Талант - это уже скандал

Ольга Ботолина
Помнится, столица вовсю громила телесериал «Есенин» за все и вся: от фактических погрешностей  до халтуры «бригадира» Сергея Безрукова, исполнителя главной роли. К его несчастью, параллельно «крутили» культовую «Бригаду», где бандит Белый, к которому мы привыкли, как к родному, воспринимался более достоверно, нежели лирик Есенин. Светлый образ поэта, навечно засевший в головы со школьных времен, рассыпается вдребезги. Словно оборотни из преисподней появляются на экране пьяные лица ярких личностей литературы и культуры…
В отличие от центра, наш «народ безмолвствовал».

Фильм многие ждали. Какой ракурс выберет режиссер в изображении поэта России? Но чтобы настолько вывернуть наизнанку «теневую сторону популярности» Есенина – не могло предвидеть, наверное, большинство зрителей. После просмотра первой серии осталось недоумение: что это сейчас было? И, главное, зачем? Ни образа главного героя, ни его трудов праведных, ни целостности картины уловить не удалось. Когда же, извините, поэт работал и успел произвести на свет столько томов?
Во второй серии снова пьяные разгулы и безобразия неуправляемого поэта и сотоварищей. Но, странное дело, – полного отторжения картины не наступало. Безруков не раздражал. Хотя придираюсь: и жестикуляция подводит, и чувств маловато (Есенин был одним из лучших декламаторов в России, как и поэт – «божья дудка»). Делимся мнениями со знакомыми. У учителей литературы они взахлеб отрицательные. Понятно: есенинские уроки давать будет труднее. Великий поэт для учащихся теперь свой в доску, рубаха-парень! И почему бы не следовать его разгульности?
 Фильм все-таки затягивает, и выключать телевизор не хочется. Даже жду следующей серии. А смотреть особого удовольствия нет, не могу понять, почему. Стараюсь перекинуть мостик к режиссерской задаче и его мастерству удержать зрителя. Вопросы, кажется, начинают обретать предположения: цель режиссера – опровержение официальной версии самоубийства требует фактов, которые имеют место быть для подтверждения версии жестокого убийства. Отсюда для убедительности акцент направлен им лишь на негатив. Закручено, привязано ко времени, и по снимку, с которым носится следователь Хлыстов, правдоподобно. Верится. Тем более, что несколько лет назад нас уже пытались в этом убедить.
Современники упоминают о «разлаженности» поэта с собой в тот роковой 1925-й год. К примеру, В. Мануйлов, друг поэта, вспоминает: «…Я остро почувствовал, что жить ему недолго и что он догорает». Цитируют самого Есенина «Жизнь - штука дешевая…» (Е. Устинова).
Но есть в воспоминаниях и нотки подозрения на опасность: А. Лаппа-Старженецкая во время проживания Есенина на Кавказе подумала, не было ли его пребывание в Батуми вынужденным – поэт вел себя неестественно, тревожно, был рассеянным. Незадолго до гибели, по приезду в Ленинград с целью «начать новую жизнь», он просил швейцара гостиницы никого в номер к себе не пускать, чтобы «из Москвы не следили». Кто? Зачем? Почему? Чем не зацепка режиссеру поразмышлять?
Алкоголизм поэта – не открытие киношников, если верить источникам и воспоминаниям современников, он действительно «частенько чудачил». Шарлатан, хулиган, скандалист – все это Есенин, открыто заявлявший: «Настоящее искусство без скандала быть не может. Талант – это уже скандал». Мог и резко о себе сказать: «Конечно, талантливый человек. Но невежественный».
Невежества в сериале хоть отбавляй. Борис Соколов, автор статьи, выдернутой с сайта Grani.Ru, негодует: «Его окружение состоит из людей совершенно мелких, ничтожных, глупых, вызывающих физическое отвращение…» По словам очевидца А. Миклашевской, очень ей не нравились многие «друзья» Есенина. Трезвый поэт им был не нужен. Их, якобы, устраивали легендарные скандалы поэта, так как «привлекали любопытных в кафе и увеличивали доходы. Когда он пил, вокруг него все пили и ели на его деньги» - что мы и видим на экране. Вопрос: только ли прихлебательство двигало «пролетарским писательским окружением»? Кто, кроме поэтов, крутился возле Есенина и с какой целью? Сложно искать суть, живя в другом веке. И разве можно что-то понять в смутном «красном» (кровавом) Октябре?
Безруков в одном из интервью о «Бригаде» сказал: «Есть в фильме жутковатая романтика. Но надо подойти к этому философски». То же можно отнести к нашумевшему «Есенину».
Хотя и соглашусь, что «радовать фильму нечем», польза, лично для меня, от просмотра есть – заново перечитала литературу домашней библиотеки о жизни поэта. Томики его произведений. Прожила еще один сериал – с живым Есениным.