Пейзажная лирика. 1. Ритмические сбои

Творческая Мастерская Алкоры
   Сегодня мы с вами будем учиться писать пейзажную лирику. Учиться практически, на примере совершенно конкретного стихотворения, которое я постараюсь разобрать так, как обычно это делаю, когда пишу отзыв. Впрочем, вру, - я пишу такие отзывы только тем, кто меня об этом просит, кто действительно хочет научиться ТЕХНИКЕ стихосложения. Технике, но не поэтическому мастерству – оно нисходит на нас свыше, и либо есть у человека, либо его нет.

   Итак, пейзажная лирика. А что такое – лирика? Лирика - это род литературного творчества, предмет отображения которого -  содержание внутренней жизни, собственное  «я» поэта. Речевая форма лирики – это внутренний монолог в стихах. Любое явление и событие жизни в лирике есть личное переживание автора, но, благодаря глубине его личности, это переживание имеет  общечеловеческое значение – лирические стихи должны задевать струны души других людей. 

  Определение «пейзажная» подразумевает, что личное переживание автора в данном случае идет через восприятие им пейзажа – природы, которую он пытается поэтическими способами описать, но не просто обозначить то, что он видит вокруг себя (даже если его описания и красивы!), а пронести через это свое ощущение, настроение, а еще лучше – мысль. Просто стихи вида  «на что смотрю, о том пою»,  которых великое множество на нашем сайте, даже и переполненные красивыми сравнениями, все равно  не становятся пейзажной лирикой.

   Наш сегодняшний «разбор полетов» мы будем проводить на примере стихотворения, которое требованиям пейзажной лирики отвечает: автор делится своими глубоко пережитыми эмоциональными впечатлениями о ночи, проведенной им в детстве на природе, и подводит  читателя к мысли о том, что Родина - одна на всех, и ее невозможно не любить. Стихи хороши своей искренностью, умением видеть окружающее и сопереживать природе, чистотой помыслов и чувств автора. Но, к сожалению, в техническом плане они очень несовершенны: стихи содержат в себе  почти все типичные ошибки начинающих. На ошибках – учатся, вот и мы будем учиться на ошибках данного автора

Я вспоминаю ночь из детства…
Однажды, оказался я с Природою наедине.
И где найти такие мне слова,
Про счастье, доброту и умиление.

И было далеко и до людей , и до машин…
И вроде, надо было испугаться,
Все далеко, всё непонятно, я один.
Но, кто-то подарил возможность удивляться.

С пушистым, мягким, тёплым ветром,
Ночь опускалась в тишину;
И темнота, как будто, извинялась,
И ветер дуба щекотал листву.

Костёр горел, так чисто и невинно грея,
Какой там страх, я упивался красотой!
Река плескалась , как и всё вокруг живая,
И великан раскинул ветви надо мной.

Вокруг всё живо говорило на, вдруг, понятном языке,
И так ,внутри, вся сущность выла,
От радости, что я вот здесь и всё понятно мне,
А раньше непонятно было.

На верх взлетали искры от костра
И незаметно превращались в звёзды.
Я от тепла сходил с ума,
Необъяснимо нежной бездны.

И, вдруг, так ярко полилась, не опишу.
Любя, как мать своё дитя,
Сквозь крону дуба, через сердце, в душу,
Как дань родным местам, та песня соловья!

Всю ночь летал я с ним, везде, где был он,
Я видел всё, что видели его глаза.
Ах, как переливался он , конечно был влюблён.
И с дуба падала, мне в память та роса.

Ту песню тихо напугал рассвет,
А дуб, такой огромный, так же тихо плакал.
И мне теперь покоя нет без этих мест,
Где б ни был я, каких бы женщин не ласкал.

Достав этюдник и мольберт, ведь ей не лень,
Спокойно и привычно солнце ожидая,
Природа краски, да и ноты поменяла,
Лишь для того, чтобы раскрасить новый день.

