Размеры и Мэтры. Верлибр

Ноев Ковчег
Доброго времени суток всем заглянувшим на Ковчег!

Сегодня стартует очередной этап серии конкурсов «Размеры и Мэтры» - этап, посвященный верлибру. Тема для написания экспов будет чуть позже, а пока хотелось бы поговорить о самом верлибре и о его канонах.

Стихирская энциклопедия по запросу «верлибр» пересылает на «свободный стих», далее следует такое определение: «Свободный стих - (верлибр) (франц. vor libre), нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.). В новоевропейской поэзии употребителен с кон. 18 в., широко с нач. 20 в., в русской поэзии разработан меньше ("Она пришла с мороза..." ..Блока).»
Определение из википедии более корректно: «Верлибр (фр. vers libre) — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в европейской, в частности — англоязычной, поэзии XX века. Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики.»

У читателя, неискушенного в литературоведческих терминах, создается впечатление, что верлибр – это такой совершенно упрощенный стих, в котором нет ни размера, ни рифмы, т. е. с точки зрения классического стихосложения, каноны которого нам прививали со школьной скамьи (проще говоря – вдалбывали) – эрзац-поэзия, творимая неграмотными неумехами и графоманами по принципу «что хочу, то ворочу». Между тем, даже поверхностное знакомство читателя с творчеством верлибристов оставляло интуитивное ощущение, что за отсутствием рифм, размера и строфики верлибр обладает чем-то иным, что обычно незаметно в классическом стихе.

Нет рифмы фонетической, но есть рифма смысловая. Нет единого размера, но есть ритмика, определяемая насыщенностью стиха семантическими рифмами и игрой размеров в строках. Нет строфики, но есть гравитация, определение которой в верлибре дал Карен Джангиров (запись беседы с Кареном Джангировым, опубликованная как статья «О верлибре, хайку и гравитации» - http://www.stihi.ru/2009/06/30/863).

Споры о том, что представляет собой верлибр, и о его месте в поэзии ведутся до сих пор, и ведутся на очень высоком уровне – на уровне преподавания основ литературоведения. При этом мнения по-прежнему рознятся до диаметрально противоположных. Кто-то относит верлибр к одной из форм стихосложения с приведенными выше оговорками об отсутствии, кто-то – к разновидности прозы, но в иной форме записи. И то, и другое есть в верлибре подобно тому, как в стихосложении присутствует естественная человеческая речь – проза – в виде усложненных размеров, а в любой хорошей прозе присутствует поэтика. Истина же, скорее всего, как обычно, где-то посередине и где-то совсем рядом… Один из известных современных верлибристов, Вячеслав Куприянов, в серии статей о верлибре (http://www.stihi.ru/avtor/kupr&book=80#80) позиционирует верлибр «симметрично прозе относительно поэзии» (с). Мысль можно развивать и дальше… если отказаться от понятия «поэзия», как понятия слишком обширного для «оси», и заменить его понятием классического стихосложения. Тогда, учитывая, что корни верлибра уходят в ту же дописьменную древность, что и корни двух фундаментальных форм – прозы и стихосложения, верлибр становится третьим столпом литературы, завершая (или укрепляя, или восстанавливая – это уже темы для подробных  исторических исследований) ее формирование как Триглава – что ставит ее на один уровень с двумя другими первоосновами цивилизации – Наукой (триединство – интуитивное восприятие, эксперимент, теория) и Религией (божество - творец, божество - творение, божество - духовная сущность).

Или проще…

* * *
Верлибр -
стиль мышления
камней, деревьев,
синих птиц,
старых домов,
древних статуй
и некоторой части людей,
называемых поэтами
Всех, кто приравнивает свободу
К безмолвию

Ольга Колесникова (Оля Колокольчик)
http://afujiyama.narod.ru/poet/poem1.htm

«Верлибр – это иная скорость молчания». Карен Джангиров.

Филипп Вартан Мелькиседек  - о песнях рода Айказ, написанных верлибром (не дословно): «Это песня мужского рода, предназначенная  для чтения, а не для пения вслух…»

***
Впрочем, и эта статья – не претензия на «истину в последней инстанции», а всего лишь отправная точка для полемики, составляющей не менее значительную часть конкурса, чем написание экспов. В полемике могут принять участие все желающие – участники, и зрители, ну и конечно судьи конкурса.

Судейская коллегия:
Иероним Босх. http://www.stihi.ru/avtor/dengneva
Галия Осень. http://www.stihi.ru/avtor/galija
Оскар Боэций. http://www.stihi.ru/avtor/aikido
Аюна Аюна. http://www.stihi.ru/avtor/werwerwer
Еще одно место в жюри зарезервировано для Вячеслава Куприянова. http://www.stihi.ru/avtor/kupr

Правила конкурса: http://www.stihi.ru/2011/01/24/3664



Ведущий конкурса «Размеры и Мэтры. Верлибр», Лекс Андерс.