Итоги февраля. Андрей Грицман

Большой Литературный Конкурс
После внимательного прочтения отобрал десять стихов, которые, на мой взгляд хороши и более менее однозначны по уровню и профессионализму.
Надо сказать, что в целом, уровень очень хороший и прочел я весь лонг-лист с интересом и часто с удовольствием. Много профессиональных авторов, а там, где без выпендрежа, но зато просвечивает душа – и совсем хорошо.
Несколько текстов хотелось бы опубликовать в нашем журнале ИНТЕРПОЭЗИЯ. Если это возможно, как связаться с авторами? (мы поможем связаться с авторами - прим.ред.)

Отобрать надо было десять и я это понимаю, но еще три-четыре стиха вполне могли бы быть включены в шорт-лист. Но, все-таки, мой выбор эти десять.
Благодарю за интересные тексты.

Ваш Андрей Грицман








1. ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ "Небо на двоих" http://www.stihi.ru/2010/07/24/1072 , номинатор: Блк
 
заноза в сердце, под покровом тьмы, 
при свете дня так много раз по кругу
прошли часы с тех самых пор, как мы
 с тобой чужими сделались друг другу -
мне кажется, что утекли века, 
что люди сотни войн перетерпели,
и где-нибудь смогли наверняка 
взлететь на воздух несколько империй, 
и порасти развалины плющом.   
я даже перестал с твоим плащом
плащи случайных путать незнакомок.
душа темна, как лестничный пролет,
но где-то в глубине болит обломок 
любви и светит вечность напролет... 
...одна-другая вечность -  и пройдет.
 
не умер я и не сошел с ума,
тюрьма меня минула и сума,
плыву по миру, словно легкий глайдер.
покуда кверху задрана башка,
я веселей китайского божка.
люблю гулять один, на небо глядя. 
 
там кто-то вяжет белые банты,
там синева густа и ядовита,
и знаю я - под тем же небом ты
остришь и врешь, смеешься, пьешь мохито,
закинув ногу на ногу, сидишь,
пускаешь дым в уютный сумрак бара,
и юному вздыхателю твердишь,
что ты ему, а он тебе - не пара.
начав вести обратный счет по дням,
клянешь судьбу. готовишь ужин мужу.
брезгливо юбку длинную подняв,
спешишь в метро, перебегая лужу... 
ты смотришь вниз, но, в сущности, легка
вся жизнь твоя. и я с тоски не вою.
 
...но в этой луже те же облака,
что над моей летают головою. 
и росчерки одних и тех же крыл
их поутру окрашивают алым.
знать, кто-то добрый нас с тобой укрыл
московским небом, словно одеялом,
и мы проснемся где-нибудь не здесь,
коль вообще такое место есть...
 
а нет - прощай. прости, все это не о
моих мечтах и горестях твоих. 
у нас с тобой одно лишь только небо,
одно лишь только небо на двоих. 
лишь не и бо, лишь только бо и не.
взгляни в него.
и вспомни обо мне. 
 
2010

Хорошее стихотворение, точное в деталях. Представляю себе и лирического героя и героиню. Автор умело избегает поэтизмов, в кот. легко впасть в этом стихе. Я верю его чувству, т.е. не выдуманное. Я бы посоветовал убрать совсем введение и начать стих с
"я даже перестал с твоим плащом" , т.е. сразу конкретно. Не надо ничего объяснять в начале – с войнами и т.п. Тоже и с концом. Он лишний – уже сказано и хорошо и не надо объяснять чувство, которое уже выражено в адекватных образах. Частая проблема, между прочим. В конце стиха автор снова объясняет то, что уже было сказано в стихе.

 
 
2. ДМИТРИЙ АРТИС "Пустой город..." http://stihi.ru/2008/07/05/472 , номинатор: Блк
 
***
 
Но город пуст, как божья пятерня, 
просившая когда-то у меня 
любви немного, прочему не веря.
Я шёл к нему века тому назад,
и не считал безусый циферблат
к моей руке пристёгнутое время.
 
По улицам, подобно голытьбе,
гоняли ветер хлопья голубей,
росли дома с покатыми плечами,
брусчаткой покрывалась колея,
а я всё шёл, вернее, ковылял,
ещё вернее, длил свои печали.
 
2008 г.
 
Ровный текст, грустный. Пейзаж передает вектор чувств автора. Не поражает, но ноту читатель улавливает.
 


