ИЭ для Чайников 13. Стихирский моветон

Алкора
   Из  http://www.stihi.ru/2011/03/21/3329

    Ура, дорогие мои Чайники, сегодня в моем лексиконе появилось новое слово – моветон! Я его нашла в стихах некоторых авторов на Стихире (чего только не употребишь в поисках свежей рифмы!) и сразу же полезла в поисковик, чтобы узнать, что же это за зверь такой – моветон?

   Моветон (франц. mauvais ton), в дворянско-буржуазной среде — манеры, поступки, не принятые в хорошем обществе; дурной тон, невоспитанность.

  Мы тут все, далеко не дворяне, и манеры наши не блещут изысканностью, но …тут в моей беспокойной голове родилась идея написать статью о нашем вполне конкретном - Стихирском моветоне. Я сразу же вспомнила все, что накипело, что давно во мне просилось наружу! Вспомнить-то вспомнила, да долго не решалась осуществить это намерение на деле. Стыдно как-то, неловко… Судить других – дело нехорошее, да и как судить, если сама я этот самый моветон тоже допускаю? Не постоянно, конечно, но случаи разные и были, и бывают.

  В итоге, я все-таки, решила эту тему поднять. Потому что, если с всем, что есть на нашей Стихире, смириться, то ничего на ней в лучшую сторону не изменится, все так и пойдет по накатанной. А к себе  внимательнее стану: раз поставила вопрос – придется соответствовать!

 Опишу наш типичный - стихирский - моветон по пунктам. И первый из них-

1. Визиты  с черного хода

Представьте себе, что вы беседуете где-нибудь на улице с другом, и тут к вам подходит совершенно незнакомый вам человек, слушает ваш разговор и непринужденно в него вклинивается – с вопросами, с предложениями или с критикой. Представили себе? Вам это не покажется странным?

  На Стихире сплошь и рядом любители высказаться заходят в чужие диалоги с «черного входа», «огородами» и оставляют свое мнение в окне замечаний. Им  трудно  это же самое мнение в окне «рецензия» написать? Они что - за свою потраченную рецку наличными платят?? Между прочим, каждая полученная рецензия дает баллы тому, кто ее получил, но при этом  ничего не отнимает у написавшего! Откуда у людей такое жмотство? Не говоря уже о бесцеремонности: хочешь пообщаться с автором – напиши ему отзыв, и если этого недостаточно, то  уже потом, ниже, в «замечаниях» беседуй с ним сколько угодно!

  Одно дело, если вы (иногда, очень редко) вклиниваетесь через окно «замечаний»  в беседу двух ВАШИХ ОЧЕНЬ БЛИЗКИХ друзей по сайту, и совсем невежливо - бесцеремонно приходить в окно замечаний со своими мнениями ко всем подряд. Это –моветон!

  2. Ссылка взамен отзыва или вместе с отзывом
 
  Вы любите распространителей рекламы? Тех, что звонят вам на городской телефон с предложением своих услуг? Входят в ваш дом или в офис со своими товарами? Бросают рекламные предложения в ваш почтовый ящик?

  Я их не люблю. Вернее, я сожалею, что им приходится таким образом зарабатывать деньги, может быть, сами они – отличные люди, но вот продукт их труда я не люблю. Не нравится мне, когда мне рекламируют то, о чем я не спрашиваю. А на Стихире мне не раз случалось видеть и даже получать отзыв о своем стихотворении в виде одной  только ссылки – на стихи написавшегго. Мол, «я тебе количество  отзывов пополнил, и  ты мне отработай – вот здесь!». Не вежливо? Более чем. Иногда (и это уже хорошо), все же сначала твои стихи похвалят или поругают, а потом все равно свою ссылку оставят, иногда с пояснением : «Надо же, и я на эту же тему стихи написал, - ну-ка, оцени!!!». Типичный моветон, по-моему.

