Житие святого священномученика Иоанна Бакинского

Яхья Месихи
И побивали камнями Стефана, которым молился и говорил: Господи! Не вмени им греха сего. И, сказал сие, почил. (Деян. 7:59-60) Так Святейшее Писание начинает великую историю мученичества за Христа, Его учение, Его слово, Его Имя. Весь христианский мир, во все времена был гоним за свою веру, свою надежду, свою любовь.
Не стала исключением и Русская церковь. Минуло больше тысячи лет со дня крещения Руси, и ещё больше с тех дней, когда на Русской земле впервые прозвучала Благая Весть. Все эти годы своей смертью прославляли Господа и святые мученики. Но двадцатый век стал настоящей эпохой мученичества для РПЦ. Тысячи людей, среди которых миряне, церковнослужители, монахи, дьякона и священники, епископа и даже патриарх Тихон и царская семья, тысячи подверглись жестоким гонениям, пыткам и казням за одну только веру в Спасителя, Господа и Бога нашего Иисуса Христа.
Баку, город который помнит страдания и кровь святого апостола Варфоломея и в эти годы был освящен мученическим подвигом православного подвижника. Наша земля, на которой, более чем две сотни лет, окормляет верною свою паству Русская Православная Церковь, так же дала христианскому миру имена угодников Божьих, пострадавших за Истину и твердую веру.
Вот одно из этих имен Иоанн Ильич Ганчев. Настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы, что и сейчас украшает самое сердце нашей столицы. Родился будущий подвижник в селе Сима во Владимирской Губернии в 1878 году в доброй христианской семье, главным достоинством которой были христианские добродетели. Воспитание в подобной среде вполне естественно привело его в Духовную Семинарию города Петрограда. Там же будущий настоятель посещал кружек живописи, развивая художественный талант, что принесло добрые плоды в дальнейшем, отец Иоанн создал несколько полотен с Библейским сюжетом. Сразу же по окончании семинарии и рукоположении в священники отца Иоанна направили в далекий Азербайджан, окормлять православный народ, и проповедовать слово Божье. Поначалу его назначили настоятелем храма Боголюбской иконы Божией Матери, но уже в 1911 году он стал настоятелем сохранившегося и сегодня храма Рождества Пресвятой Богородицы.  В то время на Бакинской кафедре стоял епископ Пимен (Пегов).
Отец Иоанн был тем о ком можно без излишнего пафоса, а просто констатируя факт сказать: «Добрый Пастырь». Прекрасное образование, знания и таланты в таких сферах как медицина, живопись, музыка сделали его любимым батюшкой и настоящим наставником православному народу, находящемуся вдалеке от центров православия. Будучи попечителем в одной из больниц города Баку он лично следил, что бы  больные имели должный уход и получали добросовестное лечение. Иногда и сам он оказывал медицинскую помощь своим прихожанам. Под богатую библиотеку отца Иоанна было отведена целая комната, некоторые книги имели дарственные надписи авторов.
За добрые труды Господь наградил отца Иоанна двумя замечательными детьми, сыном Юрием, родившимся в 1913 и дочерью Людмилой родившейся ещё через год. Ещё совсем мало времени осталось, когда все, что ему было так дорого, все чему посвятил себя отец Иоанн, будет уничтожено безбожниками. Пришли двадцатые годы, а вместе с ними гонения на церковь, священники и миряне подвергались насилию со стороны собственной власти, власти большевиков. Новая власть развернула настоящий террор против святой Церкви. У церкви самым варварским способом отнимают имущество, заколачиваются, оскверняются или вовсе уничтожаются храмы. Священников выгоняют из их собственных домов. Верующих людей и служителей церкви арестовывают по ложным обвинениям. В тридцатые годы большевики с землей сравнивают собор Александра Невского в Баку, и часовню на месте казни святого апостола Варфоломея  у подножья Девичьей Башни. После, Бакинская интеллигенция в не зависимости от вероисповедания и нации однозначно осудит эти акты вандализма в многочисленных телепередачах, интервью, заявлениях и книгах.