Пусть тихой поступью идут года,
Ту ночь я не забуду никогда,
И Родина с тем соловьём,
Напополам у нас одна.

   Начнем нашу работу над ошибками.

    1. Исправление ритма.

   Если прочесть эти стихи вслух, то даже, если вы ничего не знаете о стихотворных размерах, вы обязательно почувствуете дискомфорт – ритм постоянно меняется,  его «мелодия» то убыстряется на длинных строках, то спотыкается на коротких. Мастера поэзии умудряются писать таким «разностопным» способом, но делают это не случайно, а продумывая рисунок изменения ритма, добиваясь того,  чтоб он хорошо звучал, а стихи легко читались. Начинающему лучше всего начинать  с правильного ритма – упорядочить свои строки по стихотворному размеру (привести в порядок ритм). Для этого надо выбрать за образец самую благозвучную строфу где-нибудь поближе к началу и понять, как она устроена.

  Обозначим безударные слоги каждой строки как 0, а ударные, как 1:

Я вспоминаю ночь из детства…
00 01 01 01 0
Однажды, оказался я с Природою наедине.
01 00 01 01  01 00 00 01
И где найти такие мне слова,
01 01 01 01 01
Про счастье, доброту и умиление.
01 00 01 00 01 00

И было далеко и до людей, и до машин…
01 00 01 00 01 00 01
И вроде, надо было испугаться,
01 01 01 00 01 0
Все далеко, всё непонятно, я один.
00 01 00 01 01 01
Но, кто-то подарил возможность удивляться.
01 00 01 01 00 01 0

   Как видите, слоги всех строк первых двух строф разбились на пары, где первый слог безударный, а второй - ударный. Это несомненно ЯМБ. Между правильными парами 01 довольно много слогов полностью безударных - 00. Их наличие «ямбу не мешает» и допустимо, но, конечно, лучше подбирать слова в строках так, чтобы и эти безударные слоги стояли на одноименных местах – располагались по  определенному рисунку. Ну, хотя бы в большинстве случаев!
 
   Обязательно ли такое расписывание? Для кого как. Многие поэты имеют врожденный поэтический слух, им достаточно прочесть стихотворение вслух, и они услышат сбой ритма. Но если человек не слышит этого, сомневается или … не умеет ритмично читать стихи, ставя ПРАВИЛЬНЫЕ, грамотные ударения (а такое часто бывает!), то ему лучше проверить себя расписыванием ритма.

   Выпишем по первым двум строфам то, что у нас получилось

00 01 01 01 0
01 00 01 01  01 00 00 01
01 01 01 01 01
01 00 01 00 01 00

01 00 01 00 01 00 01
01 01 01 00 01 0
00 01 00 01 01 01
01 00 01 01 00 01 0

   Как видно, число пар (двухсложных стоп ямба) в каждой строке разное, причем, если бы эта разность числа стоп каким-то образом повторялось из строфы к строфе, то можно было бы считать это «новаторством» и личным мастерством (тогда бы и ритм звучал с оригинальной мелодией!), но здесь этого нет. Если расписать строки по всему стихотворению, то хаос «метра» станет еще заметнее: где-то встречается 8-и стопный ямб (2 строка 1 строфы), в основном, вперемешку друг с другом идут 5-и стопный и 6-и стопный ямб, а в последней строфе есть даже 4-х стопный:

Пусть тихой поступью идут года,
Ту ночь я не забуду никогда,
И Родина с тем соловьём,
Напополам у нас одна.

01 01 00 01 01
01 00 01 00 01
01 00 00 01
00 01 01 01

   Первое, что придется нам сделать с этим стихотворением, это привести его к пятистопному ямбу – самому популярному поэтическому размеру, каким обычно пишут сонеты. Это мы и сделаем с вами в итоге нашей работы, но перед этим оценим масштаб бедствия по другим типам ошибок стихосложения.

    Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/03/28/4464