Полёт проходит на высоте

Ковалева Елена
Для кого - как, а для меня  2011 год начался с сюрпризов! Моя сестра и племянник сделали мне подарок ко Дню рождения – путешествие в Израиль. Я, как человек, воспитывавшийся в «стране развитого атеизма», а потому далёкая от религии, (все познания в ней заключены у меня в молитве «Отче наш» в весьма сокращённом варианте и выражениях «Господи, спаси» и «Боже, поможи»), сначала-то не очень и возрадовалась. Куда приятнее в марте (размышляла я) лежать на пляже даже самого захудалого отеля Турции, не говоря уже о Кипре, или Канарах…
Но – увы, дело сделано и 13 марта мы вылетаем из аэропорта Шереметьево:
«Полёт проходит на высоте 10 тысяч метров.
Температура за бортом минус 55…
Удачного полёта»!
А спустя  четыре с небольшим часа приземляемся в Тель-Авиве: Здравствуй, Земля Обетованная!
К вечеру, благополучно прибыв в Иерусалим, поселяемся в гостинице «Монтефиоре» -  уютная, комфортабельная, расположенная на маленькой пешеходной  (там есть такое понятие) улочке в центре города. Вечером, чтоб не терять зря времени, самостоятельно отправляемся на поиски Старого города. Темнеет рано, но жизнь кипит! Изредка нам «везёт» и мы слышим русскую речь. Тогда очередной участок нашего пути проходим быстрее, но, если везёт не очень, то на «ломаном» английском, да с помощью жестов нам тоже удаётся узнать… «правильное направление»! В результате, не прошло и полутора часов, как мы очутились у Храма Гроба Господня! (Для справки: можно было дойти туда за двадцать минут, но это мы узнали значительно позже и обратный наш пеший маршрут был так же долог)…
    У меня – «слабоверующей» даже мелькнула мысль – не зря ли я здесь?! Только мелькнула, потому что интересно - уже было! Когда видишь воочию то, о чём лишь мельком где-то, как-то слышал, или читал, то просто начинаешь впитывать в себя то, что прежде было для тебя сказкой… Вот так в свой первый израильский вечер мы просто созерцали мощь и красоту всего, что окружало нас. Паломников и туристов в Храме было не очень много и нам даже удалось войти в пещеру захоронения и Воскресения Господня, именно в ту, куда на Пасху сходит Благодатный Огонь!
   День второй – ранний подъем, обильный (а как же иначе, всё оплачено!?) завтрак в ресторане отеля и самостоятельная экскурсия по новому Иерусалиму. Наш водитель-гид Борис переехал сюда в начале девяностых с родителями и ста долларами в кармане - на троих… Рассказ о городе перемежался историями из его собственной жизни и тем самым был ещё более интересен. Мы увидели город во всём его белокаменном великолепии! Лучи утреннего солнца играли на плитах стен домов и  заборов, изменяя палитру цвета от молочно-белого до нежно-бежевого, или розоватого…  Казалось, что город не отражает солнечный свет, а сам его излучает!  Здесь нет ни одного здания, построенного не из белого известняка. Эта традиция не нарушалась ни разу за все века существования Иерусалима. Прекрасна столица и в лучах утреннего солнца, и в закатных бликах уходящего дня!
   Мы посетили Горненский монастырь, находящийся на территории огромной городской больницы. Два Храма на территории монастыря не работали, но настоятельница открыла их для нас. Этот монастырь основан для русских паломников, так что общались с нами на родном языке.
   За пол дня мы набрались впечатлений и, пообедав, отправились в следующую экскурсию – нас ждал Вифлеем, и сразу оттуда переезд в Натанию, на побережье Средиземного моря. Вифлеем, как город, не так впечатлил, как Иерусалим, не чувствовалось того лоска, но «колыбель Господня» - «Храм Рождества Христова» поразил и удивил, как своим размером, так и богатым убранством! Мы прикоснулись к Вифлеемской Звезде, мы видели ясли, где родился Он… Мы были сопричастны!
Поздно вечером мы заселились в прекрасный отель «Резидентс Бич» -Средиземное море шумело под нашим балконом. Прекрасно оборудованные, освещённые пляжи манили…но мы не сдавались! Хотелось просто выспаться под ласковый плеск волн, но ужин – это святое! Вы ж помните, я уже говорила, что «всё включено»?!
   Утро третьего дня – раннее утро. Выезд на экскурсию назначен на семь. Значит, завтрак ещё раньше. Успеваем! Смешно, но из Натании мы едем на экскурсию в… Иерусалим! Старый город предстаёт перед нами во всей своей утренне-дневной красе! Теперь мы не только созерцаем, но и слушаем увлекательный рассказ гида… Пытаюсь делать пометки в записной книжке, но не всегда есть возможность просто достать её из сумки – руки заняты то свечками, то иконками, которые просто надо купить именно здесь! Так что достоверного подробного рассказа с упоминанием имён, дат, событий – от меня не ждите! Только обобщённые сведения, только восторженные личные впечатления! Нет, можно, конечно, найти в интернете, или «слизать» с книжечки-путеводителя все названия семи гор, на которых стоит Иерусалим, я-то помню Масличную, Храмовую, Сионскую и Преображения, но, думаю, что не так уж важно перечислить всё, что увидел, важнее – увидеть всё это! Побывали мы и у Стены Плача… Тем более, что я привезла целый пакетик записок своих друзей, чтобы оставить именно там… И Храм Гроба Господня увидели уже при дневном свете – во всей его красе. Хочу сказать, что приезжего народу там – не знаю даже, с чем сравнить… Вот тут-то мы и порадовались, что в первый свой вечер смогли побывать в пещере, потому что во время экскурсии это оказалось недоступно нам, очередь, как раньше бывала у нас в Мавзолей!