Отец Иоанн вынужден оставить свое служение в Баку и по благословению епископа Бакинского и Прикаспийского Павла отправиться в город Ленкорань на юге Азербайджана. Умер настоятель храма в честь Богородичной иконы «Всех скорбящих радосте» села Пришиб, не далеко от Ленкорани, туда отец Иоанн и направился, продолжить свое пасторское служение. И храм начинает оправдывать свое название. Не смотря на гонения и страх, что стали испытанием веры для миллионов чад Русской Православной Церкви, отец Иоанн лично расписывает храм. И вот чудо, некоторое время безбожные власти как будто не замечают островка православия, неугасимо горящей свечи в Пришибе. Но все меняется в 1933 году, большевики с новой силой обрушиваются на церковь и закрывают храм. Уже не молодой священник вынужден оставить семью в Ленкорани у родного брата, а сам направляется в Баку где начинается череда арестов, угроз целью которых было сломать христианскую волю священника и довести его до отречения от сана и Бога. Гонениям подвергались и члены семью отца Иоанна, жизнь становилась все тяжелее, исполнялись самые грозные предсказания Спасителя о судьбе христиан в годы гонений.
20 марта 1933 года ночью, как это часто бывало в те годы, отца Иоанна арестовали, ложные обвинения сыпались одно за другим. Вместе с ним были арестованы жена, брат и двоих детей которым было по 18 и 19 лет. Следствие шло пол года, по результатам которого отца Иоанна обвинили по статье 58 УК п.п.6, 10, 12 и сослали в Казахстан на пять долгих лет.  Обвинительный протокол отец Иоанн подписал словами настоящего христианина, смелыми и все же смиренными, твердыми но не гордыми, обвинительными но не гневными и не осуждающими: «душей и сердцем я всегда был против советской власти, но действиями своими – никогда».
Стоит немного подробнее задержаться на описании тех испытаний, что выпали в эти дни на долю самого отца Иоанна и его семьи. После ареста, все члены семьи были размещены в разных камерах. Им приходилось спать на холодном бетонном полу, не было даже одеял. После осуждения отца Иоанна его семью отпустили так и не предъявив никаких обвинений. Дом у них отняли, отдав его, какому-то революционеру за заслуги в становлении безбожной власти в Азербайджане, оставив на улице женщину и двух молодых детей. О судьбе своего отца они узнают лишь через пол веерка.
А судьба была самой незавидной, пересылка осужденных в те годы шла долго, людей набивали в грязные вагоны или заставляли идти сотни верст без должной обуви. Всю дорогу над ними издевались, унижали, у осужденных не было никаких прав не было элементарных условий, необходимых человеку. Священнослужителей и политических заключенных везли вместе с уголовниками. Одним словом ад на земле , но и в этом аду свет Божий через рабов божьих пробивался сквозь тьму, отец Иоанн находил в себе силы и тут оставаться священником. Но это было не так просто, священникам в местах ссылок запрещалось совершать Богослужение, письма и посылки тщательно проверялись, антиминс или богослужебные сосуды, найденные при частых ночных обысках, незамедлительно отбирались. Свой срок отец Иоанн отбывал в лагере города Чимкента. Отбыв положенный срок, отец измученный священник хотел вернуться в Баку, к семье но был по дороге вновь арестован, затем последовали новые обвинения, осуждение и ссылка, теперь в Карагандинский лагерь сроком на три года. В этом лагере было уже много исповедников, пострадавших за веру во Христа, священнослужителей иноков и мирян. Отец Иоанн и тут как мог, исполнял свой христианский долг. Он утешал людей, подавал им добрый пример стойкости в вере и в деле христианской любви, не позволяя ни себе, ни тем, кто был рядом опуститься до ненависти, помогал сохранить достойное имя православного христианина. Именно этого, истины и любви не может терпеть в нас враг рода человеческого, и его слуги. В Сентябре 1937 года его арестовывают по обвинению в том, что  он: «…возглавил группу верующих, бывших священников, проводил службы, где распространял свое настроение против советского правительства».  Конечно же последние слова были ложью, и главной его виной в глазах безбожников было его служение Господу. Всю ложь, не смотря на пытки, отец Иоанн отвергал, и твердо стоял в вере и истине. Муки не сломили в нем христианина, он остался верен до конца. Решением «тройки» по Карагандинской области отца Иоанна приговорили к расстрелу. Приговор был вынесен 31 октября 1937 года, а 2 ноября его привели в исполнение. Так закончились земные труды и страдания святого новомученика Русской Православной Церкви, подвижника Земли Азербайджанской отца Иоанна Ганчева. Похоронили отца Иоанна в братской могиле, с другими расстрелянными на старом кладбище поселка Долинка (Карагандинская область). Архиерейский Собор РПЦ прославил его в лике Новомучеников и Исповедников Российских 20-го века. Память священномученика Церковь совершает 2 ноября в день го кончины. Смотря на этого подвижника нм должно вспомнить слова апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).
Священномученик  Иоанн пресвитер Бакинский моли Бога о нас.

http://yahya-mesihi.livejournal.com/8384.html