Когда вражеские солдаты занимают город

Галина Ястребова
«Когда вражеские солдаты занимают город, женщины теряют честь.»

Народная мудрость

 

Лениво переключая каналы тв, наткнулась на передачу о Вере Глаголевой – актрисе и режиссёре. Она рассказывала о своём последнем фильме «Одна война».

Тема фильма не сложна: женщины, родившие от врага. Их судьбы, отношение к ним общества. Фильм снят в 2009 году. Поздновато. Общество уже переболело игрой в демократию, открытием  истины. Люди пресытились исторической правдой, знанием того, как было на самом деле, а не как показывали в лубочных кинокартинах. Столько времени прошло и столько было за это время человеческих трагедий, и трагедий народов, что искалеченные судьбы нескольких сотен или тысяч женщин и их детей, уже не задевают чувствительные струнки наших сердец. Ну, было. Имели интимные связи с врагом. Репрессировали Да, причины были разные: от изнасилований до нечаянной любви.  Чего удивляться, если 10 лет лагерей получали за то, что собирали оставшиеся после жатвы на поле колоски, за неправильный анекдот, просто по доносу.
 В Европе женщин, гулявших с врагом обривали на лысо. Народ осуждал тех, кто, якобы, за «шёлковые чулки и шоколад», якобы предавал свою родину, свой народ.
Самое главное то, что предавали своих мужчин. Потому что в тот момент, когда женщина легла в постель с врагом, её мужчина был побеждённым. Вот этого-то и не могли простить женщинам. Своего унижения. Забывая, что все войны начинают мужчины, а страдают в этих войнах их женщины и дети. Когда-то, в далёком детстве, слушая рассказы о пионерах – героях, о Зое Космодемьянской и прочих примерах для подражания, которыми нас пичкали, начиная с детского сада, я втайне от всех думала, что не смогла бы выдержать пыток, что не смогла бы быть как они. Мне было стыдно признаться в этом вслух. Так взращивались мои конформизм и лицемерие. Восхищаясь вслух героями, про себя я думала о том, что не хотела бы строить Комсомольск-на-Амуре, что не пошла бы добровольцем на фронт, предпочитая спрятаться в тылу. Мне никогда не хотелось трудиться на строительстве БАМа, как не хотелось помогать нашим солдатам выполнять «интернациональный долг» в Афганистане. Подсознательно не верилось, что такой долг существовал вообще. Став взрослой и хочется верить, что мудрой, могу сказать вслух – это нормально, что девочка не стремится воевать, не хочет становиться мученицей. Нас не спрашивают, когда сбрасывают бомбы. Мы покорно идём за своими мужчинами совершать теракты во имя их религиозных амбиций.
Мир меняется медленно. Надо признать, что этот мир создавался мужчинами и для мужчин. Женщина никогда не играла главных ролей. Начиная с того, что праматерь создана из ребра своего мужчины
Она, женщина остаётся, к сожалению, ведомой. Женщина зависима от своих чувств и от секса.
Да, выносила любовнику ключи от осаждённого города.
Да, меняла религию. Да, отказывалась от друзей и от семьи.
Всё ради ласкового мужского слова, ради того, чтобы прильнуть тёмной ночью к груди любимого, услышать стук его сердца. Почувствовать себя защищённой, нужной, любимой.
Я несколько преувеличиваю и делаю это сознательно. Потому что именно по отношению к женщине можно судить о степени развития общества. О том, насколько оно гуманно. Насколько избавлено от стереотипов и предрассудков.
Потому и хочется остановиться на этом фильме, на теме «женщина в войне». Люди  в экстремальных ситуациях раскрываются быстрее.  Когда обостряются чувства, когда время сжато и надо принимать решения быстро и незамедлительно.
Не будем говорить о героинях, которые бросались в гущу военных действий. Такие есть всегда. И в наше время некоторые девушки идут в армию по велению души. Разговор об обычной среднестатистической женщине, которая не хочет таскать автомат, а хочет держать на руках ребёнка. Которой не комфортно в полевых условиях, неудобно в солдатских ботинках, но которая красит губы, несмотря  ни на что, которая любит красивое бельё и тонкие каблуки.
Эти женщины готовы ждать своих мужчин, но мужчины часто этого не ценят . Не верят своим женщинам, потому что сами не без греха и мерка у них своя, по себе.
Эти женщины берегут детей, отказывая себе во всём, но это принимается как должное. Они одинаковы в любой стране мира: испанка и русская, еврейка и немка, итальянка и жительница Аляски. К какой бы расе и национальности не принадлежала женщина, она хочет одного: мира для своей семьи, здоровых и сытых детей, любимого рядом. Она не хочет войны. Ей навязывают войну и она выживает в войне, в условиях, не органичных нормальной женщине. Об этом фильм Веры Глаголевой, об этом, снятый годом ранее /2008/фильм немецкого режиссёра Макса Фэрбербека «Anonima – Eine Frau in Berlin» /Безымянная – женщина в Берлине/.
Похожие темы. В обоих случаях – отличная подача сценария, хорошая актёрская игра, операторская работа на высоте, музыка замечательная. В чём же основное отличие этих фильмов? Оно в отношении к женщине в СССР и в Германии. Оно в самосознании женщины.