   Экскурсия продолжалась весь день. Мы шли по узким белым улочкам – по мостовой из белого камня, отполированного за много веков до блеска… И представляли, что по этим мостовым, по этим ступеням за много веков до нас каждый день ходил Иисус со своими учениками… Эти стены слышали Его голос… Эти окна отражали Его лицо… Мы шли не по улицам – мы шли по истории! Истории мира, истории веры! Хотелось наклониться и прикоснуться рукой к этому светлому, тёплому, чистому камню…
   Вернулись в отель поздно вечером. Ужин в ресторане (забыла сказать, что вся пища кошерная)! Хотя, дай нам не кошерную – мы бы и не поняли… Но готовят там отменно – очень вкусно, а порции такие, что у нас разделили бы на четверых. Итак – ужин и отбой! Окунуть пятку в Средиземное море, до которого где-то метров сто – не осилили…
   День четвёртый – мы едем в Галилею. Экскурсия по Галилеи очень интересная, познавательная. Посещаем все памятные места, связанные с детством и отрочеством Иисуса.  Посещаем Храм Иосифа и раскопки жилища, в котором проживала Мария. Заходим в часовню, выстроенную на месте Тайной Вечери, Храм Благовещения. Сказать, что всё так красиво, что дух захватывает – это ничего не сказать! Все слова приходят на ум только в превосходной степени. Мы видели гору Армагеддон, с которой Он вещал свои проповеди ученикам. Мы ехали по Великому Пути Христианства. Видели место, где пересекаются четыре древних дороги – Великий Шёлковый Путь, Великий Морской Путь, Дорога Христианства и Дорога Благовоний. Проезжали отрезок пути от Назарета до Галилеи, по которому в тридцать лет Иисус отправился проповедовать христианское учение. Ощущения не поддаются описанию – что-то возвышенное и светлое появляется в душе… Венец всему – погружение в реку Иордан! Паломники в длинных белых рубашках на голое тело идут вереницей, а на берегу звучит молитва, в исполнении хора, не менее пятидесяти человек под руководством православного священника. Зрелище, конечно, очень впечатляющее!
   День пятый - Отбываем в тёплые края! Нас ждёт Эйлат, но сначала Мёртвое море! Переезд  занимает много времени, но вот уже мы в цветущем оазисе, иначе и не назвать! Нам дали три часа на отдых, шопинг и обед. Первые два отдаём морю! Сказочные ощущения – голубизна притягивает и не хочет отпускать, да ты и сам не хочешь выходить из неё… если бы не чувство долга! Сталкиваешься с тем, что вытереть руки просто невозможно, как будто они смазаны чем-то вроде глицерина, или масла оливкового, но совершенно без запаха, а вот про вкус сказать надо – его не рекомендуют узнавать! Соли в процентном соотношении составляют 33%, это в десять раз больше, чем в нашем родном Чёрном море! Так вот, постояв на берегу минут десять, ты становишься «снежным человеком», соль высыхает и образует белый налёт, который легко стирается. Но, всё же появляется желание пройти в душ и смыть всё пресной водой, что мы и не преминули сделать. Так что посещение Мёртвого моря – только положительные эмоции, особенно, когда после Российской зимы у тебя появляется возможность при 30-ти градусной жаре окунуться в эту приятную тёплую жидкость, которая держит тебя на своей глади, как родную… Вот какое ты, Мёртвое море...
   Дальше наш путь лежит в Эйлат. Самая южная точка страны, город на побережье Красного моря. Несколько часов пути по хорошей асфальтной дороге, а вокруг пески и барханы. Изредка (впрочем, не так уж и редко), невдалеке от дороги возникают оазисы – пальмовые рощи. Пальмы финиковые, банановые… впрочем, различить их я так и не смогла, кажется, что все они одинаковые.
   Эйлат – город курорт. Здесь я не увидела ни одной мечети, ни одной церкви и поняла, что отдых начался! Можно ничего не записывать и не запоминать, а просто отдыхать и наслаждаться жизнью! К тому же в Эйлате у нас была назначена встреча с друзьями, проживающими там. Лариса  Краковская и её муж Михаэль – замечательные люди, талантливые поэты.  Мы были вместе все три дня, встречаясь часов в одиннадцать и расставаясь вечером. Друзья устроили нам экскурсию по городу на собственном автомобиле, свозили на границу с Египтом (в двух км. от нашего отеля). Отель «Прима Мьюзик» находится на самой южной окраине города. Мы посетили «Аквариум», кинотеатр 4-Д предоставил нам полное ощущение морского путешествия, спускались в «батискафе» на глубину 10 метров и наблюдали за обитателями подводного мира… Так что, сказка продолжалась все  дни!
   Ещё хочу сказать, что все номера в отелях, автобусы, автомобили оснащены ж/к телевизорами и кондиционерами, так что, несмотря на жаркую погоду, никакого дискомфорта мы не испытывали. Жаль лишь одного – восемь дней пролетели так быстро, что отдых не успел нам надоесть…
И вот мы уже в самолёте…
«Полёт проходит на высоте 10 тысяч метров.
Температура за бортом минус 55…