  Если вы хотите автора к себе пригласить, чтобы о чем-то посоветоваться с ним по своим стихам, то напишите вашу просьбу вместе с  ссылкой на стихи, в которых есть сомнение, НИЖЕ– в окне замечаний ПОД СВОЕЙ РЕЦЕНЗИЕЙ. Но только, если вы хотите посоветоваться, узнать мнение, а не просто похвалиться и получить рецензию на именно ЭТО ваше стихотворение! 

   3. Экспромт вместо отзыва

   Встречается на СТИХИРЕ сплошь и рядом. Вы написали стихи, опубликовали их, вы хотите узнать, какое впечатление они производят, и если ли в них «ляпы». Вместо ожидаемого отзыва вы видите чужие стихи, причем, написанные в вашем (выстраданном вами ) размере, с вашей интонацией, иногда с вашими цитатами – но в своем понимании темы, иногда - очень странном, диком, извращенном  понимании... Приятно это вам? Не очень. А ваш рецензент (если вы его об этом спросите) непременно вам ответит: « вы меня вдохновили своим творчеством – вот я и  написал, у меня душа поет!!!). Моветон, господа! 

   Даже, если у вас поет душа, то начните ваш отзыв с конструктивной оценки стихотворения – от каких именно строк у вас запела душа, чем понравились данные стихи. И уже только НИЖЕ, в окне замечаний ПОД ВАШЕЙ РЕЦЕНЗИЕЙ изливайте вашу душу. И желательно – в своем стиле, а не повторяя интонации, фразы и стиля автора. Это – его находки, а не ваши. Да и экспромт  ваш по его содержанию должен хоть как-то объяснять свое появление, а не просто быть стихом- саморекламой автора, написавшего его.  Кстати, качество подобных экспов для отзывов часто настолько низко (из-за поспешности их написания), что они скорее антирекламой могут вам послужить – задумайтесь об этом!

  4. Автор-лиана

  Знаю на нашем сайте несколько поэтов, чье творчество либо целиком, либо процентов на 80 состоит из публикации стихотворных отзывов на чужие стихи. Нет у человека своих тем, нет желания их искать, создавать новые строфы, неожиданные и красивые мелодии стиха, иметь и описывать стихами  свои оригинальные мысли. Ему  гораздо проще читать чужие стихи и их насмешливо, шаловливо или еще как-то продолжать, а потом эти свои «шалости» публиковать, пусть даже и указывая ссылку на вдохновителя.  Такой поэт-перекличник не стоит на собственных ногах, он постоянно нуждается в чьей-то подпорке, во вдохновителе. Причем, вовсе не в том, кто рождает у него высокие (личные чувства), а в том, кто того не ведая,  случайно дарит  ему свою тему или структуру строфы, или интересную рифмовку.

   Не хочу сказать, что вступать в поэтические переклички  нельзя никогда – с близким друзьми и по взаимному согласию можно писать стихи–диалоги: это обогащает, дает стимул к новому творчеству, но … надо уметь вовремя остановиться. А уж писать свои стихи-отклики на всех, кто вам понравился, кто вам на то права не давал (даже, если он вежлив и тактичен, отчего ничего плохого вам в итоге не высказал!). Такое ваше поведение -  моветон. Поэт должен собственной  душой писать, а не виться лианой вокруг души других авторов.

  5. Пустой отзыв

   Таких на нашем сайте подавляющее большинство. Ваше стихотворение  прочли и, походя, бросили в отзыве что-то типа:  «и в наших краях тоже еще снег не сошел!» или:  «была в вашем городе в … году, очень замечательные у вас края!» ,или (из  отзыва к «гражданской лирике»): «он - гнида! - история ему ничего не простит, как бы не пиарили его профи и такие наивняки, как вы!!!». 

   Скажите мне, пожалуйста, какое отношение эти замечания имеют к стихам автора? Да ни малейшего. В последнем примере, есть только отклик на избранную тему (выраженный грубо!), но, если вы с точкой зрения  автора не согласны, то либо не пишите ему отзыва, либо высказывайтесь ниже – ПОД ВАШЕЙ РЕЦЕНЗИЕЙ О СТИХАХ, и при этом – вежливо! Гражданская лирика – это не тема для политических обсуждений,  место последним – на форумах  сайтов социальной сети, а не СТИХИ.РУ.

