Кое-что о землетрясениях

Алина Тарская
Человек – часть природы, и, может быть, лучшее её творение, но перед мощными негативными силами природы он до сих пор бывает слаб, а порой и беззащитен. Это относится к таким стихийным бедствиям как наводнения, сели, тайфуны, цунами и, конечно же, землетрясения, периодически происходящие в разных уголках Земли и уносящие многие человеческие жизни. Известны сильнейшие землетрясения в Лиссабоне, Японии, на Сахалине, в Ашхабаде, Ташкенте, в Армении (Спитак).
Другие разрушительные землетрясения ХХ1 века:
2003 год в Баме (Иран), погибло 30 тысяч человек,
2004 год - в Индийском океане,от цунами высотой до 15 м  погибли в Юго-Восточной  и Южной Азии 225-250 тыс. человек.
2005 год - в Кашмире(Пакистан) силой 7,6 баллов, 79 тыс. погибших,
2008 год - В Китае в провинции Сычуань, погибло около 70 тысяч  человек.
2010 год - на Гаити, силой 7 баллов,погибло 222-300 тысяч человек,
2011 год в Японии силой 8,9 баллов, погибло много людей...
 
Я родилась и выросла в Южном Казахстане и знаю о землетрясениях не понаслышке, почему и решила написать этот рассказ. Люди издревле селились в предгорьях и горных долинах, поскольку там имелась плодородная почва, накопленная за много веков вследствие вулканических извержений, чистая вода, текущая в ручьях и горных реках, свежий воздух. О том, насколько опасны для проживания человека эти места, люди стали задумываться гораздо позже.
Южный Казахстан, столицей которого является город Чимкент, расположен в живописной местности на предгорной равнине в междуречье рек Бадам и Сайрам. Чимкент возник на пересечении древних караванных дорог Великого шёлкового пути. Непосредственно в пределах города размещаются городище XIV- XIX веков (старый город) и курганный могильник III века, а в 20 км от города располагается древнее городище Испиджаб (теперь село Сайрам).
В советское время в период строительства Туркестано-Сибирской железной дороги в начале двадцатых годов прошлого века город начал быстро расти благодаря построенной здесь железнодорожной станции. Чимкент (новый город) был спроектирован геометрически правильно с прямыми улицами и проспектами, в конце которых в южном и восточном направлениях всегда были видны снежные горные вершины. Это отроги Тянь-Шаня. На территории Киргизии распространены две крупнейшие горные системы мира – Тянь-Шань и Памир. Тянь –Шань ( в переводе с китайского «Божественные или Небесные горы») - одна из основных горных систем Азии, простирающаяся на две с половиной тысячи километров от Северо-Восточного Памира по границе между Киргизией, Казахстаном и Китаем. Многие хребты его поднимаются на высоту 5-6 км над уровнем моря, а высочайшими являются пики Победа (7439 м) и Хан-Тегри (7010м). Античный мир узнал о существовании этих гор благодаря походам Александра Македонского. Одна из его армий в 329году до нашей эры проникла в Ферганскую долину и на пути в Индию пересекла хребты Южного Тянь-Шаня.

Горная система Тянь-Шань относится к достаточно старым горам, но, конечно, не таким старым, как Европейские Альпы и Кавказские горы. Тектоническая активность на Тянь-Шане сохраняется, а за последние годы даже усилилась и составляет 30-40 местных или локализованных землетрясений в год. Надо сказать, что в Чимкенте сильных землетрясений не было, а слабые толчки силой 3-4 балла бывают довольно часто как отголоски Ташкентских землетрясений. Жители Чимкента и взрослые, и дети настолько привыкли к этим подземным толчкам, что почти не обращают на них внимания. В школе, где я училась, во дворе был противопожарный водоём, прикрытый деревянной крышкой. Иногда, заглянув под неё, мы видели, как поверхность воды слабо колеблется, это и есть землетрясение. Также нередко в домах покачивались под потолками люстры и лампочки, но это тоже никого не пугало. Слабые толчки воспринимались и как лёгкое покачивание почвы.