3. АЛЕКСАНДР КРУПИНИН "Тётя Клара" http://stihi.ru/2008/11/22/4152 , номинатор: Блк
 
Тётя Клара давным-давно умерла.
Теперь она по ту сторону добра и зла.
И вслед за нею, как ни странно,
Исчезли, растворились в воздухе герои её романов.
 
Но я хотел бы коснуться одной истории,
Произошедшей в южном городе Евпатории,
Когда там бесчинствовала банда похитителей чемоданов:
Кошкодамов, Кашкадамов, Сулейманов, Хламов.
 
На пляже имени Фрунзе, где золотой песок,
Раздался тонкий девичий голосок:
«Украли, украли, сволочи мой чемодан,
А там почти законченный новый роман».
 
Это юная тётя Клара приехала в Евпаторию
Дописать роман и заодно отдохнуть у моря.
Но банда похитителей чемоданов 
Вмешалась в исполнение тётиных планов.
 
Тёте Кларе даже не пришлось обращаться в милицию.
По счастью на пляже лежал известный сыщик Криницын.
Он выследил этих похитителей чемоданов,
И в гостинице «Крым» им был застрелен гнусный бандит Сулейманов.
 
И потом после жестокой драки
У знаменитого озера Мойнаки,
В самом сердце евпаторийских лиманов
Он обнаружил склад украденных чемоданов.
 
Тётя Клара была весьма симпатичной особой,
Только нос у её был всегда какой-то особый.
Поэтому сыщик Крискентий Криницын
В тот же день на ней захотел жениться.
Но она отвергла его матримониальные планы,
Главным смыслом жизни её всё-таки были романы.
 
Тётя Клара давным-давно умерла,
И, кроме меня, никто не помнит про эти дела.
 
В старости стала она страшной и горбоносой,
С хриплым голосом и всегда с папиросой.
Работала медрегистратором в Куйбышевской больнице
И едва сводила концы с концами, как говорится.
 
Но со страстью какого-то наркомана
До самых последних дней писала свои романы,
От исторической саги «Герои Плевны»
До бытовых зарисовок «Зрелые годы Марьи-царевны».
 
А тогда ей роман удался на славу.
После этих событий она написала последние главы
«Мероприятие без начала и завершения»,
«Барски-пренебрежительное отношение»,
«Появление нового бессовестного персонажа»,
«Нанесение странного и сомнительного макияжа»,
«Кража»,
«Вот, вот и вот»,
«Сыщик играет на флейте гавот»,
«Последнее искушение Клары»,
«Фанфары».
 
 
Интересная вещь. Выход за привычные рамки. Смешно и грустно. Нужно иметь смелость войти в этот жанр. Много остроумного. Провисов не вижу. Как бы, другой вид лирической поэзии, но автор не отдаляется от персонажа, живет ее историей.



4. ДЖОАННА ФОН ЛЕОН ОРР "Зимние мечты" http://stihi.ru/2011/02/10/1157 , номинатор: Блк
 
Вот бы съездить в дом отдыха зимний в Подмосковье недальнем, допустим,
по Савеловской ветке...
Пусть поселят меня в светлой комнате:тюль на окнах, репродуктор, графин,
две соседки.
Ольгиванну послал профсоюз - не сама захотела, не очень
ей все это нужно.
А Ларисе обрыдло одной, вот и ездит в надежде найти и поймать
хоть какого-то мужа.
 
Получу одеяло шерстяное зеленое с полоскою белой,
обтрепанной бейкой.
Постараюсь ответить спокойно, на ларисин вопрос, не являюсь ли,
часом, еврейкой.
Не забыть бы вязанье с собою и польский журнальчик со схемой салфетки,
что мусолю полгода:
нужно время хоть как-то занять, если вдруг подкачает и спутает
отдых погода.
 
Лыжи взять напрокат, сдавши паспорт в залог. Обойти голый парк, весь в снегу,
по пустынным аллеям,
и под крышу вернуться не раньше, чем зимний закат подберется неслышно,
смущенно алея.
Съесть на ужин кефир, запеканку, выпить чай под кликухой глумливою
"белые ночи"
и на танцы пойти: можно лечь и в двенадцать - ведь отпуск! Завтра
день не рабочий.
 
Мне расскажут соседки про жизнь, про болезни, любовь и печаль -
все до самой изнанки.
Будем с ними заваривать чай: кипятильник с собой. Есть заварка,
конфеты, баранки.
К телевизору выйдем: макияж и прически. Наденем все лучшее -
туфли и платья.
Будет Ларка глазами стрелять, есть ли кто-то вокруг, кто быть может
допущен к объятьям.
 
