Размеры и Мэтры. Сонет

Ноев Ковчег
Доброго времени суток всем заглянувшим на Ковчег!

        С сегодняшнего дня вновь стартует серия конкурсов «Размеры и Мэтры». А начнем с относительно простого и всем знакомого сонета. Сказано и написано о нем много, но… Оказывается, у сонета  нет канона, как такового, который бы определял эту форму в современном русском или любом другом восточнославянском языке!
        Из всех твердых форм сонет – единственная форма стихосложения, по которой википедия дает практически исчерпывающий справочный материал (http://ru.wikipedia.org/wiki/
). Краткий справочный материал есть и в стихирской энциклопедии. Однако в первом случае русский сонет преподносится, как русскоязычный вариант французского сонета, а во втором вообще не упоминается. Возможно, это объясняется тем, что каноны русской силлаботоники были сформированы гораздо позже европейских канонов самого сонета, а сам сонет пришел в русскую поэзию в виде переводов с французского, который был популярен у российского дворянства XVIII-XIX веков. Так или иначе, с середины XIX века каноном русского сонета считался французский сонет с рифмовкой abba abba ccd eed (или ccd ede), в котором александрийский стих – двенадцатисложная силлабика – был заменен на пяти-шестистопный ямб с чередованием мужских-женских рифм. Причем даже по тем временам этот канон можно было считать устаревшим, потому что уже была низведена до уровня неграмотности глагольная рифма (а без нее русский язык, считавшийся основоположниками силлаботоники богатым на рифмы, беднеет на эти рифмы на несколько порядков), и была уже «онегинская строфа», основанная по количеству рифм и схеме рифмовки на английском, или шекспировском сонете. Ну а современный русский сонет является формой не только классической, но и экспериментальной поэзии, поскольку наряду со смешением различных канонов рифмовок используются и все существующие в русской силлаботонике размеры. С этой точки зрения интересны каноны сонета, предложенные Юлией Акатовой (http://www.stihi.ru/avtor/beatka ) – http://www.stihi.ru/2010/11/02/2218В
 и Сергеем Доном (http://www.stihi.ru/avtor/sad13425) – http://www.stihi.ru/2010/12/04/8117. Оба канона соответствуют современным тенденциям сонета; однако канон, предложенный С. Доном, более свободен и дает возможность для экспериментов с формой.

        Как дополнительная информация к размышлению – интересная статья о канонах и истории сонета была опубликована в Школе Поэтического Мастерства (http://www.stihi.ru/avtor/velstran3) – http://www.stihi.ru/2006/03/20-2354.

        В рецензиях под этой статьей судьи конкурса и все желающие могут обсудить каноны сонета и заодно выбрать наиболее подходящий для написания экспов.

        Судейская коллегия:
        Ирина Шуленина – http://www.stihi.ru/avtor/huleninarina
        Сергей Дон – http://www.stihi.ru/avtor/sad13425
        Александр-Георгий Архангельский – http://www.stihi.ru/avtor/dmytrovych51
        Александралт Петрова – http://www.stihi.ru/avtor/2420569
        Михаил Зудилов – http://www.stihi.ru/avtor/mzudilov

        Ведущий конкурса – Лекс Андерс

        Правила конкурса – http://www.stihi.ru/2011/01/24/3664

        Тема конкурса будет объявлена отдельным постом через два дня.