Paul Сelan. Tenebrae

Таня Даршт
Paul Celan: Gedichte

TENEBRAE

Nah sind wir, Herr,
nahe und greifbar.

Gegriffen schon, Herr,
ineinander verkrallt, als wдr
der Leib eines jeden von uns
dein Leib, Herr.

Bete, Herr,
bete zu uns,
wir sind nah.

Windschief gingen wir hin,
gingen wir hin, uns zu bьcken
nach Mulde und Maar.

Zur Trдnke gingen wir, Herr.

Es war Blut, es war,
was du vergossen, Herr.

Es glдnzte.

Es warf uns dein Bild und in die Augen, Herr.
Augen und Mund stehn so offen und leer, Herr.

Wir haben getrunken, Herr.
Das Blut und das Bild, das in Blut war, Herr.

Bete, Herr.
Wir sind nah.

 
Перевод

Пауль Целан.  Литургия теней

Ты с нами, Боже,
Сущ и явен.

Прими же, Боже,
С тобой неразделимых,
Будто бы тело  каждого из нас -
Твоя плоть, Боже.

Молись, Боже,
Молись о нас,
Ибо мы - твоё.

Против ветра шли мы,
Мы шли, согбенные,
Через лощины и бездны.

К водопою шли мы, Боже,
А это была жертвенная кровь,
Что пролита тобою, Боже.

Она воссияла.

Она показала твой образ воочию, Боже,
Преисполнила им наши пустующие глаза и уста, Боже.

И мы причастились, Боже,
Кровь от крови, плоть от плоти твоей, Боже.

Молись, Боже,
Ибо мы - твоё.

*  *  *


«Литургия теней» (Tenebrae) – Заутреня на страстной неделе - это древняя традиция особого пасхального богослужения. Она проводится в последние вечера страстной недели перед великой субботой.
 Путь к реальной жизни лежит через участие в Евхаристии, через приобщение к жизни, которую дарует Христос в причащении Его Тела и Крови. Вкушающий есть одновременно и посланец: «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6.57 и далее).
Внутренняя связь между «вкушением» и «посланничеством» должна быть отмечена особо. Ведь Христос не пророк и не теория. Он есть Сама Жизнь! Передача жизни другому осуществляется не на словах или в мыслях. Она достигается в Святом Причастии. Каждая частица нашего существа, состоящего из души и плоти, должна быть свята. Именно в силу этого мы получаем и Тело, и Кровь Его, так, чтобы весь состав наш мог преобразиться, чтобы мы действительно могли стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет.1.4) (47).