В фильме «Одна война» показаны два дня и пять женщин, осуждённых за связь с врагом. Все они находились на оккупированных территориях во время войны. У каждой из них родился ребёнок. Когда вернулись свои, никто не стал разбираться в причинах. Были ли изнасилованы женщины чужими солдатами или пришлось отдать своё тело в оплату за спасение детей от голодной смерти. У одной из героинь был малыш от советского лётчика, которого она, рискуя своей жизнью, прятала от немцев. Лётчик погиб от осколка советской же бомбы, а соседка написала донос: мол от фрица прижила бастарда. Лес рубят, щепки летят. В лагерь. Только у одной из пятерых героинь была любовь. У самой молоденькой, только закончившей школу перед войной. Немецкий смешной рыжий Ганс тоже ненавидел войну.  Так тоже бывает. Встретились молодые. Есть долг, идеология. А есть зов плоти. Желание жить и быть любимым сильнее всех войн, сильнее страха смерти.
Одну из героинь осудили в родной деревне, что она не задушила ребёночка, родившегося в результате изнасилования. Значит дух её не силён, значит виновата.
Несчастные женщины любят своих малышей, но  чувство вины гложет их. Они уверены, что они виновны. Портрет товарища Сталина на стене палатки, в которой живут они в нечеловеческих условиях, где-то на острове одного из северных морей. Бесплатная рабочая сила. Заготавливают, солят рыбу, отправляют на большую землю. Тем же и питаются сами и кормят детей. Никого не интересует будут ли они живы или умрут.
Мужчины судят строго. За измену вообще, а за измену с врагом в стократ сильнее. Почему женщины оказались на оккупированных врагом территориях? Почему драпали от врага в первые годы войны? Почему не защитили? Почему не спасли?
Задавали ли мужчины себе эти вопросы? Наверняка задавали. Ответы не в их пользу. Поэтому лучше свалить с больной головы на ещё более больную. В своих поражениях обвинить слабейшего. Своих женщин. Тех, кому пришлось и голоднее и холоднее. Тех, кто отвечал за детей. Когда твой ребёнок угасает от голода, сделаешь всё.
Вот, уцепила за кончик правду такого ярого осуждения – стыд мужчин за свою несостоятельность, как мужчин, защитников, самцов.
В немецком фильме та же история. Победители, озверевшие за 4 года войны мужики, которые оставили своих и которые знали, что не защитили своих, не уберегли, пришли к врагу. Да, верю, что было насилие. Не было официально разрешено, но было. Не могло не быть.  Героиня фильма  решает взять судьбу в свои руки и выбирает одного, который защитит её от других. Решение? Поступок? Да. И решение, и поступок.
Умереть трудно. Человек хочет выжить в любых условиях.
Осуждала молва женщин, которые имели связь с победителями? Несомненно.
Были ли рождены немками дети от советских солдат? Конечно,  были.
Были ли репрессированы такие женщины. Посажены в тюрьмы, отправлены в лагеря? Нет, не были. Знали ли, вернувшиеся  из плена, немецкие мужчины, что их женщина могла быть с другим, с победителем? Знали. Они молчали. Мужчины и женщины. Им было стыдно.
Мужчинам было стыдно за своё поражение, за то, что они не защитили своих женщин. Но они не перекладывали свою вину на них. Не забивали свою вину тем, что искали более виноватых.
Вот он – разный подход к проблеме.
Чувствовали ли немки себя виноватыми? Конечно чувствовали. Но, они знали, что они женщины, что женщины не могут себя сами защитить и в этом было их оправдание.
У русских тёток оправдания не было. Самооправдания не было.
Виноваты.
В фильме «Одна война» героини оказались спасены. У одного мужчины хватило мужества признать, что не их вина в том, что произошло. Он не смог отнять детей и отправить по детским домам. Ценой своей жизни он спас пятерых.
Спас их тела. Не души. Потому что, скорее всего, они будут есть себя поедом за то, что был секс с врагом. Принудительный ли секс или добровольный. Не важно. От этих женщин требовали героизма, самопожертвования и ничего не давали им взамен.
Мужья, вернувшиеся с фронта, могли позволить себе депрессии, запои, подозрительность.
Потому что они – герои-победители. Женщина  только должна.
Двойные стандарты были и они остались до сих пор. Женщина на постсоветском пространстве – существо рефлексирующее, имеющее много обязанностей и мало прав.
Мужчина так же обвиняет её в своей несостоятельности, как добытчик, как защитник, как самец.
В этом и сегодня наше отличие от женщин Европы, от американских женщин.
Наши матери отдавали нас в ясли в 3-х месячном возрасте и возвращались на работу. Стирали пальцы на допотопных стиральных досках, не имели достойных средств гигиены, их унижали на безнаркозных абортах, они бегали в поисках пропитания, в поисках одежды, стояли в бесконечных очередях.
И говорили: «ничего, главное, чтобы не было войны»
Мы удивляемся, почему так мало улыбающихся лиц на улицах наших городов. Это генетическое чувство вины. Чувство вины за своих мужчин, отзеркаленное ими на нас.
В то время как немка молчала, чтобы наладить жизнь, её мужчина молчал, потому что знал – ответственность за всё на нём.  Наш мужчина переложил ответственность на нас и уверен, что так и надо.
Надо ли?
В фильмах показаны события давних лет. Историк скажет, что нельзя переносить исторические события на современность, сравнивать, делать выводы.
Для меня же характеры, описанные в фильмах оказались знакомыми мне характерами. Мы не можем изжить из себя чувство вины. Наши мужчины не дают нам сделать это.
Война не даёт ответов. Она задаёт вопросы. Наше дело – получить ответы на поставленные вопросы. Для этого снимают фильмы и пишут книги.
Когда это сделано талантливо, как в названных мною фильмах, это может изменить что-то в нас, смотрящих. Может заставить нас думать. Возможно я ошибаюсь в своих мнениях, возможно передергиваю,  возможно не додумываю, но канва проложена. Продолжаем.