И распахнётся взорам мир Сарьяна...

Кнарик Хартавакян
И  РАСПАХНЁТСЯ  ВЗОРАМ  МИР  САРЬЯНА...

    (Статья написана и напечатана в газете "Заря" в июле 2005 года, когда в ростовском храме-музее «Сурб Хач» открыта была выставка, посвящённая 125-летию со дня рождения Мартироса Сергеевича Сарьяна. (С 2007 года несколько последующих лет Музей русско-армянской дружбы, выведенный из церкви, временно не функционировал. С осени 2011 года вновь открыт в здании на ростовской улице Советской.)


   Необъятно-огромен, многогранен и яркоцветен, многозвучен, многоголос и многолик чарующий мир, созданный творческим гением выдающегося армянского художника современности, нашего прославленного земляка Мартироса Сергеевича Сарьяна, 125-летием со дня рождения которого ознаменован столь богатый  юбилеями год 2005-й... Народный художник СССР и Армянской ССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Герой Социалистического Труда, действительный член Академии художеств СССР, действительный член Академии наук Армянской ССР, признанный во всем мире Варпет, удостоенный главных призов и золотых медалей на международных выставках, Сарьян оставил огромное творческое наследие армянскому, русскому и другим народам восхищенной его солнечной кистью планеты. Мартирос Сарьян – создатель величественных эпических полотен (например, из цикла «Моя Родина», удостоенного Ленинской премии), бесчисленных пейзажей, благоухающих натюрмортов, портретов знаменитых современников, книжных иллюстраций (к народным сказкам, Антологии армянской поэзии и других), эскизов к яркоцветным театральным декорациям и костюмам, впечатляющих панно, талантливо выполненных графических работ…
      Его творения, лишь умножая с годами свою ценность и ошеломляя немеркнущими красками и неповторимостью колоритного стиля, хранятся и выставляются в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, в Государственном музее искусств народов Востока и Государственном центральном театральном музее, в Государственной картинной галерее Армении  и Доме-музее М. С. Сарьяна в Ереване, в других крупнейших картинных галереях и музеях России и Айастана, в частных коллекциях знатоков живописи. Несколькими работами кисти Варпета с Донщины владеет Ростовский областной музей  изобразительных искусств.
      Две картины знаменитого земляка бережно хранит и Музей русско-армянской дружбы «Сурб Хач», где недавно открылась многоплановая  выставка «Мир Сарьяна», посвящённая 125-летию со дня рождения живописца.
      Автором  идеи и создателем этой интересной экспозиции стала заведующая музеем – филиалом Ростовского областного музея краеведения С. М. Хачикян, человек с немалыми познаниями в армянской истории и культуре, в творческой биографии знаменитого художника. Выставка, включившая более чем сто экспонатов, размещена под сводами храма-музея в нескольких больших застеклённых витринах. Она состоит из картин, фотографий, копий рукописей, книг, личных вещей М. С. Сарьяна, его друзей и современников, а также изобилует предметами старины рубежа ХIХ – ХХ веков. Ведь по замыслу Светланы Мелконовны, удачно, заметим, воплощённому, выставка стала наглядной иллюстрацией к первой части автобиографической книги Мартироса Сергеевича «Из моей жизни», где  он описывает  годы, проведённые в родном Нор Нахичеване и в отцовском хуторе на реке Самбек (ныне х. Чкалово Мясниковского района).
     Сотрудники музея постарались  отразить не только внутренний мир гениального художника, но и среду, быт, эпоху, в которой он родился, жил и  творил, вобрав в себя  традиции  армянской культуры и искусства, переняв обычаи и нравы трудолюбивых и даровитых донских армян, впитав животворящие соки родной земли и свет осиявшего её солнца. «Величественное небо и широкая степь» с «миражными курганами» на горизонте, с бесчисленным количеством цветов, бабочками, ящерицами, «яркое солнце, до изнурения жаркие дни...» –  вот что запомнилось юному Мартиросу – седьмому по старшинству из девятерых детей  Саркиса Мкртичевича и Устианэ Багдасаровны Сарьянов, переехавших в 1883 году всей большой семьей из города в степь, где был вырыт колодец, построен  низкий дом под камышовой крышей, казавшийся детям дворцом. Но истинный приют  впечатлительной, зоркой душе будущего живописца дала придонская степь, манящая своим густым и пахучим разнотравьем, пёстрыми цветами. Она всегда давала темы для ярких его натюрмортов и великолепных пейзажей (местами поменяла слова), как позже цветущие долины или, скажем, заснеженные горы Айастана.