А вот в Ташкенте, который, как и Чимкент, расположен в предгорьях на равнине, землетрясения бывают часто и довольно сильные. Все помнят мощное землетрясение в Ташкенте, случившееся в 1966 году. «Подземная буря» началась 16 апреля, сила основного толчка составила 8 баллов, при этом был слышен сильный подземный гул, пугающий людей и животных, потом были ещё сотни более слабых толчков в течение нескольких месяцев, что пугало и нервировало население. В результате этого землетрясения была разрушена центральная часть города, пострадали тысячи зданий, правда многие из них были старой постройки, одноэтажные, из глиняных (саманных) кирпичей, окружённые такими же глиняными дувалами (заборами). Так что некоторые люди даже говорили, что Ташкенту повезло с этим землетрясением, так как взамен этих малоценных домов потом выстроили много современных красивых и антисейсмичных зданий. Человеческих жертв в Ташкенте было немного. Я была в Ташкенте в деловой поездке летом того же года, то есть сразу после землетрясения, видела во многих местах огороженные разрушенные дома. Наибольшее впечатление на меня произвёл вид трещины, которую я увидела на стене Ташкентского оперного театра им. Навои, представляющего собой высокое кирпичное здание. Трещина шла по боковой стене театра наискосок от самой крыши до земли.

Меня всегда удивляло, почему в Ташкенте бывают такие сильные землетрясения, хотя этот город, как и Чимкент, расположен на равнине, пусть и в предгорьях. Профессор Г. Горшков считает, что причиной Ташкентских землетрясений является то, что под Ташкентом на глубине 8 км встретились под острым углом два разлома земной коры, идущих от поднимающегося на Северо-Востоке Ташкентского хребта. «Живые разломы» и обеспечивают всю энергию землетрясений. Насколько серьёзной является влияние близких гор на жизнь всей Средней Азии и Казахстана можно судить по тому факту, что из-за предгорий нет прямого железно-дорожного сообщения между Чимкентом и Ташкентом, хотя расстояние между двумя этими городами, связанными тесными экономическими узами, относительно небольшое – около 200 км. Автомобильная дорога проходит через горный перевал Казгурт, где нередко случаются аварии, особенно в зимнее время. По этой дороге в Чимкент привозят фрукты и овощи из Узбекистана, где они поспевают раньше и в большем количестве, чем у нас. Следует сказать, что казахи по своей природе – скотоводы и кочевники, а узбеки – хорошие земледельцы. Поэтому граница между Казахстаном и Узбекистаном видна сразу – до границы много пустынной земли, а за ней – сразу начинаются огороды и сады. Официально оформленной границы с пограничными столбами и заставами в советское время не было.

Из-за этого горного массива скорый поезд Москва-Ташкент сворачивает на станции Арысь на юг, немного не доходя до Чимкента. А скорые поезда на Алма-Ату и Фрунзе (теперь Бишкек) проходят через Чимкент и являются основной транспортной артерией, соединяющей Южный Казахстан с Россией (кроме воздушного сообщения, конечно). Билет в купированном вагоне от Чимкента до Москвы стоил 32 рубля , на самолёт 50 рублей. Поезд шёл двое с половиной суток, и в Москву можно было доехать без пересадок, что было очень удобно. Когда я жила уже в Москве, родители регулярно приезжали ко мне зимой погостить, а летом я ездила к ним отдохнуть и покушать прекрасных южных фруктов. У родителей под Чимкентом на расстоянии 25 км от города была ухоженная, плодоносящая дача. Теперь билет на поезд из Москвы до Чимкента стоит около 6000 рублей, а на самолёт – около 12 тысяч. Родственные связи из-за этого рвутся. Многим трудно или даже невозможно приехать к родственникам на свадьбу или похороны, что в прежнее время было широко распространено. Население в Южном Казахстане в советское время было многонациональным, здесь проживало, довольно мирно соседствуя, около ста наций. Люди попадали сюда по разным причинам. Многие, как мои родители, бежали от голода и репрессий (мой отец родился в Самаре, а мать в Оренбурге, а встретились и поженились в Чимкенте). Других высылало правительство, особенно перед отечественной войной – немцев, евреев, чеченцев, татар, греков.
Следует сказать о доброте казахского народа, который хорошо принимал переселенцев и беженцев и, по возможности, помогал устраиваться и выживать на новом непривычном месте. Русско-язычного населения в Южном Казахстане было раньше около половины всего населения. После перестройки многие из них уехали на свою историческую родину, хотя не все там благополучно прижились, и часть возвратилась назад. Из-за этой волны массовых переселений Казахстан потерял многих ценных специалистов – врачей, инженеров, преподавателей, учёных, артистов и музыкантов. Большой ошибкой со стороны правительства Казахстана, на мой взгляд, было то, что они сразу не сделали русский язык вторым государственным языком, хотя русский является языком межнационального общения и необходим с точки зрения успешного развития экономики.

