Краткая История Епархии

Яхья Месихи
Земля Азербайджана впервые была оглашена христианской проповедью одним из 12 главных учеников Христа, апостолом Варфоломеем. В житии святого апостола сказано, что после успешной проповеди нового учения  (Христианства) в Индии он направился в Кавказскую Албанию для продолжения миссионерских трудов. Указывается, что именно тут он и принял мученическую кончину в городе Албонополе на 71 году от рождества Христова.  Апостола казнили, распяв на кресте вниз головой, а затем сняли кожу и отсекли голову.  Город Албанополь находился на западном берегу Каспийского моря, на его месте ныне находится столиц Азербайджанской Республики город Баку. По преданию казнь была произведена на месте где ныне стоит одна из достопримечательностей города Баку – Девичья Башня.  У подножья Девичьей Башни до 1936 года находилась православная часовня с памятной доской, рассказывавшей о произошедшей на этом месте казни святого апостола. Как это часто бывает, кровь святого мученика сделала эту землю плодородной в духовном смысле.
В течение всего первого тысячелетия нашей эры христианская вера была одним из основных, а в отельные периоды и основной, духовной силой в Кавказской Албании. Была создана автокефальная Албанская церковь, христианство до оккупации арабами и последующей насильственной исламизации, было государственной религией. После исламизации Кавказской Албании её церковь пришла в упадок, большую роль в этом сыграло то, что она лишилась автокефалии и была передана Эчмиадзину. В статуе автономной она и просуществовала до 19-го века. В начале 19-го века в регионе появилось много этнических православных, русских и других. Вместе с ними, естественно пришла и Русская Православная Церковь. Церкви появились в столице - Баку. Так же были возведены храмы в Гяндже и Шемахе. Нефтяной бум спровоцировал динамичный рост экономики в регионе, что в свою очередь спровоцировало прирост православного населения. Возникла необходимость в епархии, которая и была основана в 1905 году. Епархия объединила православный народ вдоль всего западного побережья Каспийского моря, а епископ  стал зваться «Бакинским и Прикаспийским». Тем самым было подчеркнуто, что именно Баку является всесторонним центром в данном регионе.
После октябрьского переворота 1917 года духовная жизни Бакинской и Прикаспийской епархии, как и Русской Православной Церкви в целом, существенно усложнилась. Азербайджанская ССР была присоединена к Закавказскому обновленческому митрополитанскому округу в 1923 году. Начались преследования священнослужителей епархии, были репрессированы священники Иван Ганчев (новомученик Иоанн пресвитер Бакинский), Ефимий Савельев, Андрей Ерёмин и другие. В 1936 году в Баку была уничтожена часовня на месте казни святого апостола Варфоломея, а так же собор Александра Невского.
В 1943 году жизнь церкви начала переживать некоторый подъем. 1944 год ознаменовался восстановлением деятельности Собора «Рождество Богородицы» в городе Баку. Так же были открыты ещё несколько православных храмов на территории Азербайджанской ССР, однако все эти приходу были включены в состав епархии «Ставропольской и Бакинской», а Бакинская и Прикаспийская кафедра восстановлена не была. Подобное положение не изменилось вплоть до восстановления Азербайджаном независимости. В Суверенной Азербайджанской Республике остро встала необходимость в упорядочении религиозного управления, духовной жизни. В ответ на эти требования времени Священный Синод РПЦ и Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий второй восстановили Бакинскую и Прикаспийскую епархию, ставшей уже 128 в РПЦ. Епископом стал Архимандрит Александр, который до того занимал должность благочинного приходов православной церкви в Азербайджанской Республике. В епархию были включены приходы Русской Православной Церкви в Азербайджане, Дагестане и, по началу, Чечне. Затем приходы Чеченской республики были исключены из состава епархии.
Восстановленную епархию в разное время посещали Патриарх Московский и всея Руси  Алексий второй и Кирилл, а так же Экуменический Патриарх Варфоломей. На встрече Патриарха Варфоломея и общенационального лидера Азербайджанского народа Гейдара Алиева было заявлено о восстановлении часовни, которая стояла на месте казни апостола Варфоломея.
Епархия находится на территории в основном населенной представителями ислама, и в этих условиях подает добрый пример того, как христиане строят отношения с иноверными. Так же следует отметить, что в Азербайджане действуют и другие христианские церкви, Католическая и Протестантские. Епархиальные власти выстраивают с ними отношения в духе христианской любви. Епископ часто посещает праздничные богослужения Сестры Церкви, и пользуется уважением и авторитетом среди всех христиан региона.

http://yahya-mesihi.livejournal.com/8525.html