О Каппеле и психической атаке, которой не было

Сергей Бехлер
Что такое психическая атака?

В Википедии даётся такое объяснение:
«Психическая атака — малоисследованный военной наукой на сегодняшний день тактический приём. В отличие от других тактических приёмов, психическая атака зачастую начинается спонтанно в ходе боевых действий, без предварительного согласования и внесения в общий план операции, и что самое важное — без приказа, что само по себе выделяет её из числа других тактических приёмов. То есть, инициирующим в случае психической атаки зачастую является рядовой состав».

Как видите, именно спонтанно, без приказа, но для этого требуется определённый психологический момент: полнейшая отрешённость, при которой притупляется чувство страха, исчезает инстинкт самосохранения, и человека охватывает равнодушие или презрение к смерти. Психическая атака – это своего рода акт отчаяния, на смену которому приходит эйфория воодушевления, и эта массовая, психически-взрывоопасная смесь, сметает на пути все преграды, парализует противника, как кролика -  взгляд удава.

Атака по приказу под музыку с развёрнутыми знамёнами несёт в себе налёт театральности, сплачивает наступающих чувством локтя рядом идущих, воодушевляет, а противника завораживает нереальной красотой парадного движения и музыкой. Но при таких атаках наступающие несут неоправданно большие потери. Именно в такую атаку вёл свои войска на Чонгарском перешейке генерал Слащёв, но он всегда был склонен к артистичному позёрству, хотя, как блестящий тактик и стратег, заранее рассчитал, что эффективность этой атаки деморализует усталых, замёрших красноармейцев и быстро обратит их в бегство, прежде чем они выкосят цепи наступающих.

«Черными колоннами, тихо-тихо, без человеческого голоса, без лязга оружия, шли в наступление офицерские батальоны с каппелевским полком... Они раскинулись по полю и охватывали разом огромную площадь. Была, видимо, мысль – молча подойти вплотную к измученным, сонным цепям и внезапным ударом переколоть, перестрелять, поднять панику, уничтожить...» Это цитата из романа Фурманова «Чапаев».

Кто не помнит кадры психической атаки из одноимённого кинофильма? Фильм видели все мои сверстники. Смею предположить, что и большинству читателей знакомы эти кадры, но мало кто знает, что этой психической атаки просто не могло быть. В фильме наступающие одеты в форму марковцев и идут под корниловским знаменем. Не было у Каппеля офицерских полков, где ротами командовали полковники, а взводами подполковники. Такие полки были на юге России. К тому же Каппель дорожил жизнью своих солдат и всегда действовал нестандартно, побеждая «малой кровью», а подобная психическая атака колоннами на пулемёты заранее обречена, если не на поражение, то на огромные потери в живой силе.

Бывший комиссар Чапаевской дивизии либо выполнял партийный заказ, либо по собственной инициативе «свёл счёты» с Каппелем, имя которого гремело на Восточном фронте, который громил не числом, а умением многократно превосходящие войска Красной армии. Мало кому известный штабной подполковник, весной 1918 мобилизованный на службу в Красную армию, служил в Самаре в штабе 1-ой армии, от службы в котором его «освободило» восстание чехословацкого корпуса, захватившего в свои руки Транссибирскую магистраль. На освобожденной от красных территории началось формирование частей Народной армии Комитета Учредительного собрания. На собрании в Самаре, где собрались офицеры, возникла заминка. Никто из высшего руководства не захотел возглавить отряд из 350 офицеров, юнкеров и студентов. Тогда из задних рядов поднялся скромный на вид, почти никому не известный офицер и сказал: «Раз нет желающих, то временно, пока не найдется старший, разрешите мне повести части против большевиков». С этого момента начался стремительный взлёт короткой, но яркой славы. Привожу ниже короткую справку из интернета:

