а комментировать тут нечего - Леонид Парфенов

Лев Паулс
01:21

Вчера

Ссылка


   Я часто с огорчением замечаю, какая у моих современников короткая память на события буквально 15-20-летней давности. Иногда начинаешь говорить с  ними о вещах, которые должны составлять часть их личной биографии — о том, когда возникли кооперативы, когда что-то напечатали, когда разрешили священникам выступать по телевидению, — а все только таращат глаза и говорят: «Господи, как ты это все помнишь?» А я не понимаю, как это можно забыть! Из чего тогда их жизнь состоит? Я думаю, что наше общественное безразличие отчасти происходит от отсутствия даже самой короткой личной исторической памяти.

Горбачев — это и гласность, и новые отношения с Западом, и отпускание соцлагеря, и разрешение церкви как общественного института. Буквально за месяц до тысячелетия крещения Руси он принимает в Кремле патриарха Пимена. Еще недавно телевидение даже соборы Кремля показывало так, чтобы не были видны кресты. И вдруг все начинают истово креститься, хоть и не той рукой и не на ту сторону. Даже первая леди появилась в стране только при Горбачеве.

Осознание свободы как ценности тоже началось с Горбачева. Это главное. Это же его знаменитая фраза: «Все, что не запрещено, разрешено». Некоторые тогда считали это вседозволенностью. Удивительно, как Горбачев сохранил здравый смысл, пройдя всю партийную цепочку до генерального секретаря ЦК КПСС. В интервью он рассказывает о том, как освободили Сахарова. Политбюро хотело поручить Академии наук оповестить Сахарова об освобождении. Но у Горбачева было какое-то интуитивное чувство политики. Он понимал, что они не физика освобождали, а общественного деятеля. Он велел установить в Горьком у Сахарова телефон и сам позвонил ему: «Можете возвращаться в Москву, хотите сегодня, хотите завтра — сколько вам времени надо собраться». Сахаров говорит: «Но я, вернувшись, займусь общественной деятельностью». На что в ответ ему правитель полмира сказал: «А я на это и рассчитываю».

Я был знаком с Горбачевым и раньше, но, конечно, за время съемок мое представление о нем уточнилось. Мы снимали его в фонде и на даче, мы вместе ездили в Германию. Ему 80 лет, но он сохранил эту способность в разговоре внезапно круто поменять тему, парадоксально заострить. Он умеет с фантастической, особенно по нынешним временам, легкостью признавать свои поражения. Он не видит в этом проблем, и это правильно. Он не цепляется за прошлое, не пытается повернуть события вспять, он подчиняется логике перемен в жизни. Его сняла с политической шахматной доски его же перестройка. И что? Он это принял абсолютно спокойно. Я совсем недавно читал речь о том, что он прекращает свою деятельность на посту президента СССР. Это невероятно достойный текст. В нашей истории так никто не умел.

 Он по-прежнему непредсказуем, импульсивен и эмоционально открыт. В финале фильма Михаил Сергеевич поет песню для Раисы:
В запыленной связке старых писем
Мне случайно встретилось одно,
Где строка, похожая на бисер,
Расплылась в лиловое пятно..
.
Я и мое поколение, в особенности журналисты — мы дети этого времени. Оно нам дало шанс. Иначе бы мы до сих пор писали про уборку зерновых и тихо спивались в редакциях. Всмотреться в это время, в его главного творца — значит посмотреть и в себя. Это важно, но итог горький, потому что понимаешь, как идеалы, надежды, порывы того времени были растрачены понапрасну — нами, не кем-нибудь. Фильм называется «Он пришел дать нам волю». Он-то нам волю дал, но распорядиться мы ею не смогли.


Леонид  Парфенов 



_____________________________________________
/ из  истории  государства Российского .

Михаил Горбачев награжден орденом Андрея Первозванного - высшая награда России.
Орден был учреждён Петром I.

статус  ордена
Имеет лишь одну степень.


***
Командор (фр. Commandeur) высшая степень ордена -  Франция
Орден Белого льва (Rad bileho lva)высшая награда - Чехия
Президентская Медаль Свободы ( Presidential Medal of Freedom)
Большой крест (Gra-Cruz - GCL) – Орден  Свободы
Нобелевская премия мира .1990