Рецензия по заявке Не ищи...

Наталья Малинина
Не ищи...
 

Не ищи замены и забвения
Тяжести сегодняшней своей.
Лишь на час придет успокоение,
Но зато потом - вдвойне больней.

Не ищи, за что бы ухватиться –
Все кругом пропало, воздух пуст,
И земля бессмысленно кружится
Все быстрее и быстрее… пусть.

Может, в миг предельного отчаянья
Огоньки далекие планет
Хоть чуть-чуть, а приоткроют тайное
И невыразимый хлынет свет.

Стихотворение исполнено в классической манере романтизма позапрошлого века. Если бы я не знала, что автор –мой современник, я могла бы отдать авторство кому –нибудь из пантеистов начала 19-го века, ищущих «гибельного спасения» в равнодушной к человеку природе.
Тема стихотворения : с одной стороны констатация: «Все кругом пропало», а с другой смутное предположение, что
«Огоньки далекие планет
Хоть чуть-чуть, а приоткроют тайное
И невыразимый хлынет свет».

Связки между этими двумя мыслями нет. «Всё пропало» первых двух строф никак не предполагают вывода, что причина уныния в неком «закрытом» на семь печатей «тайном», не ведомом лирическому герою, но, вероятно слегка знаемом «далёкими планетами», которые «в миг предельного отчаянья», может, «чуть-чуть" приоткроют это «тёмное» тайное». С приоткрытием тайного автор связал появление «невыразимого света», который «хлынет» после акта «приоткрытия». Даст ли "невыразимый свет" герою ту опору, «за что бы ухватиться» - неведомо, ибо в первых строфах автор констатирует, что поиски её бессмысленны: всё всё равно уже «пропало, воздух пуст».
Таким образом, автор в первых двух строфах лишил лиргероя всякой надежды, а в последней неожиданно высказал предположение, что далёкие планеты «в миг предельного отчаяния приоткроют тайное и прольют невыразимый свет» – то ли в это отчаяние героя, то ли мимо и уже БЕЗ него - неясно. Читателю остаётся гадать, блуждая в потёмках авторского замысла.
Средства, которые автор использует для раскрытия темы, не радуют ни оригинальной образностью, ни художественной выразительностью, ни отточенностью версификаторского мастерства.
Забвение, успокоение, отчаяние, тайное, огоньки планет, невыразимый свет – это сакральный набор, который входит в определение не самых лучших образцов подобного рода поэзии: «так он писал темно и вяло, что романтизмом мы зовём»…

Есть и вполне явные прегрешения перед нормами русского языка и теорией стихосложения:

- Лексические:

Не ищи… забвения тяжести (данная конструкция обрела бы смысл с предлогами - от, в)
Всё кругом (?) пропало. Для того, чтобы комизм стал очевиднее, переставьте слова местами: «Всё пропало кругом». Слово «кругом» вставлено в строку. что называется, «от балды».

-Ритмические погрешности:

Ритмическая симметрия строф не соблюдена. Концевые созвучия первой строфы – чередование дактилических и мужских окончаний строк (забвЕние-успокоЕние – дакт. рифма; своЕй-больнЕй-мужская); во второй и третьей строфе – рифмы - женская и мужская (ухватИться-кружИтся; пУст-пУсть).
Сравните силлабо-тонические схемы симметричных (нечётных)строк первой и второй строфы:

Не ищи замены и забвения
--/-/---/--
Не ищи, за что бы ухватиться
--/-/---/-

- Грамматика (акцентология, русское словесное ударение):
У автора: "Земля кружИтся"; более легитимное ударение сегодня «крУжится», Ударение на «И» - правомерно в неопределённой форме или в будущем времени ("будет кружИться)
http://ru.wiktionary.org/wiki/

- Синтаксис:

В последнем сложносочинённом предложении – простые предложения не разделены запятой (вот основы этих предложений: «огоньки приоткроют» -первае, « хлынет свет» - вторая; между ними нужна запятая);

-Благозвучность поэтической речи:

Возникают у меня и некоторые замечания по благозвучности русской речи: автор, порой, пренебрегает её очевидными нормами.
Особенно неудачны фрагменты:
потом - вдвойне - (МВДВ) – скопление 4-х согласных подряд на стыке слов.
приоткроюТ Тайное - (одинаковые звуки ТТ на сстыке слов (один из них теряется при произношении).
Хотелось бы обратить внимание автора на необязательность некоторых слов (как в примере "всё пропало кругом") обилие незнаменательных частей речи, порой они кучно следуют одно за другим: "Хоть чуть-чуть, а"; наличие необоснованных инверсий - всё это свидетельствует о недостаточности работы с текстом.

Достоинств текста, таких, которые заставили бы меня считать этот текст состоявшимся стихотворением, я, честно признаюсь, не нашла.
Считаю его не самым удачным. У автора есть более гармоничные вещи.
Спасибо за доверие
Ваша Наталья Малинина