И вернётся нам в день прощёный
невозвратное время оно.
Марина Цветаева
Подходит к концу широкая Масленица... Уже наверняка все объелись блинами -кто у тёщи ( в среду), а последние - у зятьков ( в пятницу, на «тёщиных вечерях»),кто-то - у братьев и невесток ( в субботу, на «золовкиных посиделках»), многие - у знакомых или дома. А холостяки, верно, заглянули в харчевни с гостеприимным названием «У тёщи на блинах». Теперь можно и не жениться...
А сегодня - кульминация Масленицы... «Проводы» её. Называют этот день ещё «Целовальник» и «Прощёное воскресенье». Москвичи в начале прошлого века любили на сырной седмице * поесть блинов в знаменитом трактире Егорова в Охотном ряду. В нижнем этаже его извозчики «резали» стопки блинов со сметаной, а в верхних комнатах «старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным «Шампанским». Здесь же висела и икона Богородицы троеручицы с лампадкой. К блинам с семгой и ухе подавали и «Домашний травничек», и Херес.
Итак, последний день перед Великим постом. Ходили в баню - подготовиться к нему. А ещё - сжигали заготовленное к «Встрече» чучело Масленицы, прощались с ней и с зимой. Кидали в огонь и остатки праздничной еды, в том числе и блины. В южных областях России Масленицу «хоронили»...
Сегодня вечером в храмах проводится «чин прощения»: настоятель просит прощения у клириков и прихожан. А последние - друг у друга. В ответ звучит «Бог простит и я прощаю». Потом - заговенье на Великий пост читается.
Но трудно сразу перейти от разудалого веселья к затяжному и суровому постУ. Вот и устраивались ранее в первую его неделю «тужИлки по Масленице». У И.А. Бунина в повести «Чистый понедельник» ярко описан эпизод МХАТовского капустника, имевшего место быть аккурат после «Прощёного воскресенья». Актеры на нем с «бойкими выкриками и припевами изображали нечто парижское.» А Станиславский и Москвин «с нарочитой серьезностью, падая назад, выделывали под хохот публики отчаянный канкан» . Бледный от хмеля Качалов «пьяно припал к руке ( героини повести ) и чуть не свалился с ног...»
Где бы я ни была, стараюсь «Прощёное воскресенье» с семьей провести - просим друг у друга прощения за все, накопившееся за год... И повеселиться хочется от всей души со всеми, на гуляньях. Может, в городах «Золотого кольца» среди множества белых церквей с разноцветными куполами народные русские гулянья лучше смотрятся, но и в Питере можно погулять на славу. Были мы когда-то в Летнем саду на ритуале сожжения Масленицы, катались на «тройках» вокруг «Юбилейного», водили хороводы и ели блины на Масляном лугу и у Крепости.
А пару лет назад нам позвонили накануне «муниципалы» - предложили билеты на «бесплатное питание» на Славянской площади... на «Проводы». Мы отказались. А потом приехала в гости племянница - пошли туда прогуляться, благо день был золотой. Уже издали слышалась музыка. Ба, да здесь был весь цвет Петроградки. Наверняка, и сами депутаты затерялись в длиннющих очередях (одна была - за походной кашей, а другая - за блинами, вернее, одним блином с вареньем - на билет).
Вокруг ходил пожилой дядя на ходулях, а на эстраде проходил танцевальный марафон семейных пар: выдавали одни трусы каждой паре - и пляши, да не ленись... Когда мы подошли поближе, то услышали призыв ведущего «продержаться» в плясе ещё всего только 15 минут, чтобы выявить победителя. Но они выдохлись одновременно раньше, а выигравшего определили по силе аплодисментов. Ряженые стали водить хороводы по лужам, муж проклинал всю эту «совкОвость», и мы - ретировались: спешили на концерт.
А сегодня ... Мы только что вернулись из Павловска. Там был «международный масленичный форум»: финские игры, итальянский ритуал прощания с говядиной, выпекание лепешек по-шотландски, сербские гонки женихов в корытах, английские бега женщин с блинами на сковородках,
гонки на мётлах и другое. А Вы всех простили ? А Вас? Еще есть время .
* - другое название Масленицы.