О конкурсе от Александра Титова жюри

Век Искусства
Итак, конкурс заканчивается. Сегодня последний день приёма заявок.
Поэтому мои впечатления предварительные, а не официальные.

Удивляет количество участников. В этом конкурсе уже более 600 участников. В "Пегасике-2010" было 213.

Я член жюри, и мне предстоит дочитать ещё 3 файла, примерно по 150 авторских экспозиций в каждом.

600 - это куда больше, чем в тех конкурсах, которые проводили мы в первые годы работы издательства (2001-2003), и больше, чем в "чужих", вернее, дружественных конкурсах, которые мне приходилось судить в разное время. "Чужих" пишу в кавычках, потому что стараюсь работать качественно и уверен в том, что лит.конкурсы дело хорошее. Все формы и все темы. Насколько я помню, это больше, чем в больших знаменитых конкурсах вроде "Тенет", которые имели авторитет в те годы (не знаю, работают ли они сейчас), и в русском букере и антибукере. Из "чужих", но дружественных конкурсов как раз недавно завершились конкурс "Наше дело правое" (туда приглашал) и конкурс сайта "МыПишем.Ру" (там судил). Дальше по тексту буду кое-что сравнивать.

Почему так?
Дала результат постоянная работа основных организаторов: Дианы Дорониной и Лады Григорьевой. Здесь дело именно в постоянстве и в постоянном же интересе к своему делу (к своей профессии). Л. Григорьева профессиональный педагог (в т.ч. имеющий опыт работы с т.н "трудными" детьми) и профессинальный филолог. Д. Доронина по одному образованию историк (новейшая история России), по другому - библиограф. Пусть она поправит, если нужно, а я уж напишу "библиограф", вот Шишков был библиограф, а новым словам вроде "информационного менеджмента в библ. деле" в качестве профессионального компьютерщика не верю. Педагогикой и мне приходилось заниматься примерно 35 лет. Дело интересное.

Вторая причина того, что участников более 600, кажется, в том, что многие бумажные и интернетные издания разместили информацию о нас. Это тоже делалось не быстро, но так же постоянно, связи налаживались постепенно, и вот мы фактически имеем на сегодня в лице конкурса "Пегасик" самый большой русскоязычный конкурс детской литературы.

Нужно заметить, что "Пегасиков" много. Много и конкурсов, и ЛИТО с этим названием; но это, как уже говорил, хорошо. Наш "Пегасик" проводится издательством "Век искусства" в лице питерских журналов "Край городов" и "Мост". Церемонии награждения "в реале" и занятия детского ЛИТО проводятся в Питере. Кто любит "детские" названия вроде Красной Шапочки, Белочки и пр, для тех сообщаю, что пегасик - это окурок, или "бычок".

Ну, теперь приступим к особенностям конкурса.

Информацию о нас разместили, а вот техническая грамотность читателей оставляет желать лучшего. Например, в некоторых сайтах, где размещены ссылки на нас, тем не менее запрещено переходить по ссылкам с помощью простого клика, в т. ч. на написание email. А нам пишут, что "адрес заблокирован". Скопировать адрес и перенести его в адресную строку браузера или в заголовок письма умеют не все. Правда, многие уже научились пользоваться телефоном. Хотя про советских раньше говорили, что они не умеют водить машину и пользоваться телефоном. Уже таки набирать номера умеют. И звонят, и звонят (нам в роуминг), и ответные СМС притом не читают...

Это не просто брюзжание программиста. Казалось бы, для детей естественно научаться пользоваться техникой быстрее, чем взрослые. Детям должно быть, наоборот, интересно играть с машинкой и путешествовать по "виртуальному" миру. Но то ли я в своём предположении не прав, то ли что-то не порядке в датском королевстве. Помню, сын за 50 рублей показывал одноклассникам в Рязани, как устроено меню мобилы. И вот сейчас не припомню, чтобы сам ребёнок от себя написал заявку на конкурс (заявки принимаются только по email, но отнюдь не по почте и не по телефону). Впрочем, одно системное исключение есть: все кадеты из Ачинска Красноярского края прислали всё чётко в соответствии с условиями конкурса, и прислали сами, и число страниц тоже соответствует (1 страница в номинацию от одного участника).