Вернёмся, однако, к основной теме рассказа. Горы помимо опасностей доставляют и много удовольствий людям из-за наличия красивых мест для отдыха, в том числе активного, возможностей заниматься туризмом, альпинизмом, спуском на байдарках по горным речкам, рыбной ловлей. В Чимкенте имеются красивые ущелья Бургулюк и Ак-мечеть, речка Угам, а также старейший природный заповедник Средней Азии и Казахстана «Аксу-Джабаглы» в долине реки Арысь, который был организован в 1927 году, то есть ему исполнилось недавно 80 лет со дня основания. Этот заповедник выполняет большую роль в деле поддержания и сохранения флоры и фауны Казахстана и Средней Азии.

Ещё студенткой я отдыхала в альпинистском лагере на Тянь-Шане в Киргизии недалеко от Бишкека (тогда г. Фрунзе). Лагерь назывался Ала-Арча, что в переводе означает серебристая ель, действительно там было много прекрасных высоких деревьев, которые встречаются только на Тянь-Шане. В этот лагерь приезжали на тренировки и сборы альпинисты со всего Советского Союза. Я была в группе начинающих московских альпинистов, провела в лагере незабываемых двадцать дней, совершила зачётное восхождение, получила «Значок альпиниста», которым очень гордилась. Было много интересного общения, костров, песен под гитару. О величии горной системы Тянь-Шань можно судить даже по словам альпинистской песни: «Пижоны ползают на Кавказ, Тянь-Шань нас к себе зовёт».

Позже после окончания медицинского института я поступила в аспирантуру в Алма-Ате, и снова жила вблизи гор. Город Алма-Ата был основан как крепость в 1854 году и до 1997 года был столицей Казахстана, позже столица была перенесена в Астану. Алма-Ата – красивый, чистый (во всём, кроме воздуха), зелёный и приятный город с длинными и прямыми проспектами, с неброской архитектурой, носящей выраженный российский колорит. Я поступала в аспирантуру осенью, город был необыкновенно красив в золотом наряде улиц и парков, и я со счастливым предчувствием думала: «Неужели я буду жить в таком прекрасном городе?»
Горы Заилийский Алатау стеной поднимаются вдоль южной границы Алма-Аты и создают великолепный фон для видов города, но они также и делают атмосферу застойной, так как задерживают воздушные потоки над городом и способствуют образованию смога.
У меня из окон моей квартиры на четвёртом этаже, которую я получила от института после окончания аспирантуры, открывался прекрасный вид на снежные горные вершины. Казалось, что горы очень близко - достаточно обойти несколько домов и окажешься в горах. Но это впечатление было обманчивым, от города до гор было 15 км и надо было ехать автобусом.

Расположение Алма-Аты так близко к горам приводило ко многим печальным происшествиям. Вблизи города было озеро Иссык ( не надо путать его с озером Иссык-Куль в Киргизии), которое служило любимым местом отдыха для горожан. В начале шестидесятых годов прошлого века
( незадолго до моего переселения в этот город) в одно воскресенье, когда на берегу озера было много отдыхающих, случилось большое несчастье – из-за обильного таяния снегов и ледников в горах образовался сель – мощный поток из грязи, воды, камней и льда, который за несколько минут выплеснулся в озеро, вытеснив из него всю воду на берега, в результате чего погибло много людей. С тех пор озера там больше нет, а в долине, которая образовалась после селя, находится туристическая база. Угроза селей всегда была очень велика для города, так как на его главную площадь выходило Большое алматинское ущелье, где находятся всемирно известный высокогорный каток Медео (1700 м над уровнем моря), и ещё выше на 500 м – один из главных центрально-азиатских лыжных курортов – Чимбулак. Ещё выше расположено Большое алматинское озеро, очень красивое озеро, по одному берегу которого даже в летний период лежит снег. Гостей, приезжавших к нам, всегда возили показать эти красивейшие места.
Из-за угрозы селей в Алма-Ате в центре города летом ежегодно закрывали детские сады. Русло Большой алматинской речки было забетонировано, обычно по этому глубокому руслу течёт небольшой ручей, именуемый рекой, но летом в период таяния снегов в горах, этот поток становится бурным и опасным.
Ущелье, где расположен каток Медео, очень живописное, и оно является любимым местом отдыха горожан с мая по октябрь месяц. Я тоже часто бывала там с друзьями и гостями по воскресеньям и в праздничные дни. Кругом были выставлены таблички «Опасно, возможны сели», но мы, молодые, на это не обращали особого внимания. Помню, с одной стороны на склоне ущелья стояли десять палаток альпинистского лагеря, однажды случился сель и все палатки смыло водой, все спортсмены погибли.
Однажды, на моих глазах погиб молодой парень, только что отслуживший в армии. Он шёл по дороге вверх по ущелью, а на боковой стороне дороги лежал снег. Парень со смехом спрыгнул в этот снег, хотел прокатиться по снежному склону, произошёл обвал снежных масс, его засыпало снегом и он задохнулся, прежде чем прибежавшие люди смогли его найти и откопать. Этот случай лишний раз показывает, насколько опасны горы, шутить с ними никогда нельзя.

