Церковные сутки

Катерина Радченко
Все привыкли отсчитывать сутки от полуночи до полуночи, но верующим людям, наверняка, неоднократно доводилось слышать о том, что церковные сутки начинаются с вечера. Давайте попробуем разобраться, с чем это связано и как нам быть.
В период Ветхого и Нового Завета не существовало единого календаря. Поэтому изучение календаря библейской эпохи требует немалых усилий специалистов разных областей и стало предметом особой науки. Уточнение хронологии священной истории тесно связано со способами времяисчисления, принятыми у древних пророков.
Суточное времяисчисление в Иудее начиналось с вечера (ср. Быт 1:5), что, по одной из версий, было связано с древнейшим кочевым и пастушеским образом жизни. Само слово "сутки" в Библии не встречается, за исключением единственного выражения у апостола Павла. Продолжительность часа не имела такой точности, как в нашем времяисчислении. Час считался 1/12 частью фактической длительности дня или ночи в соответствии с восходом и заходом солнца, т. е. зависел от широты и времени года. Когда был установлен 12-часовой день, неизвестно. Во всяком случае, он был принят не позже еванг. эпохи (ср. Ин 11:9).
Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом.
Действительно, церковный день начинается с вечера, примерно с 17 - 18 часов. Первая служба суточного круга – вечерня. Согласно версии церковнослужителей, такой порядок восходит к древним библейским временам. У евреев день начинался с появления на небе третьей звезды и продолжался от захода солнца до его захода в следующий день: это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу (Лев.23:32). Такой способ отсчета суток связан с повествованием в книге Бытия о днях творения: И был вечер, и было утро: день один (Быт.1:5). Следовательно, ночные часы предшествовали дневным. Греческое слово "нюхтэмерон" переводится "ночь-день", т.е. сутки.
В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения. Вне богослужения (например, начало и окончание постного дня) Церковь использует греческий способ исчисления суток – с полуночи до полуночи. Объяснение этому достаточно простое: если бы пост в отношении пищи соответствовал церковному богослужению, то не было бы ни одного целиком постного дня. Получалось бы так, что в пятницу до 17:00 мясного и молочного есть нельзя, а после 17:00 - можно. В четверг наоборот, можно до 17:00 есть мясо, после 17:00 - нельзя. Таким образом, получилось совершенноо отчетливо, что постных дней нет вообще. Отсюда церковью и установлено исполнение пищевых постов по астрономическим суткам, т.е. -не вкушаем скоромной пищи среду и пятницу с 24 до 24 (в среду иуда предал Христа, в пятницу Христос был распят) и в остальные постные дни, которые предусматривают церковные традиции.
Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что существует также мнение о том, что можно придерживаться поста и с вечера до вечера, но строго соблюдать время и все правила. Но в вопросах поста надо помнить не столько о времени, сколько о том, что в это время важнее всего молитва и покаяние.
 


Ссылки на источники:
http://azbyka.ru/dictionary/17/sutki_tserkovnye.shtml
http://slovari.yandex.ru/библиологический словарь
http://www.pravoslavie.ru/answers/7001.htm
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=74818