Пейзажная лирика. 4. Поэтический язык

Творческая Мастерская Алкоры
  Из: http://www.stihi.ru/2011/03/29/3104

   Наша длинная разборка не менее длинного стихотворения подошла к концу. Мы разобрали все (почти все!) типы ошибок, которые допустил автор при его написании, но и нашли несомненные достоинства его стихов:
- соответствие текста жанру «пейзажная лирика»,
- искренность чувств и свет души автора,
- достаточно хороший уровень культуры и владения русским языком (прозаическим, а не поэтическим).

   Поэтический язык, с одной стороны, не отличается от прозаического, потому что (вспомним материал предыдущей статьи): стихотворная речь (порядок слов в предложениях и их согласования) подчиняются тем же правилам, что и прозаическая речь: предложения должны быть понятны и точно передавать акценты смысла там, где это требуется с помощью изменения естественного порядка слов.

   С другой стороны, поэтический язык  разительно отличается от разговорного своей образностью. Если в обыденной прозе человек скучно отметит, что «взошло солнце и высушило росу, лежащую на траве», то поэт в своих стихах непременно вместо «солнце» употребит «алый огненный шар», вместо «росы» - «перлы», а про травяной покров луга так красиво и образно завернет, что у нас дух захватит и вдруг невыносимо захочется прямо туда – в рассветные дали!

    Если ваши стихи не имеют никаких образов, сравнений, метафор, неожиданных и нестандартных  взглядов на самые обычные предметы и явления, то это уже не стихи,  не пейзажная лирика, а сводка погоды или статья в учебнике природоведения, написанная в рифму. На нашем сайте множество стихов, особенно на гражданскую тематику, полностью состоящих из лозунгов, призывов и перечисления исторических фактов. От поэзии там есть только рифма, но она все равно не превращает прозу в поэзию. Про разные изобразительные средства поэтического языка немного позже в Ликбезе появится небольшая статья, а пока мы ограничимся только этими замечаниями.

     Вспомним наше исходное стихотворение:

Я вспоминаю ночь из детства…
Однажды, оказался я с Природою наедине.
И где найти такие мне слова,
Про счастье, доброту и умиление.

И было далеко и до людей, и до машин…
И вроде, надо было испугаться,
Все далеко, всё непонятно, я один.
Но, кто-то подарил возможность удивляться.

С пушистым, мягким, тёплым ветром,
Ночь опускалась в тишину;
И темнота, как будто, извинялась,
И ветер дуба щекотал листву.

Костёр горел, так чисто и невинно грея,
Какой там страх, я упивался красотой!
Река плескалась, как и всё вокруг, живая,
И великан раскинул ветви надо мной.

Вокруг всё живо говорило на, вдруг, понятном языке,
И так ,внутри, вся сущность выла,
От радости, что я вот здесь и всё понятно мне,
А раньше непонятно было.

На верх взлетали искры от костра
И незаметно превращались в звёзды.
Я от тепла сходил с ума,
Необъяснимо нежной бездны.

И, вдруг, так ярко полилась, не опишу.
Любя, как мать своё дитя,
Сквозь крону дуба, через сердце, в душу,
Как дань родным местам, та песня соловья!

Всю ночь летал я с ним, везде, где был он,
Я видел всё, что видели его глаза.
Ах, как переливался он, конечно, был влюблён.
И с дуба падала, мне в память та роса.

Ту песню тихо напугал рассвет,
А дуб, такой огромный, так же тихо плакал.
И мне теперь покоя нет без этих мест,
Где б ни был я, каких бы женщин не ласкал.

Достав этюдник и мольберт, ведь ей не лень,
Спокойно и привычно солнце ожидая,
Природа краски, да и ноты поменяла,
Лишь для того, чтобы раскрасить новый день.

Пусть тихой поступью идут года,
Ту ночь я не забуду никогда,
И Родина с тем соловьём,
Напополам у нас одна.

   Как написал один из моих читателей и соавторов в отзыве к первой статье о пейзажной лирике - «ты в начале говоришь, что стих "ХОРОШИЙ", но с ошибками. Не согласен. Стих безнадёжен. Он годится только для корзины. Нельзя на этом примере чему-то кого-то научить».

   А вот и нет! Можно научить! И не годится он для корзины, потому что у него, как и у его автора есть душа, но пока еще не хватает умения. А разве мы не были такими же – в самом-самом своем начале пути?

   Я, как сумела, попыталась исправить это стихотворение. И вот, что у меня в итоге получилось:

Спустилась ночь, в глубокой тишине
ни огонька, лишь в небе звезды блещут,
а мне пятнадцать – взрослая вполне,
(хотя, конечно, как смотреть на вещи!)

Не слышно шума, полная луна,
вокруг ни зги… и мне бы испугаться,
все призрачно и странно, я одна,
душа в тревоге начала метаться.

Невидимым, игривым ветерком
подкралась ночь к деревьям незаметно,
по листьям пробежалась шепотком,
прошелестели ясени ответно.

Зажгли костёр, нездешней красотой
он полыхал, созвездья искр взметая,
раскинул ветви ясень надо мной
текла река, как всё вокруг, живая,..

На ясном и понятном языке,
все сущее вокруг заговорило:
трава у ног, овраги вдалеке,
все, прежде незнакомое, ожило.

Как фейерверк, как праздничный салют,
из пламени выстреливали искры,
даря тепло, защиту и уют,
дрова трещали и сгорали быстро.

В меня вошла незримо благодать
сквозь крону дуба, через сердце, в душу.
Песнь соловья, как родина, как мать, -
той ночи странной память не разрушу…

Ночь завершилась, день достал мольберт
и пятна ярких красок бросил смело, -
умолк певец, окончился концерт,
а трель последним эхом отзвенела…

Назад дорога в судьбах не видна,
но навсегда во мне та ночь из детства,
как ширь земли, что у меня одна,
как памяти бесценное наследство...


     Мне кажется, теперь за это стихотворение никому не стыдно. И со своими собственными – ранними стихами, учтя и продумав все их изъяны, вы тоже можете проделать подобную работу над ошибками. Дать им новое  рождение и долгую достойную жизнь.