Либретто оперы, или пьеса Павел Евин

Ева Евтух
 
Действующие лица:
Павел Евин  – талантливый музыкант;
Вера  – легкомысленная возлюбленная,
             любовь Павла на всю жизнь,
             его первая жена;
Надя – дочь Веры и Павла;
Наташа – влюблённая  в Павла преданная подруга,
                его  вторая жена;
Валерий – сын Павла и Наташи;
Валера (в детстве);
Любаша –  дочь Наташи;
Любаша (в детстве);
Вера Ивановна – мать Павла;
Антонина Максимовна – мать Наташи;
Борис Сергеевич  – отец Наташи, полковник
                в отставке;
Евлампия Марковна –мать Веры (со своими
                вредными советами);
Василий – разухабистый дядя Веры;
Анжелика –подруга Веры;
Вика – подруга Веры;
 «Особист» – начальник особого отдела
                военной части, где Павел
                проходит срочную службу;
«Разведчик» – лейтенант военной части;
Полковник Качерьян – начальник части;
Балауддин Находжиев – знаменитый экстрасенс
                в городе Грозном;
Девушка со скрипкой;
Юноша с аккордеоном;
Почтальон.

               
 


                Фабула оперы «Павел Евин»

        Талантливого музыканта губит несчастливая первая любовь. В этом ей способствуют беспорядок в стране и тревожные мысли о судьбе многострадальной Родины.
        Вторая жена музыканта, его верная подруга, даже после ухода мужа из жизни, продолжает общаться с его душой, посвящая ему книги и получая его ответы Оттуда.



 
 


1-ое действие
1-ая картина,  1-ое  явление,  2007год

       Открывается сцена. Луна. В середине сцены – Наташа в длинном платье и кардигане. Она поёт. Звучит
 «Плач» :

Отчего-то слёзы льются?
Может, это –  мелкий дождик?
Может, это от удачи
Беспричинно сердце плачет?
Или это моё счастье
Постучалось вдруг в ненастье? –
Нет, не вижу в этом смысла,
Месяцы считаю, числа…

Сорок месяцев – без Паши,
С ним – дожди косые – краше,
С ним – смеялись и шутили.
Он  – один теперь в могиле.
40 раз по тридцать – много,
Без него – моя дорога.
Без него – цветы, рассветы…
Ясный Сокол, где ты, где ты?
Ответ:
Светлым Лучом среди Пения Райского
Он надо мною Парит в Небесах…

Отчего-то слёзы льются?
Может, это –  мелкий дождик?
Отчего?.. Отчего?...

 Наташа уходит направо.
      
1-ая  картина.  2-ое  явление,  1975год
       Одновременно сцена крутится  – и слева появляется
 



Класс музыкального училища :
 окно, пианино, два стула. На одном – баян, на другом – девушка в короткой юбке, в профиль, с очень длинной косой – в отчаянии положила голову на руку, на крышку пианино, и плачет.
      
 Появляется Павел:

– Скажите, этот занят класс?
Простите, что я потревожил Вас
Вы плачете? Как жаль…
Вам не идёт печаль!
Но в чём, скажите, Ваше горе?
Лишь только Вас увидел, – вскоре
Проникся Вашею бедой.
О чём так горько плакать  – молодой?

Наконец, она поворачивает заплаканные глаза… и мы видим между бровями большую тёмную родинку (левее середины).
Павел:
– Скажите, как же Вас зовут?
   Я Вас не видел раньше тут.
– Я – Вера.
П: Вера! Совпаденье!
     Судьбы, возможно, Провиденье! –
     Так матушку зовут мою
     Верой Ивановною!
В: Да, да, действительно, как странно! –
    Я тоже Вера и – Ивановна!
П: О, Небо! Мне приносишь Ты
     Виденье чистой красоты!


Дуэт:
В: О, нет! О, нет! Я  – не твоя!
    Другим – полна душа моя!
 


    Он бросил! Слёзы –  лишь о нём!
    Душа моя горит огнём!
П: Нежнее глаз, длинней косы, –
    Не видел я такой красы!
    Вы плачете?! О чём? О чём?
    Моим воспользуйтесь плечом,
    И обопритесь… Где же суть?
    Я помогу Вам чем-нибудь!
(окончание дуэта).

В: О, эти ноты и баян!
    Как видно, есть во мне изъян…
    И этот непонятный «бас» –
    О нём я плакала сейчас.

П: Я –  от рожденья – Музыкант!
     Как видно, Небом дан талант, –
     На инструментах (и – на всех!)
     Смогу играть. Ну, просто, – смех, –
     Мой инструмент здесь – контрабас,
     Но на баяне, всё же Вас,
     Я думаю, что научу,
     Зажгу желания свечу.
(Она безнадежно машет рукой).
      Павел берёт баян сам – и играет «Плач», но , дойдя до самой высокой ноты («ре»), – прерывает игру.
      Вера не смотрит на него, опять уткнулась и всхлипывает.

П: Вот, мы вытрем слёзки,
     Плакать нам – негоже.
     Эти две полоски
     Стали вдруг всего дороже.(эта строка – на мелодию последней строки куплета «Плача»).
     Вера берёт баян. Звучат ритмически (несколько раз) самые последние 3 ноты + 2 ноты «Плача» (3 ноты сопровождает фальшивыми аккордами она –  и 2 ноты, –  чисто, – Павел, стоя рядом, и наклоняясь всякий раз к баяну, который в её руках).
 