     Основой юбилейной выставки стали оригиналы двух картин М. С. Сарьяна – пейзаж  «Арагац на закате» и портрет «Персиянка», очень схожий с другой работой художника 1910 года «Голова персиянки». (Последняя находится в Государственной картинной галерее Армении и включается в альбомы репродукций известных его работ.) Хотя имеющиеся  в Сурб Хаче  картины не самые известные, но творения кисти Варпета долго не отпускают взоры пришедших на встречу с ним. Как и палитра, кисти, краски  Чародея, которые он держал в руках в часы вдохновенного труда. Как светло-кремовый чесучовый пиджак, шляпа и рабочий халат-рубаха, носимые им, трость, с которой гулял он по уютным улицам родного Нахичевана. С благоговейным трепетом посетители стоят и перед гипсовым слепком  творящей руки Мастера, сделанным после 5 мая 1972 года, когда он ушел в мир иной, наверное, тоже пленяющий своей светозарностью. Лучей он жаждал всегда и требовательно восклицал: «Дайте мне солнце, цвет, свет, общий характер природы, людей, типажа!»
      Цвет и свет изобилуют также на выставленных здесь ярких, написанных сочными красками картинах нахичеванского живописца С. П. Чахирьяна («Хдрлез» и др.), которому М. С. Сарьян давал рекомендацию в Союз художников. Этот отзыв, как и другие высказывания, копии писем, рукописей, автографов Мартироса Сергеевича, а также отрывки его книги «Из моей жизни», крупно напечатанные, размещены  в соответствующих частях экспонируемой выставки. Не мог не привлечь нас, гостей из района, и портрет, копии рукописей и публикаций А. Ф. Мясникяна, еще одного выдающегося нашего земляка-нахичеванца, крупного государственного и политического деятеля России и Армении. Сарьян познакомился с ним в Москве в 1907 году, когда Александр Федорович перевел одну из статей художника, напечатав ее в еженедельнике «Нор Кйанк». В дальнейшем их связи не обрывались, а в 1921 году А. Ф. Мясникян, став председателем правительства – Совнаркома Советской Армении, пригласил норнахичеванских деятелей искусства и культуры, ученых-историков в Ереван, чтобы поставить  их талант, эрудицию  на служение всей нации.
      На выставке мы находим запечатленные на фотоснимках и портретах лица многих видных земляков – деятелей рубежа веков, современников и друзей художника. Перед нами оживает прошлое, история, культура, быт донских армян, какими они были во времена Сарьяна. Умело составленные в живописные композиции  орудия труда, мебель, утварь, национальные костюмы, музыкальные инструменты, изделия декоративно-прикладного искусства, страницы словесности  переселенных на Дон армян ярко повествуют и о них, и о славном сыне Нор Нахичевана, талант которого воспитала наша отчая  земля, общая с Варпетом  малая родина, земля мясниковская. Не может не взволновать селян и тот уголок выставки, где стоит за стеклом столик-драбез с посудой и низенькими  стульями вокруг, а чуть дальше – колыбель-бешик, укрытая яркой лоскутной хурамой. Это иллюстрация к тем страницам автобиографической книги художника, где он описывает свое  посещение Чалтыря (проездом в Нор Нахичеван), когда  Саркис Мкртичевич и Мартирос остановились в одном из сельских домов и радушная Варуш-джа потчевала гостей за драбезом. Хлеб-соль, широту души, трудолюбие селян Варпет не забывал никогда и всегда, как бы ни был занят, принимал посланцев земли мясниковской у себя в Ереване, оставляя неизгладимые впечатления от встреч. Приезжал он и сам в Ростов и Чалтырь,  воспоминания об этом так же ярки и  свежи в благодарной памяти людской.
     Ими, незабываемыми  воспоминаниями о встречах с Варпетом Сарьяном,  и делились его земляки – горожане и сельчане – на торжественном открытии юбилейной выставки, состоявшемся в Сурб Хаче в один из безмятежно-солнечных июльских дней. Вела вечер заведующая филиалом-музеем «Сурб Хач» С. М. Хачикян. Она подчеркнула значимость нашего выдающегося земляка в мировом искусстве, подняла животрепещущие вопросы по увековечению его памяти в Ростове и Мясниковском районе, рассказывала о нахичеванском периоде  жизни художника, связывала тематически выступления гостей. Первое слово было предоставлено Варваре Владимировне Хоянян, ветерану войны и педагогического труда, бывшему инспектору