Неканонические формы сонета, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
Итак, в предыдущих статьях мы с вами выяснили, по каким твердым правилам пишется сонет вообще и, в частности, три его разновидности – итальянская, французская и английская. Канонический русский сонет пишут по принятым канонам сонета французского - abba abba ccd eed (или ccd ede). В русской поэзии стандартный размер сонета — пятистопный ямб, но допускаются и отклонения.

   Форма сонета – строгая. Однако «правильных» сонетов, подобных стихотворению Дмитриева, в русской и других европейских литературах значительно меньше, чем сонетов «неправильных». Из сказанного не следует, что большинство обращавшихся к сонету стихотворцев не были знакомы с перечисленными требованиями или не справились с трудной формой. Причина многочисленных отступлений от правил сонета в том, что каждый из поэтов был волен выбирать, каких именно норм следует придерживаться. Правила уточняли, каким должен быть идеальный сонет, они всего лишь обозначали эталон. А реальные отступления от них обеспечивали многообразие жанровых форм сонета, и в итоге сонет стал едва ли не самой популярной формой в европейской лирике последних веков.

    В наше время лексика сонета постепенно перестала быть возвышенной и изысканной, а тема – глубокой и философской. Поэты, все еще формально соблюдая правила рифмовки и ритма стали позволять себе писать шутливые сонеты на современном и далеко не возвышенном языке, с использованием таких сомнительных слов-новоделов, как «стишистой» и «архива-головная».

           Однажды дома я весь вечер просидел,
           От скуки книгу взял – и мне сонет открылся.
           Такие ж я стихи сам сделать захотел.
           Взял лист, марать его без милости пустился.

           Часов с полдюжины над приступом потел.
           Но приступ труден был – и, сколько я ни рылся
           В архиве головной, его там не нашел.
           С досады я кряхтел, стучал ногой, сердился.

           Я к Фебу сунулся с стишистою мольбой;
           Мне Феб тотчас пропел на лире золотой:
           «Сегодня я гостей к себе не принимаю».

           Досадно было мне – а все сонета нет.
           «Так, черт возьми, сонет!» – сказал и начинаю
           Трагедию писать; и написал – сонет.

                /И.И.Дмитриев. Сонет/

  Сонет Дмитриева – юмористический, хотя традиция связывает сонетную форму с выражением высоких переживаний. Автор данного сонета, известный поэт–сатирик, современник И.А.Крылова и Г.Р.Державина, справился с творческой задачей, не нарушив ни одного из основных правил классического сонета.

    Другое дело исторические видоизменения в структуре самого сонета. Поэт мог сознательно нарушать какое–то отдельное правило, но при этом соблюдать остальные условия сонетной формы, предписанные традицией. Периодические отступления от некоторых сложившихся правил привели к образованию отдельных исторических разновидностей сонета.

    1. Изменение метра

   Автор сонета мог отказаться от традиционного метра или размера. Русские поэты писали сонеты 5–стопным или 6–стопным ямбом. Но уже в конце 18 в. в русском сонете появился четырехстопный ямб, а в начале 19 в. - разностопный ямбом. Эта жанровую форму назвали хромой сонет.

    1.1. Разностопный или ХРОМОЙ СОНЕТ

Примером хромого сонета является  Д.В.Веневитинова, где чередуются строки 4–стопного и 6–стопного ямба:

          К тебе стремился я, страна очарований!
          Ты в блеске снилась мне, и ясный образ твой,
          В волшебные часы мечтаний,
          На крыльях радужных летал передо мной.

          Ты обещала мне отдать восторг целебный,
          Насытить жадный дух добычею веков,
          И стройный хор твоих певцов,
          Гремя гармонией волшебной,

          Мне издали манил с полуденных брегов.
          Здесь думал я поднять таинственный покров
          С чела таинственной природы,

          Узнать вблизи сокрытые черты
          И в океане красоты
          Забыть обман любви, забыть обман свободы.

  Здесь не только нарушена равностопность стихов, но  и правило синтаксической завершенности строф, по сути, данный текст вообще на смысловые строфы не делится.