И это вопрос того, что такое творчество! Если писательство, ну вот как у взрослых, изложение на интернет-заборе боли и обиды (вспомним Данте, который распределял противников по этажам ада); или если писательство - это занудная школьная обязаловка вроде сочинения или обществ.работы, тогда мы имеем право ожидать, что в мозгу возникнет возбуждение (которое затормозит часть мозга, относящуюся к компьютеру), либо же в мозгу возникнет занудный сон, который тоже не даст работать с компьютером. Это я излагаю по Павлову. Вот и собака подтверждает.

Но у детей же не так? А что же тогда произошло у советскоязычных детей, я со своим 30- летним стажем даже и не знаю ... :(

Так, покончивши с техникой, теперича перейдём к содержанию.

Конечно, как любому нормальному читателю, мне интересно прежде всего содержание! То есть про что и как и чтобы интересно написано. Умеют ли дети читать неинтересное? Собака ничего об этом не говорит, пошла в кресло спать. Ну ладно, продолжим без неё. Итак, у нас конкурс детской литературы: то есть: литературы то ли про детей, то ли для детей. Честно говоря, что такое детская литература, я и сам не знаю. Но конкурс заявлен как детский. Что бывает интересно детям? По моему опыту, иногда самое неожиданное. Иногда детям интересны довольно-таки "взрослые" сведения о природе и науке, или даже ... о политике. Вспомним Б. Житкова. Вот Житков точно детская литература. Хотя он заявился в редакцию чёрт знает откуда в чёрт знает каком офицерском мундире с пятнами от погон. Но продолжим.

А вот кто помнит Чуковского (ну, например, перевод "Острова сокровищ" Стивенсона)?

Скажете: куда загнул. Чтобы дети\для детей писали детективы?
Вот ни одного в конкурсе.
Взрослые примерно в 50% случае сюсюкают, в 50% пробуют написать забавное, иногда поучительное стихотворение. Иногда это удаётся. Но это всё такая тоска... хочу и я в кресло спать. Даже от виртуозных считалок, колыбелек и стихов про устройство светофора.

В баню их всех, этих взрослых.

Перейдём к детям.

Сразу скажу, что дети иногда присылают интересное. Это, интересное для меня, почти исключительно записи чьих-то рассказов о прошлом. Вот здесь стоит сравнить с материалами конкурса "Наше дело правое" (это Сталин сказал: Наше дело правое: мы победим. Наше дело правое: мы победили). Тот конкурс был более политизирован; но и тексты там были ярче и острее. В них я видел живое чувство. Правильное или неправильное, но чувство. Оно передаётся. Это литература.
Мне интересно копаться в этом прошлом, тем более что по полгода живу прямо на бывшей линии фронта под Питером. Соответственно, внимательно читал рассказы из тех мест с обоих конкурсов.
В нашем всё гладко и серо, как в школьных сочинениях. Есть, есть такой приём: нарочитая отстранённость автора и нарочитое внимание добру и злу как бы равнодушно. Но здесь не так. И опять - не припомню, чтобы что-то живое прозвучало... Интересно чисто с фактографической стороны.
И анализа нету...
Запомнился (с фактической стороны) рассказ про то, как слепой ветеран устроил большой плодовый сад. А вот теперь ни сада, ни села нет, там прописано четыре человека. Как-то так.
Где? почему? Как именно что делалось? Фамилии в студию!! Всех фамилии!!!

Скажете: чего захотел. Журналистского материала или расследования.
Почему нет?

Ведь многим участникам по 13-16 лет. Взрослые же деточки...

Ещё мне интересно было читать про зверей.
Иногда встречал авторское отношение к событиям с участием зверей.
И ставил высокий балл...

О баллах. Кроме выставления "отметки" (по 7-балльной системе), мы стараемся хоть немного, да написать что-то по тексту. Не обязательно "разбор", но даже эмоциональное читательское впечатление (попытка нашей формулировки, что мы почувствовали или поняли) участникам интересно? Или редакторское ехидство, издевательство? А то ведь пишут детки серьёзно, на лит.кружке, ну там учителька в коричневых чулках, здесь портрет Ста... ллоне
????
Было много писателей, которых некому было ОСМЕЯТЬ. Которые Творили в торжественном вакууме...
Вон Лермонтов два(!) раза выразился про "с винцом в груди" :)
а у Куприна голубь два издания носил письмо в зубах.
Как бы хорошо было, если бы дети emailом запросили наш ответ: НУ КАК?

Пока всё, продолжим потом.

