Аллергия на глагольные рифмы

Наталья Губанова
            

                - Глагольные рифмы? Ах, оставьте…

Есть категория Авторов, у которых, на мой взгляд, просто какая-то нездоровая реакция, типа аллергии,  на глагольные рифмы. Увидели у кого-то в стихотворении глагольную рифму, и всё: интерес тут же пропал, а то и больше – появляется благородная неприязнь к Автору с «плохим поэтическим вкусом и чутьём». Причём, у некоторых «эстетов» это выражется снобистски - что не очень приятно само по себе.

Встречала стихи, которые читаешь на одном дыхании, воспринимаешь, как неделимое целое.  И лишь при повторных прочтениях обращаешь внимание на техничность написания стихотворения. А у Автора – ба! – глагольные имеются рифмочки-с!

По здравому своему рассуждению кумекаю: если   пресловутых глагольных рифм немного в стихотворении, - скажем так, встречаются, и вовсе не навязчивы, - то почему бы и нет?! Наоборот, они придают разнообразие стихотворному произведению в числе других художественных приёмов. Всего должно быть в меру – на том гармония и зиждется.

Стихотворение, нарочито написанное без единой глагольной рифмы, ощущается пресным, каким-то не наполненным.

От кого, интересно, это пошлО: глагольные рифмы? – ффффууу!!!
Вообще, кто законодатель поэтической моды?
Ну, не понимаю я этих новаторских введений. Пока не понимаю. Но надежда есть. Может, кто объяснит. Хорошо бы сподобились объяснить те, кто сторонится глагольных рифм как моровой чумы: да не дай Бог!
Сама стала шарахаться: найду у себя глагольную рифму, и хочется окропить самоё себя святой водой.

Не понимаю, почему считаются хорошими, нормальными рифмы «существительное»-«существительное»?! Например: весна-блесна, ёжик-ножик, солнце-оконце и т.д..?
В чём провинились, считающиеся бедными глагольные рифмы: едет-бредит, споёт-не даёт, получить-обручить и т. д..?
Не бедны ли рифмы «прилагательное»-«прилагательное»?
Нет ли здесь какой-нибудь особенности  энергетики Слова и всего стихотворения в целом, в зависимости от этого?
А, господа поэты-эстеты? Может, литературку подскажете, где об этом можно прочесть?
А может, это просто навязанная крайность всё-таки?!

Подумалось вдруг даже: а не спланированный ли это наезд на Светило Русской Поэзии, который, как известно, активно пользовался глагольной рифмой?! Ну, что-то вроде развенчания культа гениальности Нашего Великого Всего. Или что-то вроде: облей грязью то, что сверкает, и сам заблестишь на фоне этой грязи. Но даже, скорее всего, оно всё гораздо серьёзней со Светилом нашим: спланированная атака по Слову Русскому и миссии Поэта в целом. Заметьте, Поэта с большой буквы. А Поэт с большой буквы дружил с тривиальной глагольной рифмой. И жёг. Глаголом.

Дабы убедиться в правильном направлении своих мыслей и подбодрить себя, достала с полки несколько книжек со стихами всем известных классиков, русских Поэтов 20 века.
Вот выборка навскидку из стихотворных отрывочков пяти заслуженных корифеев. И все, хоть немного, грешат глагольной рифмой.


Анна Ахматова

******
По неделе ни слова ни с кем не скажу,
Всё на камне у моря сижу,
И мне любо, что брызги зелёной волны,
Словно слёзы мои солоны…

… «Ты не та ли, кого я повсюду ищу,
О которой с младенческих лет,
Как о милой сестре, веселюсь и грущу?»
Я чужому ответила: «Нет!»
А как свет поднебесный его озарил,
Я дала ему руки мои,
И он перстень таинственный мне подарил,
Чтоб меня уберечь от любви…

(«По неделе ни слова ни с кем»)

*******
Что стыдно оставаться
До мая в городах,
В театре задыхаться,
Скучать на островах.

(«Теперь прощай, столица»)

******
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Всё возьми, но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить.

(«Последняя роза»)

*****
Ворон криком прославил
Этот призрачный мир…
А на розвальнях правил
Великан-кирасир.

(«Царско-сельская ода»)


Максимилиан Волошин

******
Что-то хочется крикнуть
В эту чёрную пасть,
Робким сердцем приникнуть,
Чутким ухом припасть.

(«Небо в тонких узорах»)

*****
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца, - Русь!
И не дне твоих подвалов сгину
Иль в кровавой луже поскользнусь, -
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.

(«На дне преисподней»)

Заметно при прочтении, что совсем не любили и не баловали глагольную рифму Пастернак, Цветаева, Вознесенский. Но и у них при беглом просмотре обнаружила эту «проказу».

Марина Цветаева

*****
Не знаю, какая столица:
Любая, где людям - не жить.
Девчонка, раскинувшись птицей,
Детёныша учит ходить.

(«Не знаю, какая столица»)

*****
Так ясно сиявшие
До самой зари –
Кого провожаете,
Мои фонари?

Кого охраняете,
Кого одобряете,
Кого озаряете,
Мои фонари?

(«Так ясно сиявшие»)

Борис Пастернак

*****
И за это, быть может,
Как огонь горяча,
Дочка голову сложит
Под рукой палача…

…И опять мы в метели,
А она всё метёт,
И в церковном приделе
Свет, и служба идёт.

 («Вакханалия»)


Андрей Вознесенский

*****
Москвою кто-то бродит,
накрутит номер мой.
Послушает и бросит –
отбой…

(«Автомат»)

*****
вы прошлой любви не гоните,
вы с ней поступите гуманно –
как лошадь её пристрелите.
Не выжить. Не надо обмана.

 («Сначала»)

*****
Тираны поэтов не понимают, -
когда понимают – тогда убивают.

(стихотворение из двух строк)









______________________________________________

Уже написала эту пространную реплику, когда решила заглянуть и найти в интернете что-либо на тему, и вот «выскочила» очень интересная и достойная, на мой взгляд, статеечка: «О глагольной рифме, и не только», Алексей Всегдар  http://lito.ru/text/8198

______________________________________________

Вот интересный труд на соприкасающуюся тему Никиты Брагина: "Банальность рифмы - не порок?"  http://www.stihi.ru/2006/05/19-1202

______________________________________________

ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННОЙ И НЕСОВРЕМЕННОЙ РИФМЕ
http://www.poetograd.ru/nomer.php?id=2424

______________________________________________

Стихоторение Константина Ковалёва
"Униженные и оскорблённые рифмы"
http://stihi.ru/2011/04/15/2878

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Просто огромная благодарность тем Авторам Стихи.ру, кто откликнулся на этот опус!
Дорогие Авторы, благодаря вам один начинающий Поэт (я), и, надеюсь, не только я,
стал больше понимать в поэзии. Это сродни тому, как начинающий пловец
с каждым разом всё увереннее и увереннее держится на воде и в воде.
Пусть у всех вас всё будет замечательно!!!





.