   Любой ваш отзыв ВСЕГДА должен содержать вашу конкретную оценку – что понравилось, что нет. Вместо общих слов ни о чем (если вы сами не профессионал) достаточно хотя бы  указать строчку, которая вас «зацепила». Иначе – отзыв пустой.

  Мнение «как я могу писать вам отзыв : кто вы, а кто я?» - абсолютно нелепо. Стихи либо нравятся, либо нет, и если стихи вам понравились, то написать об этом  может любой человек – просто, безыскусно, искренне. Так же, как и отметить, что в стихах не понравилось. Тогда и к вашим стихам будут относиться так же честно, и начнут охотно откликаться на ваши публикации.

  6. Бравирование безграмотностью

  То, что уровень нашей общей грамотности резко упал, это очевидно. Плохо учившийся в школе человек может быть талантливым и стать хорошим поэтом, но это вовсе не означает, что он должен оставлять свое знание письменной речи всегда на том же низком уровне. Для начала можно воспользоваться перед публикацией набором  нового стихотворения на Редакторе – он подскажет вам все сомнительные места подчеркиванием. Постепенно (если у вас есть желание) даже так можно стать грамотным. Грамотная запись – это  знак уважения к тем, для кого вы публикуете здесь свои стихи. (О тех, кто публикуется только для себя любимого, я не говорю, эти люди мне не интересны).

   Есть и другая беда и жуткий моветон – это бравирование своей безграмотностью и оправдание ее «особым интернетным стилем письма». Иногда человек вполне сознательно (в полемике) искажает русские слова, делает массу опечаток (опечатки у всех случаются, я говорю здесь о бравировании намеренными «опечатками»), кто пишет на особом сленге – пошловатом и неуважительном искаженном языке. Меня этот сленг не особо трогает в социальных сетях (хотя и там – выглядит противненько), но писать  таким образом в отзывах и в полемике под стихами – для меня не просто моветон, но оскорбление поэзии, русского языка, предмета, ради которого мы все собрались на этом сайте.

   Еще одна разновидность сознательной безграмотности – злоупотребление многоточиями. Везде, где обычный человек поставил бы запятую, двоеточие, тире или точку, данный автор лепит многоточие. «Чтоб было понятно, где нужно сделать паузу при чтении» - объясняет мне он. Спасибо, тебе, дорогой, сама я – век не догадалась бы!).

  Не знаю, как вы, но я НИКОГДА не пишу отзывов на стихи (даже на очень хорошие), где вместо всех знаков препинания стоят только многоточия, а заглавных букв нет и в помине. Мы с этими авторами живем в параллельных мирах. Для меня их нравы – моветон!

  7. О письменном мате

  А чего, собственно, о нем говорить? Если поэт при публикации употребляет мат, или использует эти слова в полемике – мне он не интересен. А ведь некоторые из таковых даже судьями на Конкурс кем-то приглашаются… Мне к этому добавить нечего.

   Одно дело – человек в разговорной устной речи не сдержался, другое – не поленился все буковки матерного слова написать для сайта: значит, он вполне осознано использовал словечко, а не сгоряча. А уж если в стихах, да еще в лирике…. Это уже не поэт. Поэт для своего узкого круга, конечно, написать такое (про пример с Пушкиным – наслышана!!), но ПУБЛИКОВАТЬ такие стихи он не станет, как не станет и в книгах за свой счет издавать. А если публикует, то это уже не моветон, это – диагноз.

   Ну, вот, мои дорогие Чайники и уже не Чайники, я и высказалась. Жду ваших нападок и возражений, хотя наивно надеюсь на поддержку. В любом случае, я все равно буду «свистеть» по-своему.

     Ваша беспокойная АлКора, Чайник со Свистком.

             Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/09/13/4661