Вот бы съездить... Да где оно все? Далеко колесо укатилось.
Ольгиванна, вы где? Эй, Лариска, ты как?!
Сделай милость,
тот, кто памятью ведает: пусть бы я все позабыла,
но не то, что придумано мной - лишь оно мне и нужно, и мило.
 
13.04.07
Израиль.

Очень понравилось. Может кто и скажет, что перенят прием Евтушенко, такой вот бытовой разговорностью. Но, это настоящее. Автор знает о чем говорит, умная вещь, очень точная. Ностальгический репортаж.
 
 

5. БЕЛЕНКО "Русская Мадонна" http://www.stihi.ru/2011/01/25/10332 , номинатор: Блк
 
Ты как цветок, проросший вопреки,
 среди помойки гари и Тоски,
 глушимой алкоголем и насильем,
где мини- юбки сроду не носили,
поскольку это повод, каждый знал,
тащить таких на стройку и в подвал.
Вот, на задворках скучного прогресса
вдруг выросла,- Мадонна, поэтесса,
и освятив те скудные места,
ты носишь стих и нового Христа!
Оставь нам зло, оставь дверной проём,
пока гляди, гляди за окоём,
-чуднО и не по-здешнему одеты,
бредут непохмелённые поэты…
Волхвы несут чудесные дары!
А мы ещё не знаем…
До поры.
 
 
Резкая вещь, переходы от высокого к «низкому» Но, не кажется искуственным. Стих стремится и читается крепко. Вот здесь не прямо сказано и не объяснено, но узнается по тону и наслоению образов. Хороший автор.


6. АЛЕКСАНДР КОКОВИХИН "В диком субтропическом лесу..." http://www.stihi.ru/2010/08/08/5082 , номинатор: Блк
 
    В диком субтропическом лесу, неказист и несколько приземист,
обитал потомственный туземец с бельевой прищепкой на носу. Может,
племя вымерло давно или мать от родичей отбилась... Жил себе,
пожёвывая силос, и считал, что так заведено: утром просыпаться
от росы, выпав из дупла, невольно охать, рыбину насаживать на
ноготь - из ручья, не замочив трусы; прочитав по тёпленьким следам,
что опять забрёл с проблемой пищи незарегистрированный хищник,
сочинять бамбуковый капкан; раздувать от молнии костёр или греться
в ритуальном танце, на мигалки орбитальных станций, то есть к богу,
устремляя взор; вечером, прослушав какаду, думать, что его не
переспоришь...
    Крепко спит под пальмой новый сторож в старом ботаническом саду.
 
 
Чудная вещь, неожиданная, отлично написано. Читается несколько слоев, очень понравилось. Интересно, что еще есть у этого автора. Экономная при этом.
 

 
7. МАРИЯ ХАМЗИНА "Ты накормил своего Бога?" http://stihi.ru/2011/01/19/7944 , номинатор: Олег Калиненков
 
Плеер включил, подошел к порогу,
Ключ и перчатки держа в руке.
Ты накормил своего Бога?
Стикер наклеен на косяке.
 
Ты поиграл со своим Исусом?
Пощекотал ли ему бока?
Вера в кусочках, с нежнейшим вкусом.
Капелька крови и молока.
 
Если питомец здоров и весел,
Нет ни укусов, ни рваных ран.
Может быть, только обивка кресел,
В клочья, и только. No pasaran.
 
Если он голоден, тощ, и злобен,
Вцепится в горло, на слабину.
Помнишь, как грыз тебя старый Один,
С яростным хрипом пустив слюну?
 
Шрамов достаточно для причастий.
Вера разложена по ладам.
Бог улыбается - это к счастью.
Прячется в Библию - к холодам.
 
Только корми его - это просто.
Жертва не дернется под ножом.
Пища для шерсти, стигматов, роста...
 
Боже прости нас, пока мы лжем.


Мастерская вещь, на мой вкус немного слишком хлесткая, и слишком прямая тоже. Я бы посоветовал несколько сбавить «дриблинг», спокойнее то же сказать, эффект будет больше. Но несомненно это – стихи. Эффективный конец, что всегда признак хорошей хватки.
 