 
(Игра на баяне –  с оркестровым сопровождением).

                Занавес закрывается.


2-я картина, 1-ое  явление. 1976год. Армия. На сцене солдатского клуба. Подготовка к концерту.
     Армия. Павел в военной форме со знаками ефрейтора.
«Особист» (обращаясь к другим):
     Смотрите, – Павел. Он ходил в «увал»,
     Был в «самоволке», – но не «попадал», –
     Так будет в части нашей занесён
     Почётным воином навечно он!

«Разведчик»:
     Мы с ним уже почти родня!
     Все знают Гулино. Я говорил:
     «Останься, Павел, у меня. –
     Тогда б ты был (хлопает Павла по плечу)
     Разведчиком прекрасным! Есть в тебе
     Таланты скрытые благодаря Судьбе, –
     А стал разведчиком бы, – мне благодаря! –
     Но ты  – в оркестр подался! – Ну, и зря!
     Хотя оркестр здесь, говорят, хорош! –
     Ну, ты Судьбу другую выбрал! Что ж!
     Судьбу сам выбирает всяк… Ну, что ж…

«Особист» (к Павлу):
     Есть предложение к тебе. Создай
     Здесь самодеятельность, – пусть украсит край
     И наши жёны – хоть займутся чем-нибудь,
     И мы, быть может, в клубе сможем отдохнуть.
     Пусть поменяют жёны «флирт» – на стройный хор,
     А «фигли-мигли» – на серьёзный разговор.
     И, – знай: начальник части Качерьян
 


     Под вальс-бостон
     (Павел: «Конечно, «Ереван»!)
     Банкет устроим, – будет танцевать!
     Всё сделай в лучшем виде!
                (Павел: «Есть, выполнять!»)


                2-ая картина, 2-ое  явление

Концерт, хор и банкет.

        Павел  – сначала с бас-гитарой в ВИА (вокально-инструментальном ансамбле), рядом с ним – соло-гитара,  ударник и пианист (возможен другой состав ансамбля). Затем  – Павел с баяном  – с боку нижнего ряда хора.
                Концерт:
            
                «Песня о доблестной Армии»:

Великая Россия, могучая наша держава,
Защитница - Армия, –  тебе наше громкое: «Слава!»
И песня солдатская сегодня –  тебе!
Благодарны навеки!
В каждом ты человеке
Свой оставила след Судьбе.

Без сожаленья покинул я свой дом родимый.
Далеко меня отец ждёт и мать.
Новых друзей здесь в Армии нашёл я,
Буду их потом вспоминать.
              Повтор 1-го куплета.
      
Хор (почти целиком – женский) поёт о верности офицерских жён:
Мы, – верные подруги, – ехать с вами всегда
В леса, в поля готовы.
 



Нас не пугают города, подарки и «обновы».

Муж. Группа хора:
Вы – Армии тыл,  – её обоз, обуза, оковы.

Жен. Группа хора:
У нас –  иерархия своя здесь есть:
Так же есть «начальница части»,
Есть медсестра,  телефонистка,
Есть просто «буфетчица Настя».
Но личный состав «в порядке очерёдности»
                тает, и тает от счастья…

Полковник Качерьян (он  – «с животиком», – но «ведёт» свою даму очень хорошо) танцует под песню о Ереване (вальс-бостон).
«Особист»(обращаясь к Павлу):
     За исполнение прекрасное приказа – Вам награда!
     Вы поезжайте «на побывку», если надо!
     Домой, иль – к девушке любимой –
     Таким концертом очарованы мы были!

Павел:
     Служу я Родине «на совесть» –
     И потому отправлюсь в путь…
     Любовную продолжу повесть
     Смогу с невестой отдохнуть.
     Пишу я милой – часто-часто,
     И от любимой – нет, да нет
     Вдруг получу письмо «на счастье» –
     И сам – цветной пошлю портрет.
     Пусть помнит нежные свиданья
     В тиши под трели соловья,
     Моё небесное созданье,
     Люблю, люблю тебя лишь я…
                Занавес
 


                3-ая картина, 1-ое явление.1976год

г. Слободской Кировской области. Квартира.
Входная дверь слева.Центральная дверь закрыта.
Евлампия Марковна и Вера.  Вера грустит.

Е. М.  Ох, девочка моя, послушай маму ж,
Я вижу, ты за Павла хочешь замуж.
Всё очень просто! Слушай же советы:
Нам в мире для того мужчина дан,
Чтоб выполнял капризы, пел сонеты,
А женщина его несла, «как чемодан».

Мужчин я знаю, детка, не мудри,
За мамой повторяй и говори:

Нас не могут разлучить
В.    Реки и года,
Е. М.   Буду я тебя любить
В.   Преданно всегда.
Е. М.   Нет, любить так невозможно:
В.   Безоглядно и неосторожно…
Е. М.   Видишь, смят твоей рукой наряд!
В.   Я твоя! Пусть люди говорят!
Е. М.   Ты узнаешь вечное блаженство!
В.   Он ответит: « Ангел! Совершенство!»