районо. Она поведала о двух своих встречах с Мартиросом Сергеевичем 1958-го и 1964 годов. Сказала, что впервые М. С. Сарьян вместе с женой Лусик Хазаросовной приехал в Мясниковский район 19 мая 1958 года – по приглашению тогдашнего председателя райисполкома Г. О. Хояняна, давшего возможность землякам встретиться с именитым, прославленным Варпетом. Он же был счастлив снова оказаться  в отцовском хуторе и доме, испил студеной водицы из колодца, слушал пение полевых птиц, любовался степью, ухоженными полями, собрал чабрец по пути из хутора в памятное с детства селение Чалтырь. Высокий гость встречался с чкаловцами и жителями райцентра, с чалтырскими детьми, почувствовав прилив свежих сил и всенародную любовь. Вторая встреча четы  Хоянянов с  именитым художником произошла в столице Ереване, в Доме-музее М. С. Сарьяна. С ним Григорий Овакемович Хоянян имел шесть незабываемых встреч, о чем рассказал затем в своих газетных статьях и речах. Помногу  раз  встречались с мастером кисти и  некоторые другие наши земляки. В первую очередь следует назвать имевшего счастье общаться с Варпетом в Ереване и в Чалтыре известного художника, сельского учителя рисования, выпускника Ростовского художественного училища имени М. Б. Грекова Тороса Дикрановича Барашяна, наставника многих молодых живописцев-мясниковцев, тех, кого называют ныне «птенцы гнезда Сарьянова»... 
       С огромным вниманием слушали собравшиеся в Сурб Хаче выступление внучатого племянника Мартироса Сергеевича, правнука одной из его старших сестер Такуги – Микаэла Мкртичевича Татевосяна, врача по профессии. Он сообщил, что его родители жили во время войны у Сарьянов в Ереване, а сам Микаэл, один или с женой  Светланой, часто навещал знаменитого  родственника в Айастане в 60-е и в начале 70-х годов. Он в их представлении и памяти навсегда остался незаурядным, мудрым и в то же время юным душой человеком с положительной энергией, с улыбкой на лице и добродушной шуткой на устах, с неизменным карандашом или кистью в руках, с пламенем вдохновения в сердце. Поделился почетный гость и добрыми воспоминаниями о Лусик Хазаросовне, которая была верной спутницей, помощницей, опорой  для  мужа-художника. Сказал Микаэл Мкртичевич и о том, что, будучи кинолюбителем, заснял на пленку всенародные проводы Варпета в мае 1972 года. Напомним, что тогда в Ереван выезжала и делегация из Мясниковского района, Ростовской области.
      М. С. Сарьян, как известно,  радовался каждому приехавшему из родных мест земляку, каждому письму, звонку, весточке с малой родины. Помогал всем охотно в делах, содействовал росту талантов. В свое время он дал рекомендацию нашему известному земляку – ленинаванцу  Сейрану Хатламаджияну для поступления в Ереванский художественно-театральный институт. Учились там и чалтырские  живописцы, воспитанники талантливого учителя рисования Т. Д. Барашяна, который вдохновенно рассказывал школьникам-кружковцам о том, как не раз встречался, беседовал с М. Сарьяном, возил к нему учеников.
      Один из выпускников ЕХТИ, член Союза художников России, заведующий художественным отделением Чалтырской  ДШИ Саркис Андраникович Килафян рассказал собравшимся в музее, как благосклонно отнесся к нему Варпет во время посещения его дома в 1968 году: подбодрил не знавшего литературный армянский и потому оробевшего парня шуткой на чалтырском наречии, осмотрел его рисунки и дал свое благословение для поступления в ереванский вуз. 
      О великодушии Сарьяна, его верной памяти рассказала и внучка норнахичеванского поэта «серебряного века» Оноприоса Анопьяна Татьяна Арменаковна Сурженко. Варпет, будучи дружен с её дедом,  мастерски  создал  его графический портрет. А в защиту её отца – Арменака, который был  незаконно репрессирован, Мартирос Сергеевич послал письмо Л. Берии, и этот «автограф» сохранился  в архивах. (А копия портрета О. Анопьяна подарена его внучкой для фонда Дома-музея М. С. Сарьяна на земле мясниковской; видеть рисунок этот можно и в газетных публикациях, статьях литстудийцев, патканяновцев, и в сборнике лирики стихотворца-нахичеванца «Любви моей жемчужина», изданного в 1999 году усилиями Т. А. Сурженко и журналиста В. Ф. Волошиновой.)
