может,  просто мне показалось.   
       Диспетчер по радиосвязи выдал мне очередной маршрут.  На улице Тимирязева возле молочно-консервного комбината беру двух пассажиров и везу их на зональную опытную станцию. Удачный рейс.
  После этого была поездка в город Острогожск.  Оттуда, правда, пришлось ехать порожняком до села Глуховка.  В Глуховке «проголосовали» две старушки. Подвез их до железнодорожного вокзала.  Стою и ожидаю электричку из Лисок»…

На этом запись оборвалась.
Мой новый приятель обещал мне через месяц-два подвезти новые свои записки.
Интересно, как сложиться его дальнейшая судьба?