(В оркестре тремолирующий фон, создающий некое подобие тревоги и суеты.)

Е. М.   Придёт сегодня Павел. Будут гости здесь.
Я их «займу» и развлеку, а ты…
И знай, что время есть.
Я научу. Ты делай так, как я скажу…
(Что-то шепчет Вере на ухо в течение 5-6 секунд)
Удивлённая Вера кивает слегка головой.
 



3-я  картина. 2-ое  явление.     Мелодичный звонок.

Е. М.   Ну, вот и Павел. Ты поди, открой
И поцелуй покрепче. Будет твой!

В.   Спасибо, мама милая, тебе,
Подруга лучшая в моей судьбе.
(Идёт, открывает дверь.
Видно, как Павел и Вера целуются).

Павел: Как долго ждал я этого дня.
И, Вера, ты ожидала меня.
В разлуке я постиг,
Как дорог этот миг.
               
       3-я  картина.  3-е явление.   Звонок. Входят гости.
Ещё звонок. Гости.
Анжелика  и Вика: Вера! Павел – не герой!
Бывает так смешон, порой,
И что-то необычно в нём.
И что нашла ты, - не поймём!

Дядя Вася: Вы шепчетесь всё, девочки,
Ах, девочки-припевочки,
Как быть такими шустрыми
Вы подскажите Верочке.
Она у нас несмелая,
Наденет платье белое,
Длинна коса свивается!
Ты, Верочка, красавица!

Подхватывает Веру и кружит.

Павел возмущён таким вольным поведением «дяди» и порывается уйти, но «дядя» отпускает Веру, и та бросается к Павлу.

Ева Евтух    Либретто  оперы  «Павел  Евин»

Вера:  Мой единственный, не стоит обижаться!
Что  ж,  я   буду с дядей драться?
Он с приличиями почти не дружит,
Он, как в детстве, подхватил и кружит.

Нет, не стоит обращать внимание,
Я тебе дам, лучше, обещание.

Оба отходят «в сторонку».
Вера:  Нас не смогут разлучить
Реки и года.
Буду я тебя любить
Преданно всегда.
Нет, любить так невозможно:
Безоглядно и неосторожно.
Видишь, смят твоей рукой наряд.
Я – твоя! Пусть люди говорят!
Ты узнаешь вечное блаженство!

Павел:   Чудо! Ангел! Совершенство!

                Дуэт Веры и Павла :
Мечты. Голубые мечты
Вдали от земной суеты.
С тобой улетим, позабыв обо всём,
И в сердце навечно лишь ты,
Лишь ты только в сердце моём.

Павел:   Пусть годы спокойной пройдут чередой,
Пусть не обернётся разлука бедой,
И дети, и внуки родятся у нас,
Но верен я буду тогда, как сейчас.

Вера:   Дай слово – я в сердце его сохраню,
А если не сдержишь – то не обвиню.

Павел:   Нет, нежная, вечер и клятву свою
Запомню навечно – в том слово даю.
 



И слово моё, как кремень!
Запомни же вечер и день!

Вера увлекает Павла в центральную дверь, проходя сквозь кружащиеся, танцующие пары, и они скрываются в проёме. Дверь закрывается.

Е. М.   Любовь – святое дело.
Д. Вася.   Душа поёт и тело!
Гости:   Не будем им сейчас мешать,
А, лучше, - танцы продолжать!

Д. Вася:   Я помню, сердце пело!
Е. М:   Любовь – святое дело.
Гости:   Не будем им сейчас мешать,
А, лучше, танцы продолжать!

                Занавес
               
                3-я  картина. 4-ое  явление.  1978год

Та же большая комната с дверью по центру. Из центральной двери  выходит Павел, нежно держа на руках ребёнка в лёгком одеяльце с кружевным уголком.

Сбоку, из входной двери появляются, одетые в пальто, отороченные мехом, Евлампия Марковна, за ней - Вера.

Е. М:   Как хорошо, что Павел здесь,
И у тебя Надюша есть.
Прекрасно! Квартиру большую нам дадут.
Пока вы поживёте тут,
А после…
                Павел… не подарок он.
Всего-то, что в тебя влюблён
 

(И то, как помнишь, с «приворотом»
С «иголкой», с «призказкою»…Что там…
Ты замужем за ним в беде!
Есть «чемодан», а ручка где?

Павел, не слыша их разговора:

Мой нежный комочек,
Плод страстной любви!
Бывает у папиных дочек
И папин характер в крови.
Такая же ты своевольная.
Пусть жизнь, словно песня раздольная,
Свободно летит по вольным волнам.
За милую дочку я душу отдам!

  5-ое  явление. Звонок. Почтальон приносит телеграмму.

Почтальон: Я почтальон, разносчик телеграмм,
Но это извещение не вам (поёт, обращаясь к Вере и Е. М.)

Павел (наклоняя лицо к дочери): 
Пойдём посмотрим, кто приехал там?

Вера:  Тебе… Заволжье… Телеграмма…
Событие печально… Подпись: «Мама».

Павел отдаёт дочку Вере, берёт телеграмму, читает:
П :   В больнице умер мой отец.
Я еду. Счастию  – конец!
 


Как горько сознавать, что ты
Не выполнил отца мечты,
В последний час, –  рука в руке, –
С ним не сидел. Был вдалеке.

