Пейзажная лирика. 2. Ошибки рифм

Творческая Мастерская Алкоры
Из: http://www.stihi.ru/2011/03/27/2831

    Продолжим анализ ошибок нашего учебного примера (его начальный вариант дан в предыдущей статье). Выяснив, что ритм данного стихотворения  неправильный и нам придется его упорядочивать, все же не торопитесь сразу же начинать эту работу. Упорядочивать ритм – это значит менять текст, заменять какие-то слова, что-то добавлять или убирать. Прежде, чем это делать, проанализируем другой тип ошибок – рифмы.

  Напомню, что рифмы бывают  очень точные, а могут быть и слабыми. О рифмах можно много чего интересного порассказать, но пока только  коротко: точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная (слабая) рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.

   В данном стихотворении есть как точные, так и неточные рифмы, но, к сожалению, гораздо чаще  мы обнаруживаем там полное отсутствие рифм. Такие ляпы характерны не только для новичков: в спешке и на подъеме эмоций даже опытные поэты публикуют не проверенные до конца стихи, где в какой-то из строк рифма отсутствует.

    Пройдемся еще раз по тексту, не обращая сейчас никакого внимания на странности ритма и на неправильное употребление слов (об этом виде ошибок речь пойдет дальше).

   Судя по первой строфе автор задумал перекрестный тип рифмовки строк в строфах (1 строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-ой). Там, где я в скобках буду писать «нет рифмы» - нам обязательно придется вносить изменения в текст.

Я вспоминаю ночь из детства…
Однажды, оказался я с Природою наедине.
И где найти такие мне слова,
Про счастье, доброту и умиление.

детства- слова (нет рифмы! )
наединЕ-умилЕние (все бы ничего, если бы не разное ударение – нет рифмы!)

И было далеко и до людей, и до машин…
И вроде, надо было испугаться,
Все далеко, всё непонятно, я один.
Но, кто-то подарил возможность удивляться.

машин-один  (хорошо!)
испугаться-удивляться (нормально, глагольная рифма - не самая лучшая, но … сойдет)

С пушистым, мягким, тёплым ветром,
Ночь опускалась в тишину;
И темнота, как будто, извинялась,
И ветер дуба щекотал листву.

тишину –листву (неточная рифма, но… можно оставить)
ветром- извинялась (нет рифмы!)

Костёр горел, так чисто и невинно грея,
Какой там страх, я упивался красотой!
Река плескалась , как и всё вокруг живая,
И великан раскинул ветви надо мной.

красотой-мной ( нормально!)
грея-живая (нет рифмы!)

Вокруг всё живо говорило на, вдруг, понятном языке,
И так, внутри, вся сущность выла,
От радости, что я вот здесь и всё понятно мне,
А раньше непонятно было.

выло-было (хорошо)
языке-мне (нормально)

На верх взлетали искры от костра
И незаметно превращались в звёзды.
Я от тепла сходил с ума,
Необъяснимо нежной бездны.

костра-с ума (нормально)
звЁзды–бЕздны (несмотря на внешнюю похожесть слов, разно звучащие гласные Е и Ё, которые заставляют сказать – нет рифмы!)

И, вдруг, так ярко полилась, не опишу.
Любя, как мать своё дитя,
Сквозь крону дуба, через сердце, в душу,
Как дань родным местам, та песня соловья!

дитя-соловья (не блеск, но можно оставить)
опишУ-дУшу (при внешней похожести слов – разное ударение, нет рифмы!)

Всю ночь летал я с ним, везде, где был он,
Я видел всё, что видели его глаза.
Ах, как переливался он, конечно был влюблён.
И с дуба падала, мне в память та роса.

был он-влюблен (хорошо…. т.к. недостающий слог в 1 строке будет добавлен)
глаза-роса (хорошо)

Ту песню тихо напугал рассвет,
А дуб, такой огромный, так же тихо плакал.
И мне теперь покоя нет без этих мест,
Где б ни был я, каких бы женщин не ласкал.

рассвет-мест (несмотря на внешнюю схожесть, звучит по-разному. Слабая рифма)
плАкал-ласкАл (снова внешняя схожесть не спасает: из-за разности ударения нет рифмы!)

Достав этюдник и мольберт, ведь ей не лень,
Спокойно и привычно солнце ожидая,
Природа краски, да и ноты поменяла,
Лишь для того, чтобы раскрасить новый день.

Здесь автор изменил перекрестную рифмовку на охватную (1 строка рифмуется с 4-ой, 2-я с 3-ей). В принципе, греха в этом особого нет, хотя и смысловой или интонационной необходимости – тоже нет.

лень-день (хорошо)
ожидая-поменяла (нет рифмы)

Пусть тихой поступью идут года,
Ту ночь я не забуду никогда,
И Родина с тем соловьём,
Напополам у нас одна.

Если сохранить охватную рифмовку, то:
года-одна (хорошо)
никогда-соловьем (нет рифмы).

    Итак, мы сделали второй проход по нашему стихотворению с целью анализа  использованных рифм и нашли все места, где слова необходимо заменять ОБЯЗАТЕЛЬНО (там где нет рифмы), и те,  где можно оставить авторский вариант.

    Рифма не только должна быть точной (а вернее, СОЗВУЧНОЙ), но и – яркой, оригинальной, редкой, неожиданной, образной, точной ПО СМЫСЛУ. Но это все уже относится к другому уровню мастерства. Здесь мы с вами делаем только самую основную работу над ошибками – техническими ошибками.

   Подробная статья о разных типах рифм скоро появится на страницах нашего ЛИКБЕЗА. В следующий раз мы поговорим о лексике данного стихотворения и найдем  ошибки неправильного употребления слов и неверного построения фраз.
 
               Продолжение гл.3 см. http://www.stihi.ru/2011/03/29/3104