      Интересным было и выступление на открытии выставки Н. Г. Фрадкиной, бывшей сотрудницы областного краеведческого музея. Она рассказала о том, как в 60-е годы вместе с краеведом и журналистом А. А. Айрумяном  ездила в Ереван, встречалась с М. С. Сарьяном и архитектором М. В. Григоряном. Вместе они обсуждали вопрос о  создании в Ростове музея истории донских армян. (Напомним, что в переписке с мясниковцами Мартирос Сергеевич также интересовался: «Что там думают об открытии музея? И кто может конкретно заниматься этим делом?») И во многом благодаря влиятельной помощи М. Сарьяна, М. Григоряна, стараниям их ростовских сподвижников  А. Айрумяна, В. Чинчяна, З. Зарифьяна и других, а также деятелей культуры из Мясниковского  района Ш. М. Шагиняна и А. М. Поповяна, первыми забивших тревогу, старинная красивейшая церковь Сурб Хач была спасена, восстановлена, и в ней позднее открылся музей русско-армянской дружбы. В х. Чкалово нашего района в начале 90-х годов открыт и дом-музей М. С. Сарьяна.)
      Но еще в далеком 1919 году  наш видный земляк-художник вместе с друзьями  и соратниками создал в Нахичевани-на-Дону Музей армянских древностей и художественную школу имени Врубеля, в которой преподавали также именитые сестры Магдалина и Мариэтта Шагинян. И среди учившихся в этой школе было немало знаменитостей. Об этом, а также о своей  поездке в Ереван и встрече с 91-летним Сарьяном, дипломной работе о его жизни и полотнах, о его влиянии на других армянских художников, увлеченно и компетентно говорил известный на Дону искусствовед Валерий Васильевич Рязанов, старший научный сотрудник Ростовского музея  изобразительных искусств, автор статей, исследовательских работ о творчестве Варпета.
      (Впрочем в своей статье «Мартирос Сергеевич Сарьян», помещённой в книге «Культура Дона в лицах. Эксклюзивное досье» (Ростов-на-Дону, АООТ «Ростовское книжное издательство», 1997), В. В. Рязанов несколько иными словами пишет о деятельности Мартироса Сарьяна в Нахичевани в конце 10-х – начале 20-х годов: «Мартирос Сергеевич принял самое непосредст¬венное участие в создании открывшегося в Ростове в 1920 г. Донского областного музея искусств и древностей и входившей в него картинной галереи, а также краевого армянского музея древностей и искусств. М. С. Сарьян являлся членом Ростово-Нахичеванского Общества изящных искусств, игравшего значительную роль в культурной жизни Дона в первые десятилетия нового века, на выставках которого он показывал свои произведения".
     А краеведческий библиотечно-библиографический журнал «Донской временник», год 2005 на с. 35  повествует о том периоде так: «С 1917 по 1921 год художник на Дону: писал натюрморты, этюды, портреты; вёл класс живописи в только что созданной школе Врубеля; участвовал в создании Армянского краеведческого музея и Общества художников». Снова чуть иные слова…
      Так или иначе, для родного города Варпетом было сделано немало, и оставлены в дар картины, посмотреть и восхититься которыми можно теперь в музеях...
     Свое вдохновенное «Посвящение Мартиросу Сарьяну», написанное в предвосхищении встречи с его творениями, его миром, распахнувшимся в храме, прочитала в Сурб Хаче автор этих строк, председатель литературной студии имени Рафаэла Патканяна К.С.Х. Рассказала также о своем знакомстве с творчеством живописца, его книгой и вручила стихи в дар музею и семье Татевосянов. Стихотворение чалтырского поэта Хевонда Наирьяна «Варпет», в переводе ростовчанина Константина Бобошко,  прозвучало в декламации библиотекаря Людмилы Ервандовны Гаджоглуян. В завершающей части вечера в храме лилась и фортепьянная музыка в исполнении профессора Ростовской консерватории  Сусанны Борисовны  Арабкерцевой. И наполненная ликованием, торжествующая мелодия тоже вела нас в бескрайный мир Варпета, чарующий многоцветием и многозвучием, сияньем огнистых лучей…
      И хочется пригласить всех наших земляков посетить новую выставку, открывшуюся в Сурб Хаче, прийти в волшебную Страну Сарьяна, распахнуть страницы его мудрой и увлекательной книги, рассмотреть альбомы, каталоги с репродукциями его картин. Выставка продлится до конца года, но поспешите  поскорее в храм-музей, возвышающийся на живописном холме, хотя даже под его высокими сводами лишь малой частицей своей вмещается необъятный, немеркнущий  мир Сарьяна, простирающийся во все стороны белого света, раскрашенного его волшебной кистью в цвета радуги, лазури небес и блики щедрого Солнца. Вечного, как и светозарный, животворящий  все  сущее  Варпет Сарьян!