Корю себя. Был груб, порой,
Но думал, что почти герой.
А он был со своей бедой.
Он с Колымы пришёл седой.

А там безвинно он сидел,
Оставшись в жизни «не у дел».
Как горько, горько сознавать, –
Со мной нашёл бы ты покой.
Но, вот, одна осталась мать…
Отец, прости! Я  – сын плохой!

Скажите, что важнее в жизни:
Перечить отчей укоризне,
Когда советуют тебе
(проверив на своей судьбе, –
Но всем мечтам наперекор)
Любви составить приговор? –

Иль бросить всё? Спасать отца?
Любовь оставить без «венца»? –
Нет, невозможно совместить
Любовь и долг!
                Как дальше жить?!

                Занавес.

                4-я картина.   Заволжье.

Стол, кровать, диван, шкаф и т. д. печально...
У стола на стуле сидит мама Павла, Вера Ивановна, в чёрном платке.
 

Рядом  – Павел, стоит, положив руку ей на плечо.
Павел:  Тяжёлый груз на сердце лёг.
Я, мама, что-то занемог.
В.И.: Ты отдохни, мой сын, приляг.
Намаялся, устал и так.
П.: Конечно, – смерть. На сердце – стресс
Ложится, словно тяжкий пресс.

В.И.: Простыл… Рука так горяча…
Я вызову тебе врача.

      ( Занавес).   Окончание  1-ого  действия.

    2-ое  действие.   5-я картина.  1-ое  явление.  1979год.

Частный дом в Нижнем Новгороде.
Наташа и Павел. Наташа с аккуратно подвитыми волосами до плеч.
В стороне –  Любаша, дочь Наташи ( девочка лет пяти), играющая  «в куклы».

Павел: Мой милый друг, тебе я рассказал
Свою судьбу. Поймёшь, я так и знал.
Н.: Так  что же дальше было?
Ты тяжко заболел,
Она к тебе ходила…
П.: Я чуть не улетел
В Безбрежные Просторы,
Безвременье веков…
Но появился скоро
Профессор Фатенков.
В Самаре он составил
Программу для меня.
Сказал мне: «Слушай, Павел!
Со стрессами –  ни дня!..»

Волнения же с нами
Ходили чередой.
 

Все знают: разве сами
Бежим мы за бедой? –
Она сама в оплату
Приходит, словно тень.

Вот, Вера там в палату
Пришла в обычный день,
Чтоб «праздновать победу»
Над кем же?! – Над больным!
Сказала: «Я уеду
Опять к своим родным!»
 
Пришла прощаться вскоре
(Такие, вот, дела)
А для меня всё – горе…
И дочку увезла…

Душа стремится к Вере,
Летит на встречу с ней!
Любил, безумно верил!
Лишь нам пел Гименей!

П.(поворачиваясь к Наташе):
Мой милый друг, забудем всё дурное,
Поженимся. С тобою в тёплый край уеду,
Возьмём Любашеньку с собой…
Профессор прописал мне «юг».
Уедем в Грозный, там болезнь моя уйдёт.
Я жить хочу и праздновать победу!

     5-ая  картина.     2-ое  явление.
Входят Борис Сергеевич и Антонина Максимовна (с большим блюдом в руках).
Б. С.: Павел Александрович, а Вы не знаете песню  «про вишни»?
 

Наташа: Ну, что ты, папа!
Павел: Нет, я сейчас вспомню.
(поёт, аккомпанируя себе на ф-но или на баяне).:
 Поспели вишни в саду у дяди Вани,
А вместо вишен – один весёлый смех…

Н.: Красив, талантлив он и молод,
С душой открытой, словно у ребёнка, –
Ему я не позволю умереть!
И наши чувства  – пересилят смерть!
Оставил в Кирове любовь свою,
В Самаре – лучшими лекарствами исколот,
Лечить я стану разнотравьем, –
                Он так молод!
Всё выдержим вдвоём!
Я поддержу его. Люблю! Люблю!

Н. ( поворачиваясь к Павлу):
Поеду за тобой, – куда укажешь!
Моя любовь, – пред Милым тропкой ляжешь.
Веди его, – и нам укажешь путь,
И от невзгод мы сможем отдохнуть.
Два корабля со сломанною мачтой,
И, – каждый, – пережил брак неудачный.
Уйдём с тобою вместе от беды!
Зачем же умирать нам, молодым?!

Борис Сергеевич ( тревожно):
Твоё решенье – ехать в город Грозный…
Да… Павел, – это шаг серьёзный!
Есть много рядом тёплых городов, –
Они полны заманчивых плодов.
Но так угодно Небесам –
Судьбу ты выбираешь сам.
Судьбу ты выбираешь сам…

                Занавес

 

                6-я картина.  1-ое  явление. 1992год.

Квартира в городе Грозном.
Большое окно. Отчётливо видны горы со снежными вершинами. Весна.
В кресле сидит Павел,  на диване рядом – его сын Валера, мальчик лет 10.



Павел: одиннадцать провёл я долгих лет
В краю, приветившем меня когда-то.
Здесь долгожданный сын родился и растёт…
                Но нет
Спокойствия  в душе!
                За что расплата?