«КАППЕЛЬ Владимир Оскарович родился 16 апреля 1883 года в уездном городе Белев Тульской губернии. Его отец Оскар Павлович, выходец из Швеции, воевал под началом генерала Скобелева. Владимир Каппель окончил 2-й кадетский корпус, Николаевское кавалерийское училище и Николаевскую академию Генерального штаба. Участник Первой мировой войны: начальник штаба 347-го пехотного полка; офицер в штабе 1-й армии. В 1918 году командовал группой белогвардейских войск Комитета Учредительного собрания. В 1919 году Каппелю было присвоено звание генерал-лейтенант, он возглавил корпус, армию, затем – колчаковский Восточный фронт. Умер от заражения крови при отступлении армии в деревне Верхнеозерская (район Верхнеудинска) 25 января 1920 года. Пользовался огромной популярностью среди белогвардейцев, которые в течение долгого времени на Дальнем Востоке именовали себя «каппелевцами». Последние слова Каппеля были: «Пусть войска знают, что я им предан был, что я любил их и своею смертью среди них доказал это».

За этими скупыми строчками многое осталось недосказанным. Не упомянуто о взятии Казани в ходе дерзкой операции, где Каппель разгромил многократно превосходящие в количественном отношении войска красных, потеряв убитыми лишь 25 человек. И о захвате там 500–тонного золотого запаса царской России. Этого большевики не могли простить ему. Жена Ольга Сергеевна, двое его детей и родители были взяты в заложники. Однажды красные предложили ему отпустить жену, если он откажется от активных действий, на что он ответил им так: «Расстреляйте жену, ибо она, как и я, считает для себя величайшей наградой на земле от Бога умереть за Родину». Он хотел вести свои войска на Иркутск, чтобы освободить преданного чехами адмирала Колчака, но нелепая смерть от гангрены остановила его. Целый месяц везли его гроб в обозе, ибо на примере генерала Корнилова знали, как большевики обходятся с трупами своих противников. Первично похоронен в Чите, но через полгода отступающие каппелевцы забрали гроб с телом своего вождя и перезахоронили его уже в Харбине. В 1955 году могила была разрушена китайскими властями по указанию Москвы. 13 января 2007 года прах генерала Владимира Оскаровича Каппеля был перезахоронен на кладбище Донского монастыря в Москве, где он нашёл своё последнее пристанище между могилами генерала Деникина и философа Ильина.


Вместо эпилога:
Часто приходилось наталкиваться на дискуcсии о Гражданской войне, где сторонники белых и красных обливают грязью друг друга, забывая о том, что в этой братоубийственной войне воевали не буржуи с рабочими, и не офицеры с солдатами, и не казаки с иногородцами. Это была трагедия России, где брат шёл на брата, отец на сына. Зачем же так однобоко и прямолинейно судить о тех временах? Были герои и подлецы с обоих сторон, был террор, как красный, так и белый.

Сторонникам красных хочу напомнить о Ижевском и Воткинском полках, сформированных из заводских рабочих, которые восстали против Советской власти и в течении полугода удерживали в своих руках огромную территорию. Впоследствии эти полки воевали против красных на стороне Комуча и Колчака. Вот они не раз ходили в психические атаки, но под пение Интернационала и под кумачовым стягом! Скажите, неправда это? Уверяю Вас – чистейшая правда, но просто вам вдолбили в голову, что Гражданскую войну вели буржуи и офицеры против рабочих и крестьян и вы усвоили это раз и навсегда.

Сторонникам белых хотел бы напомнить о том, что именно высшее руководство в лице генералитета виновато в отречении царя, а значит, если не прямо, то косвенно во всех последующих событиях.  И для монархистов практически нет разницы, например, между Троцким и Корниловым. И что большинство контрразведок ничем ни отличалось от большевитских «чрезвычалок».
 
И было бы лучше для России, если бы в ней никогда не знали слов «красные» и «белые», и не делили бы страну на два лагеря, а были только русские и православные люди, объединённые не только одним языком, но и духовной общностью.