    1.2.  Сонеты, написанные НЕ ЯМБОМ.

   В 19 веке  начали изредка появляться сонеты, написанные хореем (в стихотворении А.А.Дельвига «Что вдали блеснуло и дымится?..» – 5–стопный хорей). Позднее авторы русских сонетов обращались к 3–сложным размерам, чаще всего сохраняя 5–стопность стиха («Смерть Ермака» П.П.Ершова – 5–стопный амфибрахий, «Гигантша» К.Д.Бальмонта – 5–стопный анапест).

     Что вдали блеснуло и дымится?
     Что за гром раздался по заливу?
     Подо мной конь вздрогнул, поднял гриву,
     Звонко ржет, грызет узду, бодрится.

     Снова блеск... гром, грянув, долго длится,
     Отданный прибрежному отзыву...
     Зевс ли то, гремя, летит на ниву
     И она, роскошная, плодится?

     Нет, то флот. Вот выплыли ветрилы,
     Притекли громада за громадой;
     Наш орел над русскою армадой

     Распростер блистательные крилы
     И гласит: "С кем испытать мне силы?
     Кто дерзнет, и станет мне преградой?"

      /А.А.Дельвига «Что вдали блеснуло и дымится?..»/

   2. Изменение количества строк и строф

    2.1. СОНЕТ С КОДОЙ

  Новые разновидности сонета – это изменение количества строк и строф в стихотворении. Поэт мог добавить к произведению «хвост» в виде терцета или графически обособленной строки – и получался ХВОСТАТЫЙ СОНЕТ (или сонет с кодой).

     Не хищный зверь, не тварь и не творенье
     на чёрных кочках торфяных болот
     росянка расцветает каждый год
     и крови жаждет в тягостном томленьи.

     Её цветок - кроваво-красный рот -
     раскрыт в немом, немыслимом прозреньи.
     Росянка выжидает, жадно ждёт
     кровавой жертвы, жажды утоленья.

     Когда животное в усладе утомленья
     к её цветку напиться припадёт -
     росянка ждёт. Животное падёт,

     и пропадёт прекрасное творенье.
     И в сумерках тупых пищеваренья
     росянка сладострастный морщит рот...

     ... Любимая! С тобой - наоборот.

                / Константин К.Кузьминский «Росянка»/

   2.2. БЕЗГОЛОВЫЙ СОНЕТ

   Если строфы сонета уменьшались на одну (этой отсутствующей строфой был начальный, «головной» катрен), то возникала форма БЕЗГОЛОВОГО СОНЕТА («Заблуждение Купидона» и «Гроза шумит в морях с конца в конец…» М.Ю.Лермонтова).

    Гроза шумит в морях с конца в конец.
    Корабль летит по воле бурных вод,
    Один на нем спокоен лишь пловец,
    Чело печать глубоких дум несет,
    Угасший взор на тучи устремлен —
    Не ведают, ни кто, ни что здесь он!..

    Конечно, он живал между людей
    И знает жизнь от сердца своего;
    Крик ужаса, моленья, скрып снастей
    Не трогают молчания его.
    
                /М.Ю. Лермонтов , 1830/

   2.3. ПОЛУСОНЕТ

   Если на одну строфу уменьшалась каждая из двух асимметричных частей (т.е. исчезали один катрен и один терцет), стихотворение приобретало вид ПОЛОВИННОГО СОНЕТА (или ПОЛУСОНЕТА). Например, В.В.Набокову было удобно придать вид полусонета стихотворению «Большая Медведица», потому что в этом случае число стихов уравнивалось с числом звезд, которые входят в указанное автором созвездие:

    Был грозен волн полночный рёв…
    Семь девушек на взморье ждали
    невозвратившихся челнов
    и, руки заломив, рыдали.

    Семь звездочек в суровой мгле
    над рыбаками четко встали
    и указали путь к земле.

    Варианты видоизменений канонического сонета на этом не исчерпываются, но об этом – уже в следующей главе http://www.stihi.ru/2011/03/27/1648