Валера: Папа! Можно, я пойду к Олесе? Возьму Хоттабыча и Вольку,
кукол, что мне мама сшила для театра!
Там, у Олеси, мы и пообедаем.
Олеся всё умеет. Суп подогреет нам грибной!

Павел: Но не задерживайся допоздна, родной!

                (Валера убегает).

                6-ая  картина.   2-ое  явление

Павел ( продолжая прерванные мысли):
Эльбруса снежная вершина, горы, –
Смешалось всё: и совести укоры,
Что давят на меня.  И  ОТКРОВЕНИЯ,
Которые являет Жизни сей уклад,
И выстрелы, и взрывы, и громады баррикад,
И постоянные Землетрясения, –
 

Как будто вся Земля живая,
Противу этой Жизни восставая,
Нам знаки подаёт: «Остановись!»
И манит Неземная Высь
Покинуть бренные пределы…

Шестого сентября
Дудаев к власти пришёл в Чечне.
И, –  странно совпаденье, –
Что тяжко заболел в тот день я.
Да, и Наташе, моей жене,
Заботы новые легли на плечи:
Мои больные слушать речи,
Кормить и одевать семью.
Душевной мукой отзывалось
Всё во мне! И зрения едва осталось,
Чтоб Видеть Будущую Жизнь Свою…

Как будто с Севера мне знаки подаёт и манит Юность,
И Веры образ, словно неземной, –
Мне говорит: «Пойдём со мной…»
Армейских маршей помню я бравурность,
И, –  мысленно, – стремлюсь туда,
Где молодость, любовь и вдохновенье!
Я помню, Вера, милая, тогда
Мечтали мы с тобой о счастье в день весенний:

                Звучат « Мечты» из 2-го действия.

Павел: Мечты. Голубые мечты
Вдали от земной суеты.
С тобой улетим, позабыв обо всём.
И в сердце навечно –  лишь ты,
Любимая, в сердце моём.

Пусть годы спокойной пройдут чередой,
Пусть не обернётся разлука  –  бедой,
 

И дети, и внуки родятся у нас, –
Но верен я буду тогда, как сейчас.
Любимая, нежная, клятву свою
Запомню навечно. В том слово даю.
И слово моё, –  как кремень.
Запомни же вечер и день…
              Плачет.

Затем, «взяв себя в руки»:

Письмо от дочери недавно получил,
Но перечитывать его  –  нет  сил!

Так сердцу тяжко. Пишет мне: «Болеет мама…»
То Вера, Верочка моя сама мне пишет
Рукою дочери… И ей лишь дышит!

Надюша, хоть упряма,  –  но матери  послушна,
Пишет      «…здесь только видят
очарованье моей мамы, Веры,
Боюсь лишь только,  –  вдруг обидят.
Тому бывают многие примеры…»

Я  –  с ними, сердцем и душой.
                Как будто,
Меня влекут невидимые путы,  – 
Но не хочу я вырваться из них,
И голос чувств, понятных нам лишь,  –  не затих.

Люблю тебя со всею страстью юности безумной!
Что мне смех, слёзы, радость  –   суета!
Не нужно жизни беспокойной, шумной,  – 
Ты  –  жизнь моя и счастье и мечта!

    6-ая  картина.   3-е  явление.   Входит Наташа.
Наташа: Ты всё грустишь…
                Балауддина сила
 

Уже неделю тому назад
                тебя с постели подняла.
А нынче он придёт.
                Его я попросила
Перед отъездом в Нижний
Нам нужно завершить леченье и дела.

             6-ая  картина.  4-ое  явление.  Звонок.
Входит Балауддин Находжиев
   –  слегка выше среднего роста  шатен, с мягкими чертами лица  и «животиком».

Павел встаёт с кресла.
П :  Ты помогаешь мне, Балауддин,  – 
Но завтра я уеду в дальние края…

Б :  С тобой  –  Наташа. Ты, Павел,  –  не один!
Тебя она будет лечить вместо меня.

Наташа, я тебе передаю
Своё уменье экстрасенса.
Возьми энергию мою  – 
Не всю,  –  лишь часть,
Чтоб Павел в Нижнем,
У тебя лечась,  – 
Всё ж,  под моим «присмотром» был.

Ты, Павел, вспоминай почаще молодость свою,
И службу в Армии,
И развлечений юности  «коленца»,
И молодость, любовь…
Уедешь в Нижний Новгород,
Получишь статус  «вынужденного переселенца»,  – 
Не забывай мои наказы:

Полезно помнить юности  «проказы»,
Да слушать друга своего,  жену,
 



Не каяться и не искать вину.
Живёшь ты праведно!
                (в сторону): И на двенадцать лет
Смогу продлить я жизнь твою  –   
                В том мой завет.

                ( К обоим):
Прощайте же, друзья,
Нам рядом, к сожаленью, быть нельзя.
Есть силы тёмные и тайные, –    они сокрыты
За спинами такой же тёмной свиты.

А наш народ невзгоды примет, как всегда, –   
В те дальние и недалёкие года…
Прощайте же, друзья,
Нам рядом, к сожаленью, быть нельзя.

Павел: Прощайте горы, снежные вершины,
Что видел я в том детском вещем сне.
Поэта не увидите отныне, –   
И вас отныне не увидеть мне.