с. Чалтырь, 25.07. 2005
                Кнарик ХАРТАВАКЯН

*Статья, несколько дополненная в 2007 г., впервые опубликована в газете «Заря» 30 июля 2005 г. в № 90 – 91, несколько позднее в областной газете "Молот» и на сайте Интернет-портала «Агентство культурной информации».


Перед статьёй помещена картина Сарьяна "Армения".


Автор статьи просит извинение за то, что из-за большого объема, превышающего допустимые на сервере 300 Кб, нельзя поместить здесь и цветные фотоснимки, выполненные в июле 2005 года в Ростове-на-Дону, в храме-музее «Сурб Хач», на юбилейной выставке, посвящённой 125-летию Варпета Сарьяна.


         
ПОСВЯЩЕНИЕ МАРТИРОСУ САРЬЯНУ

К 130-летию со дня рождения Варпета

Сын славный степного Нор Нахичевана,
Весь мир ты сиянием красок пленил,
Воспел красоту мест родных, hАастана,
Узревших полотна – душою сроднил!

Гордятся тобою Донщина, Россия,
Армения-мать живописцем горда,
И знают Варпета, кого ни спроси я, –
Вблизи и в далеких чужих городах.

Внимающим кисти твоей столь понятен
Язык огнеблещущих красок твоих.
В полотнах – сияние солнечных пятен,
И радуг цвета первородны на них.

Нежны и прелестны цветы луговые,
Букеты с придонских ковыльных степей,
И склоны столь памятны береговые,
Где зелены травы и розов репей…

Колодец, студеной водою поивший,
Отцовский упрятанный в степь хуторок,
Край отчий, таланты любовно взрастивший,
Тобой удостоены красок и строк.

