В защиту русских сказок и русского народа

Виктор Шардин
В ЗАЩИТУ РУССКИХ СКАЗОК И РУССКОГО НАРОДА

Прошу прощения дорогой Читатель,
за публикацию данной работы не в соответствующем разделе сайта,
но это очень важно!
Прочитай это внимательно.

На своём литературном сайте, в одном из диалогов с авторами я выразил мысль, которая росла во мне более десяти лет:

"…Помню, задался вопросом о плохой сплочённости русских. Отчего. Почему. Конечно, всё сводится к воспитанию. А теперь факт! На сегодняшний момент, хоть и много перечитал сказок, о русской сплочённости - только одна сказка. Про репку. И всё! Остальные всё три брата - друг против друга воюют, обманывают. Необходимо переписывать детские сказки. Менять их сюжеты, доносить до детишек радость сплочённости, радость победы".

Спустя несколько дней на другом литературном сайте, где так же являюсь постоянным автором, я обнаружил пасквиль в свою сторону, выраженный в иронических стихах, от поэтессы Л. Берёзкиной «В защиту русских сказок». Вот он:

Раз НЕ добрый молодЕц
(кстати, здешний он боец),
русской сказкой озадачен,
вот, в итоге, что судачил:
дескать, смысла в сказках нет,
в разобщённости акцент;
мол, повадились три брата
друг на друга сыпать матом,
бочку в ближнего катить,
бить друг дружку во всю прыть.
Русских деточек жалея,
предложил в пример… евреев:
вот, кто дружен и хорош,
и «сплочённей» не найдёшь…
Заявил сей литератор:
«Сказка, в целом, виновата
в бедах русских, во вражде,
и фольклор наш хлам вообще».
Правда, выделил особо
сказку «Репка». Нет другого,
где про дружбу говорят,
в «Репке» - дружат все подряд…
И в конце своих упрёков
литератор недалёкий
предложил начать с нуля,
сказки вредные кляня,
и писать их все по-новой,
на еврейский лад «любовный»…

Не писатель, - молодец!
Экий, стало быть, мудрец:
объяснил вполне умело,
чем Россиюшка болела,
путь открыл к оздоровленью –
сказок русских истребленье.

Но не понял наш дружок:
сказка – ЛОЖЬ, да в ней НАМЁК,
ДОБРЫМ молодцам УРОКИ,
а НЕ добрым – экивоки.

Непосвященному читателю вероятно после прочтения такого пасквиля пришла мысль, что я – некий «не добрый молодец», «недалёкий литератор», зверь, агрессор, просто глупец и враг русского народа - хочу уничтожить все русские сказки, и т. п.
Следует заметить, что многие высказывания, приписанные  Л. Березкиной, я никогда не совершал, и никогда не совершу. Вот одни из них:

«Заявил сей литератор:
и фольклор наш хлам вообще».

«предложил начать с нуля,
сказки вредные кляня»

«путь открыл к оздоровленью –
сказок русских истребленье»

За опубликованным пасквилем, разумеется, выстроилась череда восторженных отзывов  поклонников творчества Л. Березкиной, слепо доверившихся преамбуле ироничного стишка и ничего не знающих о действительной сути происходящего. Были такие отзывы:

«Ай, Любаша, молодец!
Изложила суть умело!
Пусть узнает молодец,
Что тягают чуб за дело!»

                Виктор Шталь

Или:

«Люба, тут не ирония, а мягкая плётка-сатира да по глазам»
               
                Владимир Трипольский

Были ответы и Л. Березкиной:

«МОлодцу надо сначала крепко подумать, прежде чем претендовать на переписывание величайшего культурного наследия русского народа, такого как наши несравнимые ни с чем сказки»

Но я никого не виню: написание сего пасквиля наконец сдвинуло с мёртвой точки то дело, которое я намеревался сделать и носил в своём уме идеей более десятилетия.
На следующий день я сходил в библиотеку, взял книгу русских народных сказок, открыл на первой попавшейся странице и прочитал…
Сказка «Кощей Бессмертный».
Цитирую с начала. Надеюсь, умный, проницательный читатель разберётся, в чём дело.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унёс Кощей Бессмертный.
Старший сын и просит у отца благословенье искать мать. Отец благословил; он уехал и без вести пропал.
Средний сын пождал-пождал, тоже выпросился у отца, уехал – и тот без вести пропал.
Малый сын Иван-царевич…»

Стоп! Все поехали по одиночке. А почему не вместе?..  Ума не хватило? Возможно. Только вот такими малозаметными эпизодами из сказок и закладывается в сознание наших детей (и возможно закладывалась нам) соответствующая модель поведения: ехать на подвиги, спасать мать по одиночке. Разрозненно.
Кто-то может возразить: «Сказки ведь писались на основе какого-то многовекового опыта, вероятно так и было…». Да, действительно, сказки отражают реальность. Однако следствие  может меняться с причиной местами. Сказки не только могут отражать реальность, но и формировать реальность. Реальность может быть - отражением сказок.
Но читаем дальше «Кощея Бессмертного»:

«..Иван-царевич пошел выбирать себе коня, на которого руку положит, тот и падёт; не мог выбрать себе коня, идёт дорогой по городу, повесил голову. Неоткуда взялась старуха, спрашивает:
- Что, Иван-царевич, повесил голову?
- Уйди, старуха! На руку положу, другой пришлёпну – мокренько будет.
…»
Опять стоп! Что  отвечает вроде бы положительный главный герой сказки старому человеку? Ерунда?.. А нет! Не отсюда ли исходит малой долей традиционное уже, постыдное для русского народа неуважение к старшему человеку, к старости?..
Дело в том, что все народные сказки записывались некогда собирателями литераторами из уст народных сказителей. В народе же сказки  тысячи раз пересказывались, могли переиначиваться, но,  никто никогда в те времена о психологическом или воспитательном объекте содержания этих сказок не задумывался. Не то было время.
Однако читаем дальше:

«Старшие братья не могли поднять камень, а Иван-царевич с одного маха забросил на гору…»

Опять не вместе.
Чтобы не утомлять читателя другими, многочисленными примерами, сразу приведу концовку сказки:

«…Отец обрадовался Ивану-царевичу, узнал о лукавстве братьев, и как отпировали свадьбу, больших сыновей разослал в ссылку…»

Вот вам и пример. Всего одна сказка. Типичная модель поведения русского человека, типичная модель русской жизни. Живём разрозненно. Брат обманывает брата. Сыновья часто ненавидят отцов. Стариков не почитают. В этой сказке, если почитать внимательно, есть ещё ужасающие и вопиющие факты воспитания. Но кто желает -  может открыть книгу и убедиться сам: это - и как большие братья угрозами мать заговорили, чтобы правду не рассказывала… и как Иван-царевич над старушкой потешался, что тряслась она вся, плакала…
А таких ведь в русском фольклоре сказок, прокладывающих в детском сознании тропы мышления и  формирующих в дальнейшем модели поведения – не одна сотня, а может быть тысячи.
Да, конечно отрицательный пример в воспитательном процессе необходим, как показ неотвратимого за совершенное злодеяние наказания. Но так же необходим и положительный пример - как надо делать, и на что следует равняться. Только в содружестве, гармонии, единоначатии отрицательного и положительного примера в воспитании возможно сформировать качественно здоровую личность ребенка.
В русских народных сказках положительный воспитательный пример, к сожалению, бывает отсутствует. Вот так и родилась моя идея переписать некоторые русские народные сказки, изменив их сюжеты в положительную сторону, но ни в коем случае не уничтожать, не «истреблять сказки», как поспешно написала о моём замысле в необдуманном пасквиле, не разобравшись в чём дело,  Л. Берёзкина.
За одну ночь, сидя перед раскрытой книгой, я переписал «Кощея Бессмертного» и с радостью осознал, что получилась  совсем новая сказка, какую еще не читали дети. А что полезнее – подскажет Бог.


КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ ТРЁХРУКИЙ


В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей; и было у них три сына: старший – Пётр, средний – Василий и младший – Иван. И вот однажды ворвался во дворец ветер лютый, распахнул окна, и влетел в царские палаты Кощей Бессмертный Трёхрукий. Схватил он матушку-царицу  ручищами, острыми когтищами и унёс в своё царство.
Окручинился царь. Окручинились сыновья. Думают, что же делать? И решили тогда сыновья -  поедут они матушку искать, и просят у отца на это благословенье.
Отец благословил их. Пошли братья выбирать себе коней богатырских. Выбирают, на которого коня руку положат, тот и падает. Слабый больно. Не могут выбрать себе коней. Идут они дорогой по городу, повесив головы. Как же они в путь далёкий пустятся? А тут - откуда не возьмись - старушка на дороге, спрашивает:
- Что добры молодцы, повесили головы?
- Да вот, бабушка, - отвечает старший, Пётр-царевич, - не можем найти себе добрых коней.
- Хорошо, - говорит старушка. – Пойдемте со мною!
Привела она братьев к большой горе, указала место:
- Скапывайте эту землю.
Взялись братья дружно за работу, скопали землю, видят чугунную доску на двенадцати замках; замки тот час же сорвали и двери отворили, а там - подземелье. В подземелье прикованы три богатырских коня - каждый на двенадцати цепях. Кони  узнали ездоков по себе, заржали, забилися, все цепи порвали.
Одели тогда братья-царевичи на себя богатырские доспехи, оседлали коней, одарили старушку деньгами и сказали:
- Благословляй нас, бабушка, и прощай!
Сами сели и поехали.
Ехали долами широкими, болотами топкими, лесами дремучими, наконец доехали до большущей-пребольшущей горы; гора крутая, въехать на неё никак нельзя. А рядом под горой камень чугунный пудов в полтораста стоит, на камне надпись:
«Кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет»
Пробовали братья по одиночке камень от земли оторвать – сил не хватает.
Говорит тогда средний брат, Василий-царевич:
- А ну-ка вместе осилим!
Обхватили братья руками камень и с одного маху забросили на гору – и тотчас с горы лестница скатилась.
Оставили братья коней и взобрались на гору; чего они тут только не насмотрелися!  Всяки тут леса дивные, всяки ягоды, птицы разноцветные.
Долги шли братья-царевичи, дошли до какого-то тёмного дома. Ограда вокруг него высокая. В доме оконца малые да решётками перекрытые. Жили в этом доме да томилися три царевны молодых - сестрицы, утащенные когда-то Кощеем Бессмертным Трёхруким из царства далекого, что за морем-океаном.
Братья-царевичи кругом ограды ходят. А дверей не видят. Увидела тут младшая царевна-сестрица из окошка добрых молодцев, кричит им:
- Тут, смотрите, у ограды есть щель, потроньте её рукою, и будут двери.
Так и сделалось. Подошли братья к дому, на двери замок. Сбили братья замок и вошли в дом. Девицы их  встретили, напоили-накормили и расспросили. Братья им и рассказали, что пошли доставать мать от Кощея Бессмертного Трёхрукого. Говорят им девицы на это:
- Трудно вернуть мать, братья-царевичи! Кощей Бессмертный – бессмертный, никак его не убьёшь.  У него три руки! И в каждой меч - в пятьсот пудов – убьет он вас.
- Не печальтесь, девицы, – отвечает Пётр-царевич. – Нас трое!  Вместе осилим! Расскажите-ка лучше, где он матушку нашу прячет!
Рассказали девицы всё. И пошли молодцы.
Приходят к другому дому, тот повыше, и окна побольше; двери знают, как искать; вошли в дом, а тут и матушка их, обнялись все, поплакала матушка.
- Не печалься, матушка, - говорит младший, Иван-царевич. – Освободим тебя. И Кощея побьем.
Время приходит вернуться Кощею Бессмертному Трехрукому; мать сыновей прятать хочет, а сыновья не прячутся. Достали мечи богатырские, стали за двери, ждут. Кощей Бессмертный Трёхрукий входит в дом, в каждой руке - меч в пятьсот пудов, и говорит:
- Фу, фу! Русских костей слыхом не слыхать, видом не видать, а русские кости сами на двор пришли! Кто у тебя? Не сыновья ли?
- Что ты, Кощей! - отвечает мать царевичей. - Сам летал по Руси, нахватался русского духа, тебе и мерещится.
А тут и братья-царевичи из-за дверей вышли. Да каждый своим мечом по Кощею как ударит! Выпали из рук Кощея все мечи в пятьсот пудов. Братья схватили его, цепями закрутили, замотали и подвесили вниз головой вместо люстры светительной.
А Кощей им, то смеется, то кричит зло:
- Освобожусь,  разрублю вас на косточки! Смерти моей вам не сыскать! На тайном острове она, там дуб высокий, под дубом ящик железный, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце смерть. Ни за что не найдёте!
- Ты повиси пока тут! – говорит Пётр-царевич, а сам обнял матушку; и братья Василий и Иван матушку обняли, хотели выйти из дома Кощеева, да остановились.
- Заберём мечи Кощеевы с собой! – говорит Иван-царевич.
- Верно! – отвечает Василий-царевич – Кощею мечи не оставим!
- Умный Иван! – говорит Пётр-царевич.
Собрали братья мечи Кощеевы, взвалили себе на плечи, каждый по мечу,  и вышли все вместе.