Судьбу мы выбираем сами.
И выбрал я тернистый путь.
Но жду я, жду, –    в родимом крае
Душой сумею отдохнуть.

(Поют каноном втроём):

Прощайте же, друзья, –   
Нам рядом, к сожаленью, быть нельзя.

(Занавес)
 


7-я картина.   1-ое  явление.  1993год.
«НИЖНИЙ  НОВГОРОД»

– крупными буквами – за огромным окном. Большие афиши музыкального ансамбля «Ретро».
Наташа (обращаясь к Павлу):
Идём же, милый, сцена ждёт, –   
Души стремительный полёт…
               2-ое  явление
(Наташа и Павел идут в разные концы сцены и садятся в кресла. Одновременно двое танцоров: Девушка со скрипкой и юноша с бутафорским аккордеоном ( в одежде, похожей на Пашину и Наташину). Также, с двух сторон, они выходят на сцену и танцуют под музыку «Цветущего мая» Полонского. Кланяются. Наташа и Паша аплодируют. Паша, обращаясь к Наташе):


Хотел бы съездить в Киров я,
Где первая моя семья
Так одиноко там живёт.
И дочь в письме меня зовёт.
Согласна Вера, её мать,
Меня и встретить и принять…

Наташа:
Павел, поезжай, перечить я не стану.
Я долго верила обману,
Ждала уснувшую любовь твою,
Жила иллюзиями, –    это сознаю.
Ты Принцем был, которого спасала
Русалочка, но этого, конечно, мало.

(в зал):
Важнее «привороты» и «гаданья»
Влюблённому для тайного свиданья.
Стремишься сердцем? Что же, –    поезжай.
 


Но я всё поняла! Ты так и знай!
Вот, «черевички», бисером расшиты,
Из Турции. Их Наде подари ты.
Я думаю, –    ей «в пору» подойдут
(Уж самые большие выбирала тут).
Пятнадцать Наде минуло годков…
Ах, ты билет купил, ты ехать уж готов?
Павлуша, мой любимый, –    добрый путь!
Семью свою родную не забудь!
8-я картина.  1-ое  явление.  1993год. Город Слободской..               
 В комнате дочь Надя.
( выглядит лет на   двадцать) высокая сформированная девица.
 Входят Павел и очень располневшая Вера).

Павел:
Дочка милая, Надюша, здравствуй!

Надя:
Здравствуй, папа!
По фотографиям узнала я тебя.
Мне бабушка всё время присылала
Твои портреты. Мама их хранит.
А для других мужчин она – гранит!

П: Вот доченька, померяй «черевички»
На свои ножки-«невелички».

(Надя меряет, –   но они малы).

Надя: Нет, папа, я росла, росла, –   
И моя ножка вовсе не мала.
В: Что значит дочь не видеть много лет!
Надолго ль ты?
П: Уже купил билет
В обратный путь. Поеду
Через неделю ровно, в среду.
 


В: Что ж, время есть. Мы вспомним те места,
Куда с тобой манила нас мечта.
(Звучит музыка «Мечты» из 3-ей картины, 3-его  явления).
П: Как будто, вместе были мы с тобой всегда,
Не расставаясь на прошедшие года.
Такое чувство, что приехал я затем,
Чтоб с вами здесь остаться «насовсем».
Как сердцу больно! Разрывается оно.
В своих мечтах я в Слободском бывал давно.
Сейчас исполнились далёкие мечты,
Передо мною вновь, Возлюбленная, ты!

В: Нет,  Павел, прежней жизни не вернуть!
Мечты былые – позабудь!
Привыкла я. Живу почти одна…
(Павел подходит, прижимает её руки к своему сердцу)
В: Не подходи ко мне, –    я, кажется, больна.

П: Какие глупости!
В: Во всём повинен ты.
Нет чистоты и прежней красоты!

(Павел отходит)
П: Она – не та!
И в том -  моя вина.
И там я одинок! – И здесь она – одна!
Случайных связей глупых череда –
Не нанесли б её здоровью вреда.
Моя рука нужна и сильное плечо, –
И снова в сердце чувство вспыхнет горячо.

А там – Наташа, в Нижнем
Ожидает… сын…
Что без отца родного будет с ним?
Как сердцу тяжко! Разрывается оно.
Где б ни остался – больно, всё равно!

   (Занавес)   Окончание  2-ого  действия.
 


      3-е действие. 9-я картина. 1-ое  явление.   2004год.
 Частный дом, тот же, который был в 5-ой  картине. был в 5-ой  картине.
 Павел, сидит в кресле. Наташа – на диване. Рядом – взрослые дети: Люба и Валера.
Павел встаёт (правая рука  неподвижна).
               
              « Сирень»
П: В моем саду цветет сирень душистая,
Приходит долгожданная весна.
Лишь заиграет зорька золотистая,
Сирени куст дурманит у окна.

Нальются белым цветом вишни стройные,
Березки зашумят в лесной дали
И жизнь тогда покажется раздольною,
Вернутся издалёка журавли.

Я не могу забыть те годы ранние,
Когда я покидал любимый край:
Сирень листвой шептала мне, печальная:
«Прощай, мой друг, – меня не забывай!»