Итак, я дочитал и как один членов жюри оценил все 812 присланных экспозиций.
Продолжаю о впечатлениях.
В прошлом тексте http://www.proza.ru/2011/02/28/1767 ворчал,
а здесь первым делом о том, что мне понравилось.

Реально интересно мне читать о том, что реально интересует или волнует авторов. Например, это стихи и рассказы о любви. Хотел бы ставить высокий балл, да больше 5,8 не получается. Хоть и интересные, но технически кривые.

Что могло бы здесь помочь авторам в изготовлении красивого текста? Конечно, изучение примеров и традиционных приёмов. В первую очередь это фольклорная традиция: песни и сказки. Немножко влияет, и кое-где похоже на слегка сэмазанный рок или даже рэп. Ну хорошо, что хоть такое есть. Если к некоторым текстам сочинить музыку, то может, она и скомпенсирует кривоту.

В чём больше всего проявляется эта кривота? В неправильном употреблении слов как по их смыслу, так и по их эмоциональной окраске. Видимо, язык разлагается, и слова изменяют значения. Где-то в школах разговаривают мало и однообразно, соотв,  слова значат совсем не то, что в жизни. Чтобы это словоизменение и словотворчество было сильным и красивым, хорошо изучать "твёрдые формы", традиционные формы и фольклор от старинного и до субкультур 19-20 века. Там есть образцы, с подражания которым начинать легче.

Сначала я писал хотя бы короткие рецензии, ну, например, такие: "Сало в шоколаде", или "рагу из соловьиных язычков", потом стал не успевать. Давайте договоримся так: кто из авторов хочет получить короткий отзыв (но длиннее, чем указанные 2), пишите мне на email e-vi@list.ru лично. Указывайте имя, фамилию и место, где Вы живёте, а лучше прямо номер в списке участников. Только давайте договоримся, что пишете именно ВЫ, кто сочинил, а не мама и не учительница. С бескомпьютерными не разговариваю. Сертификат (!) учителям выдаём или нет, это уточняйте у начальников конкурса Д.Дорониной и Л.Григорьевой. Со своей стороны информирую учителей, что диплом можно напечатать на принтере за 2 рубля, пластиковую карту в любом рекламном бюро почти по цене визиток, ошейник 50-200 рублей, печать 300 рублей, медаль в канцтоварах 200 руб. Но лучше посетить выставку и принять участие в испытаниях.

я бы и по телефону ответил, да всё время в разьездах и в роуминге. Так что пишите на мыло. Личные встречи и обсуждения (в т ч с участием учителей и родителей) возможны в походном формате. С апреля возобновляем походы выходного дня под Питером и более серьёзные экспедиции, о чём сообщу дополнительно.

Впечатления-3 от конкурса Пегасик-2011

Сначала резюмирую предыдущие впечатления, потом про добавленное новое
1. Как и в двух предыдущих конкурсах, тексты взрослых очень, очень слабы. Точно слабее детских.
2. Тексты детей как будто все повырастали дичком, как крапива на битых кирпичах (школы). Между тем следуя национальным лит.традициям писать было бы и легче и интереснее.
3. Озадачивает большое число участников. Более 800. Это точно крупнейший русскоязычный детский конкурс.

Добавленное новое.
Диана Доронина http://www.proza.ru/avtor/dianalucifer получила письмо от учительницы. Учительница пишет, что за участие детей в конкурсе ей повысят зарплату. Просит упомянуть в благодарственном письме.

Упал со стула.

В связи с этим обращаюсь к читателям этого сайта и авторам, которые НЕ в соц.системе. Именно Вы присылайте тексты Ваших детей. Ещё лучше, если Ваши дети изучат компьютер в необходимом обьёме и пришлют текст сами.

Мы тоже не в соц.системе. Издательство совершенно частное, личное, коммерческое, а бесплатный конкурс запущен в силу того, что его организаторы педагоги. Специальность - часть образа жизни.

Социальных учителей обслуживать нам нет смысла. Конкурсы будут продолжаться. Для детей по-прежнему бесплатно или мало платно (обязательная подписка на тома журнала, посвящённые конкурсу).

Кто из бизнесменов или вообще - общественно активных людей хочет развить это дело или создать вместе с нами новые направления - пишите организаторам
http://www.proza.ru/avtor/dianalucifer
http://www.proza.ru/avtor/fedkovshina