Пошли к дому, где три сестрицы-царевны печалились.
Вошли в дом, говорят девицам:
- Одолели мы Кощея бессмертного. Скрутили, замотали цепями железными, вместо люстры светильной вниз головой  подвесили.
- Мечи его, в пятьсот пудов каждый, отняли. – говорит Василий-царевич.
- Не убили только, - говорит Иван-царевич, - но знаем, что смерть его на тайном острове, там дуб высокий, под дубом ящик железный, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце смерть Кощеева.
Отвечает младшая девица-красавица:
- Знаю я это место. Похитил когда нас Кощей Бессмертный, проносил над морем-океаном, видела я там остров тайный, на нём дуб высокий стоит, а под дубом ящик железный.
Что делать? Подумали братья и решили за смертью Кощеевой идти.
Пошли они вместе: братья-царевичи, мать их, да девицы-красавицы.
Идут дорогой много времени, не пивали, не едали, хотят кушать до смерти и думают: какой бы зверь на пути попался! Отобедать. Вдруг – волчонок. Иван-царевич хочет его убить. Выскакивает из норы волчиха и говорит:
- Не тронь моего дитятко: я вам пригожусь.
- Пусть так будет! – говорит сыновьям матушка.
Согласились царевичи, отпустили волчонка; идут  дальше, видят ворону.
- Постойте, говорит Василий-царевич, - здесь перекусим.
Взял в руки лук Василий, вложил стрелу, натянул тетиву тугую, хочет стрелять, а ворона ему и говорит:
- Не тронь меня, я тебе пригожусь.
- И так будет. – говорит Василию матушка.
Согласились все, отпустили ворону.
Идут дальше, доходят до моря-океана, остановилися на берегу. В это время  взметался щучонок из моря и выпал на берег. Схватил его Пётр-царевич, думает: «Вот теперь поедим, ухи сварим!»
Неоткуда взялась щука, говорит:
- Не троньте люди добрые моё дитятко, я вам пригожусь.
Отпустили щучонка.
Но как пройти море? Как до острова добраться, где дуб высокий стоит? Сели все на берегу да думают; щука ровно знала их думу, легла поперёк моря хвостом до острова. Все прошли по ней, как по мосту; доходят до дуба, под которым смерть Кощеева, начали открывать сундук кованный, тут небо потемнело, ветер лютый поднялся. Оглянулись: летит к острову Кощей Бессмертный Трёхрукий. Глаза его огнем пылают. В каждой руке по булаве тысячепудовой крутится. Размахивает Кощей Бессмертный Трёхголовый булавами, кричит:
- Вижу русские кости, слышу русские кости! Пришла ваша смертушка!
- Что ж, будем биться! – говорит братьям Пётр-царевич.
Встали братья рядом. Достали мечи. В правой руке у каждого - свой меч, богатырский, а в левой руке тот, что у Кощея забрали. Налетел на братьев Кощей Бессмертный Трёхрукий. Началась битва.
А девицы-красавицы тем временем ящик железный, в котором смерть Кощеева таилась, открыли. А оттуда, чу! – заяц выскочил и побежал. Где тут удержать зайца? Испугалися девицы красные, испугалась и царевичей матушка. Как зайца догнать?
А царевичи с Кощеем бьются. Ударил Кощей Трёхрукий Бессмертный всеми булавами - обломилися мечи у братьев, те что в левых руках были. Но дальше своими богатырскими бьются.
А тут волк, которого по дороге не убили, откуда ни возьмись - появился, кинулся за тем зайцем, поймал и несёт к девицам-красавицам. Обрадовались девицы, схватили зайца, а из зайца утка выпорхнула и полетела в небо. Еще пуще испугались девицы.
Неоткуда взялась ворона с воронятами, полетели за уткой. Схватили утку и принесли красным девицам. Мать царевичей достала из утки яйцо, его взяла крепко в руках.
Кощей Бессмертный Трёхрукий еще булавами по мечам братьев ударил. И  обломилися богатырские мечи. Остались братья без оружия. Отступать начали. Отступают к морю-океану братья, а отступать некуда.
- Вижу русские кости, слышу русские кости! – кричит Кощей Бессмертный Трёхрукий. – Смерть вам пришла!
Матушка царевичей тут яйцо сильнее сжала. Остановился Кощей, покоробило его, на колени упал, обернулся к матушке царевичей, говорит хитрым голосом:
- Не бей меня, царица, станем жить дружно. Весь мир завоюем!
Тут братья-царевичи выхватили из его рук булавы тысячепудовые. Как хватанули они Кощея этими булавами по голове - тот по голову в землю и ушел. А матушка царевичей яйцо раздавила. Дрогнул Кощей Бессмертный Трёхрукий и умер. Осыпался пеплом.
Обрадовались все, обнялись и пошли домой.
Долго ли коротко ли воротилися домой добры молодцы, дружные братья русские, воротили домой матушку, да привели невест красавиц. Старшему – старшая. Среднему – средняя. А младшему – младшая.
Обнял царь-батюшка  царицу-матушку, слезу пустил от радости, обнял  невесток своих будущих, крепче обнял сыновей своих, говорит им:
- Молодцы вы у меня, сыны добрые, победили потому что были дружными! Знать мы правильно воспитывали с матушкой вас любимых защищать землю Русскую,  друг за друга стоять дружной крепостью!
А потом пир был. И свадьбу гуляли. И жили все долго и счастливо.
На том и сказке конец.



Член СП России, детский писатель, сказочник, поэт и публицист Виктор Шардин (он же Один)