Я, – твой певец, твой сын, – Россия милая,
Мой дом – сирень густая у окна.
Тоска моя и боль необозримая,
Но всё-таки – родимая страна.

                « Мольба»
К вам, люди, обращаюсь я с мольбою
Душевной раной тлеющей мечты:
«Да, будет мир над вечною землею,
Да, будут в мире жить и я, и ты!»
И пусть печаль вам сердце не тревожит,
И дух сомнений больше не гнетет –
Господь вам обязательно поможет,
И светлый ангел мир вам принесет.
 


Мольба, как дивный, сладкий сон,
Излечит вас от всех мирских невзгод,
И жаркий пламень светлой неизведанной любви
Сумеет ваши беды превозмочь.

               « Моя  Россия»

Мы стоим на вулкане, лишь один до пропасти шаг.
Растворился, пропал в тумане рыже-огненный стяг.
А вокруг всё оживает и цветёт весенней порой,
Только небо вдруг запылает кровавой зарёй.

«О, моя Россия!» – Раздается крик над землёй:
– «Где же твои силы? Где же светлый образ твой?»

(При этих словах даже правая рука делает попытку движения вверх).

Не сломили тираны твой дух,
Мифы развеялись в прах,
Ты прошла через адовый круг,
Будешь жить ты в веках…

( Павел садится в кресло и почти проговаривает):

К вам, люди, обращаюсь я с мольбою
Душевной раной тлеющей мечты:
«Да, будет мир над вечною землею,
Да, будут в мире жить и я, и ты!»

Наташа: Сирень уж набирает цвет,
И вновь – весна, весна…
               
 


                «Завтра – Пасха»

Надулись почки юной жаждой,
Забыты вьюги и капель –
Любуется травинкой каждой
И с ней прощается апрель

Павел:   Уйдёт назавтра, канет в Лету,
И, как всегда, – замкнется круг,
Отдав Пасхальному рассвету
Мечты о счастье…,

(Обращаясь к Наташе):  Милый друг,
Скажи, быть может, ты в обиде
Была за что-то на меня?

Н.(шутливо):
Павлуша, нет таких, как ты…
Да,  и  плохое всё забыто,
Иль стёрто прозой бытия и тленом суеты…
Но, почему-то, в рассвете солнечного дня, –
Тревога в сердце без причины.

Сегодня утром… я в саду была…
И с ним прощалась…

Павел:   Наташа, береги себя.
Ты лишь одна мне верной и осталась…

(Внезапно Павел хватается левой рукой за голову).
Павел:   О!   «Собираться», весть пришла Издалека…
И кажется, что силы на исходе…
Дрожит   рука…
Не   знаю   что   со   мною   происходит …

Руки  безжизненно опускаются по бокам кресла.
Павел закрывает глаза и откидывает назад голову.
 


Наташа закрывает руками лицо.

Валера бросается к отцу и берёт его руку, – но она безжизненно выскальзывает и опускается вновь.

Наташа порывается подойти к телефону, – 

Но вдруг   ВСЕ  ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ…

9-ая  картина.  2-ое  явление.

Павел, – как будто  совсем здоров, – встаёт  с  кресла  и  медленно идёт  к  широкой  белой  лестнице  посреди сцены.  Эта лестница  постепенно  открывается под  полупрозрачным  занавесом.
Чем  дальше  Павел  уходит, –  тем  выше  поднимает  руки  к  свету  и словно  растворяется  в  нём.

Наташа  и  сын  стоят,  горестно  обнявшись…   
 



10-я картина.  2005год.
(Вечер. Луна. Скамейка  в  саду.  Наташа. Рядом  с ней  –  три книги: фиолетовая(«Мерцание»), жёлтая(«Солнечный ветер») и оранжевая(«Огниво»).

Н: И туманно и зыбко
Вечной жизни начало…
Одинокая скрипка
Так печально звучала…

(Звучит скрипка. Как будто из-за спины Наташи выбегает Девушка со скрипкой.
 

 Девушка одета, как Наташа и олицетворяет её душу. Девушка танцует. Появляется светящийся Овал, –  величиной в рост человека. Он почти неподвижен, лишь мерцает. Наташа поёт.).
               
        «Вслед за Радугой-дугой»

Н: Мы общаемся, конечно,
Углубляясь в Мир Другой
Постепенно и неспешно
Вслед за «радугой-дугой»,
Вслед за песней, за стихами,
Что встречаются, любя,
Между Нашими Мирами, –
Даже чаще – у тебя.

Как же прежде было трудно! –
Как легко войти теперь –
Тайно, явно и прилюдно
В ставшую знакомой, – дверь…

                «Отчего…»

Я свидетельствую, Боги, –
Он достоин всех Высот, –
Рай в Космической дороге
На крылах своих несёт.

Милый, жду я непрестанно
В небе Парус Голубой –
Он, как та «святая манна»
Для свидания с тобой.

( Всё это время девушка танцует не замечая Овала, вдали от него. Появляется во всю сцену Светящаяся полусфера, похожая на северное сияние. В дальнейшем мы её будем называть Свидание. На фоне Свидания
 

девушка танцует уже заметив Овал. Он то на секунду исчезает, словно растворяясь, то появляется вновь. Это повторяется раза три.