Ведь, ставши владыкой магической кисти,
Ты живописал и волшебным пером,
И повести жизни твоей, всплескам истин
Внимают везде, как и в крае родном.

…Уехал ты юным учиться в столицу,
Насытивши взор, повидал много стран.
Хоть броскостью льстили они живописцу,
Но снился ночами Нор Нахичеван.

Судьбою счастливой влеком, не судьбиной,
Ты живописал изумляющий мир,
И людям открыт, не гоним и чужбиной,
Ликующих красок устраивал пир.


…Египетский полдень пылающий зноен,
Почти ощутим, отпускает он взор,
Но льнет hАйастана раздолье родное,
Где веет прохладой с заснеженных гор.

И ты рисовал с упоением, рвением
Долины и гор силуэты, хребты –
Все то наречёное гордо Арменией,
Что ты возлюбил, как Донщины цветы!

Людей возлюбил ты, простых hайастанцев,
На сильных волах поднимающих новь,
Крестьян деревень и чужбинных скитальцев,
Воздавших не словом – добром за любовь!

Ты их рисовал и людей именитых –
Поэтов и зодчих, учёных-армян,
Сынов, дочерей Наири даровитых –
Явились нам Исаакян, Таманян…

Все, чьи имена называя, мы горды
За наш наделённый талантом народ.
Его не смели диких варваров орды,
И он сквозь века устремлялся вперёд.

Хачкаров узоры пронёс, фолианты,
Стихов яркоцветие, миниатюр,
Души неоскудной дары-бриллианты,
Дары богатейшей из древних культур.

Ты – славный, достойный её представитель,
Ты – солнечных красок творец-чародей,
Добра, Красоты, мудрых Истин носитель,
Наследьем своим одаривший людей!..

Ты вновь преподносишь пейзажи, портреты,
Пахучих цветов и плодов натюрморт.
И тщатся тебя славословить поэты,
Хоть каждый тобой очарован и горд.

…Дерзну ль поднести для Варпета я вирши?
Он, славный земляк всех армян, – юбиляр.
Земле всей могучесть таланта явивший,
Души благородством не раз поразивший,
Быть может, он примет мой искренний дар.

15 июля, август 2005

Кнарик ХАРТАВАКЯН


СОНЕТ  К  САРЬЯНУ

Живописать словами дар Варпета?..
Разлить по строкам радуг слитый цвет?
Теснить в размер твоей вселенной свет,
Хор звёздный сузить до строфы квартета?..

Замолкнет песнь моя и не пропета,
Не возведёт на Мастера  навет...
Твоим творениям не нужно мет:
Мэтр подписал пейзажи и портреты.

Успел создать  и  книгу  о себе –
Об отчем крае,  благостной судьбе...
Ты – истый  сын гордящимся армянам.

Но ты пленил палитрой целый мир…
Ужель не явят лик твой струны лир
В сапфире шара в зареве багряном?!

14-15 августа 2005

(Из книги «Армянские святые письмена», 2005)



К ПОРТРЕТУ АВЕТИКА ИСААКЯНА
КИСТИ МАРТИРОСА САРЬЯНА

   К 130-летию со дня рождения А. С. Исаакяна               
   К 125-летию со дня рождения М. С. Сарьяна

Непревзойдённый  Мастер  Аветик!
Там, за тобой, лишь гор нагроможденья.
В час вдохновенья после изможденья,
Неистощим, неутомим,  велик,
         
Ты восседаешь, мудр... Ты всё постиг,
Даритель совершенства, наслажденья...
Исполнен доброты и снисхожденья
Твой величавый  и  прекрасный  лик!
 
Его, лик мудреца, мыслителя, Поэта,
Явила  кисть Сарьяна, мощь Варпета.
Кто гениальней  из  армян  двоих?..

Чреде вселенских новых поколений,
Мир Красотой спасти нацелен, рьян,
Предстал армянский многоликий гений! 

27 августа 2005

Кнарик Саркисовна ХАРТАВАКЯН