 

8. ЕГОР ТРУБНИКОВ "Nyctophobia" http://www.stihi.ru/2009/09/07/406 , номинатор: Павел Самсонов

 Не оставалось никого вокруг.
Дворы молчали, пасека молчала,
молчали церковь, мельница и луг.
Глядел на север опустевший юг.
Во тьме молчали мертвые причалы.
Приморский город разом опустел.
Движение пространства не нарушит.
Жильцы ушли, не бросив даже тел,
исчезли гости, скрылись в темноте.
И вскоре море выползло на сушу.
Сквозь толщу вод угадывалось дно,
и было очень тихо и темно.
 
Вода была безвидна и пуста,
и поднималась плавно, постепенно,
и заполняла полые места,
на водяной поверхности листа
рисуя знаки скоротечной пеной.
Вода входила в парки и дома,
легко смывая хлипкие засовы,
и над водой подрагивала тьма,
и рыбины с мозгами без ума
вплывали в потаенные альковы,
бессмысленно глядели на кресты,
когда вода достигла высоты
 
собора на затопленной горе.
И скоро через горные долины,
через леса, лишенные зверей,
через пустые гнезда глухарей
неслась вода, окрашенная глиной,
уже не соблюдая тишину.
Медузы рвались, задевая ветки.
Вода укрыла мертвую страну,
и даже тьма отправилась ко дну.
_______________________________
Во тьме ходили глупые креветки.
Во тьме кричали страшные киты.
Во тьме осталось море без рассвета.
 
Возможно, Бог исправил бы всё это.
Но Он давно боится темноты.
 
Сильное стихотворение, философская фантазия, много интересных образов. Темп нарастает к концу. Есть поразительные страшные образы. Все же я бы уменьшил цветистость, слишком много экзотики. Она мешает, уводит куда-то в другие пределы, внимание отвлекается. Я бы убрал излишнюю цветистость. Конец надо изменить. Прямо говорить о Боге – убивает стихотворение. Отмеченное я бы убрал. Нельзя, конечно, писать за автора, но вот, например:

Но он в другую сторону глядел –
и в вышине беззвучный голос пел.


9. ВЛАДИМИР МЯЛИН "В простылом тазу, где отбита эмаль..." http://www.stihi.ru/2010/11/19/8273 , номинатор: Андрей Федосеев
 
                *  *  *
 В простылом тазу, где отбита эмаль,
Замёрзла зима, как на грех.
И колешь в тепле твердоклювый миндаль
И грецкий волнистый орех.
 
А в печке, треща, веселятся дрова,
Огню подставляя ладонь.
И к ночи – дощатая сказка жива,
Как пешка 
И шахматный конь.
 
И слушаешь,
                слышишь её немоту,
В висках ли,
                в поленьях,
                в щелях...
Зима разложила сушить бересту,
Зажгла серебро в волосах.
 
И странно, и страшно, что ночь у крыльца,
Что месяц безлик и остёр,
Что свищут дрова – и гудит без конца 
Заснеженный времени бор.
 
 
Может быть это лучшее стихотворение в отборе, во всяком случае, на мой вкус. Образы выдержаны, не чрезмерны, при этом повороты неожиданны. Интересна предметность, конкретность изложения и одновременно просвечивают понятия другого, философского плана. Четкие образы выражены очень экономно, но тут же визульно узнаваемы – месяц безлик и остер. Конец просто прекрасный. Это – сильный автор! Был бы рад опубликовать в журнале.
 


10. ЛЮДМИЛА ОРАГВЕЛИДЗЕ "Прощальное" http://stihi.ru/2009/12/09/2214 , номинатор: Евгений Петропавловский
 
                Анатолию Чернышову
               
 
 
Овцы, овцы... Снова вы покорно
Курдюки несете по долине,
И бока, помеченные черным,
И бока, помеченные синим.
 
Вас пугают рытвины и плети,
Но попались вы совсем иначе...
Знали б, для чего ваш "благодетель",
Помечая шерсть, вас предназначил.
 
Овцы, овцы... Неужели схожи
Наши обреченность и незнанье?..
Смутный век! - он выберет нас тоже
Для кровавых пиршеств и закланья.
 
И пока, колдуя над тетрадкой,
Ищешь слов пронзительных и едких, -
Кто-то смотрит на тебя украдкой,
Отличая от других по метке.
 
 
***
 
 Хорошо написанное стихотворение. Несколько прямое, очевидное. Третья строфа совсем лишняя. Но, по поэтическому потоку вполне может войти в десятку шорт-лист. Последняя строфа четкая и как бы подтягивает все стихотворение.