Наташа поёт «Нежные видения» ):

Н: Все необычные явления
Пугаются прямого взора,
Слезы земной, прикосновения
И речи громкой, отвлечения
От грез задумчивых, коль скоро
Они заметят в нас смущение…
И чтоб не причинить вреда –
Не претендуют на общение –
Лишь посещают иногда.

Когда оранжевые волны
(В это время световые обручи с промежутком примерно в один метр отходят от сцены по диагонали вправо и вверх)

Н.(продолжая): Находят в Небесах приют –
То о Любимом просьбы полны
Мечты безумные идут.

Когда ж навстречу, растворяясь,
Идут волнами за волной
Те обручи, переливаясь, –

(При этих словах световые обручи возвращаются )

То Разум говорит со мной.

«Свидание», света полыхание,
Порою вижу без труда –
Недавно я прочла – Сознание,
То необычное Сияние
Я созерцаю иногда.
 

В Сочельник – щедро Богом данный
Переливался предо мной
Тот круг, что называю Праной –
И принят на Каркас Земной.

Но, всё же, –  нет пока ответов,
Хотя вопросов – череда –
Отображения предметов
Несу я взглядом иногда –

На стенах – дневников страницы,
Иль сердцу милый силуэт –
(В обратном отражении лица,
Как негативы прошлых лет)…

Я… «Моторолу» сочинила,
И  –  прилегла,
Земные позабыв дела…
И вдруг Неведомая Сила
К моей постели принесла
Овал сверкающий огромный…
На расстоянии двух рук…
Его не слышала я звук,
Но речи смысл тот, нежный, томный:
«Люблю тебя. Уже я здесь»
И шёпот мой – восторга полный –
В одно слились – Благая весть…

Минут пятнадцать мы общались…
Мои вопросы принимал
И вспыхивал, переливаясь
И отвечая, Мой Овал

Затем ушёл… Но не однажды
Пестреют стены новизной…
Я узнаю приметы жажды
Его общения со мной:
 

Замру, – и льётся стих Небесный,
Усну, – и вижу «Вещий Сон»,

Очнусь, – в Твоей забудусь песне, –
Пройдя сквозь луч за грань времён…

            «Молитва»

О, Всемогущий Боже, дай мне силы
И возврати Любимого, Мой Бог! –
Не я одна о том Тебя просила,
И не однажды людям Ты помог!

Любимый мой талантлив необычно!
Сравнить, –  я не осмелюсь, не берусь! –
Скажу лишь, что играет он отлично
И песни пишет – когда подступит грусть.

В нем столько знаний! Он ещё так молод!
Его душа кристальная –  чиста!
И не пристал ему могильный холод, –
Довольно и нательного креста!

Господь, Благодеяньями Твоими
Мы живы – наши просьбы не отринь.
Всевышний, да святится Твое Имя,
Да, приидет Царствие Твое.
                Аминь.


11-я картина. Тот же частный дом в Нижнем Новгороде, который был в 5-ой  и  9-ой  картинах.День.  Наташа, Любаша, Валера .
Большой портрет Павла – на пианино. рядом – букет.
 

На полке – 8 книг:

«Костры» (красная),
«Огниво» (оранжевая),
«Солнечный ветер» (жёлтая),
«Террариум» (зелёная),
«Радуга» (голубая),
«Океан» (синяя),
«Мерцание» (фиолетовая),
«Алмазы» (белая).


Наташа:  Нас  Паша  любит, помогает  нам  и  даже  лечит.

Люба:  Пойду,  зажгу  я  у  Портрета  витые  свечи…
Наташа:  Валера,  у  тебя  удачи  всюду.
Мы с Любой знаем, –  почему!
Я Павла вечно не забуду.
И этот вечер посвятим ему!


Наташа берёт со стола ещё одну (такую же, как и на полке) фиолетовую книгу, читает:

Ты Один во Вселенной  «Пусть любовь будет  в сердце жива!»

Даже если минута святая
Мне Тебя не вернёт никогда –
Провиденье счастливым считаю,
Подарившее Счастья года.

Ты Один, Ты Один во Вселенной...
Здесь никто на Тебя не похож,
Образ Милый, Необыкновенный –
Улыбнутся влюблённые – Что ж? –
 

Не понять им – какие мотивы
Навевают подобные сны –
Может быть, и другие красивы,
И талантливы, и умны,
Рассмешат анекдотом искусно,
И душой бескорыстной честны,
И поют, когда на сердце грустно
От нахлынувшей Первой весны…

Это всё – о Тебе, мой Любимый,
Отраженье Твоей красоты,
Гений чистый и Неповторимый,
Мой Единственный – это Ты...
Лишь в Тебе  всё земное  прекрасно –
Сплав любви и святого огня,
Что горит совершенно и ясно
И своим постоянством маня...

Я лечу за Тобой во Вселенной,
Воспеваю Твой Образ Нетленный –
Отчего, Милый мой? Почему? –
Чтоб не быть там Тебе Одному!
Принимаю Твоё Вдохновенье,
Посылаю свои откровенья,
Повторяю Твои же слова:
«Пусть любовь будет в сердце жива».

О Любимом – глубинные чувства
В подсознании гимны поют,
А искусство – фантазии буйство –
В нежных рифмах находит приют.

Занавес закрывается.
Окончание  оперы.
23.09. – 12.10.2007