Прекрасные дары Флоры

Каширина Ирина Александровна
Эта книга- попытка осветить жизнь растений изнутри.
Здесь использованы (отчасти) духовно-научные труды голландского биолога Фритца Х. Юлиуса («Метаморфоз») и немецкого биолога и педагога Г. Громана
(«Жизнь растений»).

Что такое хорошее стихотворение?
Восторг узнавания: «Боже мой, я же тоже это видел, обонял, осязал, но решил, что по-мерещилось, не придал значения, забыл!..»
Стихотворения о природе. Что может быть скучнее: «Берёзы- слёзы, клён-склон»?! Утренник в детском саду. И какой же смелостью нужно обладать, чтобы в рифму писать о растениях?!
Какой же вдохновенной убедительностью, чтобы тебя слушали и читали?!
Думаю, что Ирина Александровна Каширина обладает и смелостью и убедительностью.
Слушал. Читал.
Чего и вам желаю.
16 октября 2003 г.
Михаил Диев,
Поэт, автор и ведущий передачи
«Литературный Палисадник»
на «Радио России».


                КАК  СОЗДАВАЛАСЬ  ЭТА  КНИЖКА
 
  Я раньше была дачницей, выращивала разные фрукты и ягоды и некоторые цветы, с растениями я общалась через собственные руки, я их сажала, удобряла, рыхлила, поливала, а некоторых – наоборот, выдергивала из земли – крапиву, например, сныть, жабник и всякую мелкую травку – потому что это - сорняки, они мешают жить культурным растениям.
И вот, на старости лет, довелось мне общаться с ними – с друзьями и врагами – совсем иначе: душевно общаться.
А случилось это так.
    Однажды - это было 6 июня 2000 года, в день рождения А.С. Пушкина – я ехала в поезде по Ярославской дороге к станции Радонеж (где была дача) и как раз подъезжала к станции Пушкино, и как раз думала об Александре Сергеевиче и о его детском стишке о розе, написанном в лицее по заданию учителя словесности. Вы все его знаете:
«Где наша роза, друзья мои?
Увяла роза, дитя зари…
Не говори: так вянет младость!
Не говори: вот жизни радость!
Цветку скажи: прости, жалею!
И на лилию нам укажи».
    И вдруг я подумала, что это ведь не о розе, которой там собственно нет, потому что она увяла, и что хорошо бы сочинить стих о самой розе, о ее чувствах – если можно так выразиться…
    Я уставилась в окошко… и через 10 минут родились 8 строчек:

«В темный пурпур я сердце сокрыла,
Благородные чувства храня.
Я исполнена тайною силой,
А шипы защищают меня.

Холодею я осенью стылой;
Без любви не прожить мне и дня…
Где ж мой друг, мой соловушка милый?
Где тот принц, что полюбит меня?»

   И как раз подъехали к станции Пушкино.
   Розе, видимо, мой стишок понравился, она позвала своих друзей – ромашку, колокольчика, а они попросили, чтобы я и их нарисовала. Я послушалась и нарисовала – еще в поезде. А когда приехала на дачу – явился нахальный жабник и могучий девясил и бессмертная крапива – и тоже потребовали моего внимания. Известие о стихах быстро облетело весь сад; все цветы, росшие там, меня окружили, зашумели листьями, закачали головками – все хотели быть увековеченными в слове.
   Я оказалась в центре хаоса и несколько даже растерялась.
Но потом взяла себя в руки и стала устанавливать порядок: выстроила их в очередь, написала всем на листочках порядковые номера и – взялась за дело!
   Почти на целый год я оказалась в плену; послужила им, как могла, а когда последний цветочек получил свое слово, явились деревья и тоже попросили – сказать о них что-нибудь доброе, и я взялась за них.
   Прошли еще 3 месяца – и труд мой был окончен и вышла в мир тоненькая зелёная книжечка – «Прекрасные дары Флоры».
   Она людям понравилась и быстро разлетелась по Москве, и тогда я решила, что надо напечатать еще сколько-нибудь экземпляров, и обратилась за помощью к одной хорошей женщине-издателю, а та, прочитав мою книжку, сказала: «хорошо, да мало, надо добавить».
   Заказ – великое дело! И вот – я снова в упряжке – с мая по октябрь 2003 года. Почти каждый день, к вечеру я выхожу на свой балкон на Тимирязевской улице, сажусь на старый сундук, подложив под спину сенную подушечку,  и, провожая за лес уходящее солнышко и отрешившись от всего окружающего, стараюсь соединиться душою с этим загадочным и пре-красным существом – Растением. А жизнь его, конечно, в корне отлична от человеческой жизни, но иногда способ произрастания растений бывает очень похож на образ жизни человека.  Для этого есть глубокие причины. (Кто хочет в этом глубже разобраться, тот пусть найдет и прочитает книги: «Метаморфоз» Ф.Х. Юлиуса, и «Жизнь растений», Г. Громана).
   Так родилась вторая часть этой книги.
К своим внешним впечатлениям от растения я иногда добавляла немного истории и географии – думаю, это поможет лучше понять их – наших братьев меньших.
Я много прочитала интересного о них и все-таки не могу ответить на многие вопросы; например – зачем фиалке удивительной нужны цветки, не дающие семян? Или – почему росянка стала питаться насекомыми? Или: зачем ковылю нужны такие длинные «перышки», которые, как морские волны, перекатываются по степи?
   Может быть, мои читатели задумаются над этими и другими очень важными вопросами; а может быть, даже и найдут ответы? Это было бы замечательно!
   Я желаю им удачи на этом пути, а также – здоровья и милых, любовных, дружеских отношений  с прекрасным окружающим нас миром Живой природы!   
И. Каширина