В другой раз я ходила со студентами из университета на ледник, который расположен в верхней части Большого алматинского ущелья. Мы пошли без особой подготовки и снаряжения, одетые по-летнему. Наверху был сильный пронизывающий ветер, мы шли небольшой группой по леднику, покрытому торосами и глубокими трещинами, через которые надо было перепрыгивать. Когда я заглянула в одну из этих трещин, мне стало по-настоящему страшно. Если кто-то упадёт туда, достать его не будет никакой возможности, так как дна у этих трещин нет. К счастью, в этот раз с нами ничего плохого не случилось.
Однажды я взяла туристическую путёвку на две недели, чтобы пройти по горам от Алма-Аты в Киргизию на озеро Иссык-Куль. Неделя отводилась на переход по горам, вторая – на отдых на берегу озера. Однако, из-за селевой опасности в горах ( что случается очень часто) в последнюю минуту план отдыха был изменён – всю группу доставили самолётом на Иссык-Куль и мы провели две чудесных недели, отдыхая и купаясь в этом чистейшем, прекрасном озере. Жили при этом мы, как туристы, в палатках, поставленных прямо на пляже, питались в столовой тоже на берегу, впечатления от отдыха остались прекрасные. Вода в Иссык-Куле очень чистая, но довольно прохладная, долго поплавать в ней не удаётся. На южном берегу озера были видны горные хребты со снежными вершинами.

В Алма-Ате долго вынашивался план защиты города от селевых потоков, для чего нужно было построить защитную дамбу поперёк ущелья выше катка Медео. Эту дамбу строили в то время, когда я жила в Алма-Ате. С помощью серии целенаправленных взрывов эта дамба была, наконец, построена, и вскоре она действительно спасла город от разрушительного селя. Мы продолжали ходить в горы и после этого, у меня даже сохранилась фотография, где запечатлён один из маленьких дополнительных взрывов для постройки дамбы.

Случаются в Алма-Ате и землетрясения. Очень сильное землетрясение было в Алма-Ате в 1911 году, после которого от прежнего города уцелело только одно здание - Собор Зенкова, расположенный в парке им. Панфилова. Дивизия, оборонявшая Москву от фашистов зимой 1941 года, была сформирована в Алма-Ате и командовал ею генерал Панфилов, погибший в боях за Москву. Его имя и присвоено алматинскому парку культуры и отдыха. Небольшие подземные толчки бывают в Алма-Ате довольно часто, но сильное землетрясение за шесть лет моего пребывания там я помню только одно. Я работала после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации хирургом в Институте онкологии и радиологии. Наша клиника находилась на третьем этаже нового здания, недавно построенного. Днём, когда я после обхода больных собиралась в ординаторской сделать записи в историях болезней и подготовить документы для выписки одного больного, вдруг послышался гул, исходящий из-под земли, и произошёл сильный толчок – окна и двери хлопали, стул подо мной затрясся, фикусы в кадках качались, как от ветра. Все бывшие в зданиях люди сильно испугались и моментально выбежали во двор – и больничный персонал, и больные, которые могли ходить. Подземный толчок был сильным, но коротким по продолжительности, и никаких разрушений не произошло. Мы оставались во дворе института около двух часов и боялись возвращаться в здание. Наконец, успокоившись, мы вернулись в своё отделение и продолжили работу. Появились слухи, что в ближайшие дни возможны новые подземные толчки, и мы почти неделю ожидали их и плохо спали, так как в случае землетрясения опасно находиться в домах. Однако, новых толчков не последовало, и мы постепенно успокоились и забыли о пережитом.

Когда у меня появилась возможность, я переехала на постоянное место жительства в Москву, и одной из приятных мыслей, наряду с тем, что я стала россиянкой и даже москвичкой, была мысль о том, что я уехала, наконец, из опасной по землетрясениям зоны. Однажды в Москве, вскоре после переезда сюда, я днём почувствовала, как пол подо мной в комнате как будто бы покачнулся, но так как я была уверена, что здесь землетрясений не бывает, я подумала, что у меня начались головокружения. Однако, вечером, при просмотре новостей по телевизору, я узнала, что в Румынии случилось землетрясение и его отголоски дошли до Москвы. Так как я раньше часто переживала подобные состояния, я ощутила небольшой подземный толчок днём, но просто не поверила себе. Таким образом, полностью уйти от природных катаклизм никогда не удаётся, но люди должны больше знать о них, учиться предсказывать и уметь выживать в случаях экстремальных ситуаций.