Наброски к презентации на сорок минут.
Влияние Востока:
- Дзэн – единение с природой. / фото - вверху /
- Югэн – ускользающая прелесть.
Застольные песни - это важнейшее средство укрепления дружественности среди близких друг другу людей.
Когда привычный образ жизни, свои песни, типа «Шумел камыш», приелись, возникает интерес к другим странам, другим культурам. Вспомните тягу незабвенного Остапа Бендера к Бразилии, к Рио де Жанейро, где все ходят в белых штанах.
Что-то аналогичное в интересе Виктора Берковского к далёкой Амазонке:
На далёкой Амазонке не бывал я никогда
Никогда туда не ходят иностранные суда.
Только "Дон" и "Магдалина" - быстроходные суда,
Только "Дон" и "Магдалина" ходят по морю туда.
Припев:
Из Ливерпульской гавани всегда по четвергам
Суда выходят в плаванье к далёким берегам.
Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию
И я хочу в Бразилию, к далёким берегам.
Только "Дон" и "Магдалина", только Д. и М-на ,
только Д. и М-на - ходят по морю туда.
Никогда вы не найдете в наших северных лесах
Длиннохвостных ягуаров, броненосных черепах.
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей
Увижу ли Бразилию, Увижу ли Бразилию
Увижу ли Бразилию до старости моей.
Припев:
Интерес к другим странам и культурам возникает иногда и чисто по житейским причинам. Скажем, надо сочинить для дочери-школьницы какую-то непонятную хокку или хайку на манер японского классика Мацуо Басё:
На голой ветке /5 слогов/
Ворон сидит одиноко. /7/
Осенний вечер /5/
Отсюда выход на Я П О Н И Ю. Пришлось сочинять:
Глянь, медвежий след /5/
У моей палатки. /6/
Конец мой близок. /5/
Глянь, медвежий след /5/
У моего жилища. /7/
Молюсь я на ночь. /5/
Задача хокку (хайку):
а) не рассказать, а только намекнуть, т.е. сказать как можно меньше
б) дать только деталь, стимулирующую полное развертывание темы, образа, мысли, сцены – в воображении читателя.
в) максимально раскрепостить воображение читателя.
Обратимся ещё раз к М.Басё:
Перед вишней в цвету
Померкла в облачной дымке
Пристыженная луна.
И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьёт торопливо
С хризантемы росу.
Ива склонилась и спит,
И кажется мне, соловей на ветке —
Это её душа.
Есть ли у нас в России что-то подобное? Меткие зарисовки жизни природы, человеческих отношений ? Пожалуй, есть … Барды …
А.Городницкий. Брусника.
Ты мне письмо прислать рискни-ка
Хоть это всё, конечно зря
Над поздней ягодой брусникой
Горит холодная заря.
Опять река несёт туманы
Опять в тепло уходит зверь
Ах, наши прошлые обманы
Вы стали правдою теперь.
Меня ты век любить смогла бы
И мне бы век любить ещё
Но держит осень красной лапой
Меня за мокрое плечо.
И под гусиным долгим криком
Листвою ржавою соря
Над поздней ягодой брусникой
Горит холодная заря.
Живопись, поэзия, …, создание икебаны, чайная церемония – это всё одно и то же. Постижение Божественного, с точки зрения дзэн-буддизма.
Художник,(добавим - поэт), согласно доктрине Дзэн, прежде, чем сделать первый штрих кистью, вводит себя в состояние единения с Природой (состояние Просветления). Порывы ветра бьют его в грудь, раскрывающиеся бутоны цветов трогают его сердце.
Если стебель бамбука наклоняется под силой ветра, ветка дерева гнётся под весом снега, а травинка сгибается под тяжестью росы, то всё это должно пройти через сердце художника (поэта)...
И, конечно, созерцание цветущей сакуры нас немного приблизит к «травинке, что сгибается под тяжестью росы»:
http://www.stihi.ru/2011/03/13/5641
Созерцание цветущей сакуры напоминает нам о таком понятии японской культуры, как югэн, - исчезающая прелесть. Не правда ли, просто током поражает исключительная точность и пронзительная грусть этого определения. И применительно – к цветению сакуры. И - применительно к человеческим чувствам, которые, увы, как и сакура, через определённое время отцветают.
В некоторых песенных текстах А.Иващенко - Г.Васильева (Иваси) элементы единения с Природой и этого самого югэн, исчезающей прелести, - явственно чувствуются:
То рыдает, то хохочет, то на кухню к нам тайком
Просочиться ветер хочет, притворяясь сквозняком.
Снег упал на всю округу, за окном темным-темно,
Мы не глядя друг на друга, пьем шипучее вино.
А вина-то - кот наплакал, а цена-то - дорога,
Наши вечные заплаты, наши дикие бега,
Наши дети, наша ругань, это было так давно,
Мы не глядя друг на друга, пьем шипучее вино.
О взаимных наших болях рассуждаем мы шутя,
А во мраке что-то воет, что-то плачет, как дитя,
То ли время, то ли вьюга, впрочем, это - все равно,
Ведь со мной моя подруга, и шипучее вино.
То рыдает, то хохочет, то на кухню к нам тайком
Просочиться ветер хочет, притворяясь сквозняком.
Снег упал на всю округу, за окном темным-темно,
Мы не глядя друг на друга, пьем шипучее вино.
Так получилось, что в своё время дочь семиклассница принесла пару листочков с тем, что сочинили её одноклассники, когда получили задание сочинить нечто а-ля японская лирика. Вот - лучшее из того, что сочинили школьники Новосибирской школы:
Её волной высокомерья захлестнуло.
Она красива
Но душа её уснула.
Созданный детской душой
Цветок белоснежный лилия
Символ невинности светлый и нежный.
Вот так дети, однако. Недурно и где-то даже кое-что приводит в восторг. Вспомнился ещё один стих японского сочинителя:
Украдкой встречаюсь с любимой.
В зарослях Южной долины.
Когда же болтун-попугай
Перестанет на каждом шагу.
Выдавать мои тайны.
Просто восторг, а не лирика!
Ну, и под занавес совсем не хокку, а просто талантливая зарисовка Новосибирского автора - О.Дубровиной:
Средь шумного бала
Раскрашенных осенью листьев
Я тихо уйду
Под аплодисменты дождя.
Помимо тонкости, изящества есть особая прелесть в песнях простых, компанейских. Из тех, что пели среди библиотечной публики – это Окуджавская «Нужна одна Победа»:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною - дым.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим! и т.д.
Именно этой песней мы кончали выступление ГЛАНСА (гитарно-литературная артель "Нескучный Сад") в тему: "Пакет бардовских песен. Влияние Востока". Так сказать, на контрасте с японскими ДЗЭН и ЮГЭН.