По конкурсу пейзажной лирики МАРТ

Творческая Мастерская Алкоры
   Поделюсь  своими впечатлениями о только что завершившемся конкурсе «Март», где я имела честь быть Председателем. Тема предполагает стихи жанра «пейзажная лирика». Об ее особенностях я писала  в предыдущих статьях рубрики «Разбор полетов» (см. гл.1. http://www.stihi.ru/2011/03/27/2831).

  Сначала расскажу, как проводится конкурс. Для судейства порученного мне конкурса судей я выделяю из своей постоянной команды членов жюри от 8 до 9 человек для голосования. Их количество и конкретные имена зависят не столько от имеющихся в добром здравии судей, сколько  от темы конкурса: оценивать стихи определенного  жанра должны те, кто сами в этом жанре пишут и понимают его особенности. Получив от меня почтой анонимный пакет с принятыми работами,  каждый судья делает свой выбор самостоятельно.

    Поведаю о том, как его делаю я (примерно так же поступают и остальные участники моего жюри)

Выбор стихов проходит в три этапа.

   1 этап. Прочитывая все принятые стихи  (по конкурсу «Март» было принято 115 работ), я нахожу в них всевозможные ошибки по форме:

-неверное употребление слов,
-несогласование слов в предложениях (ошибки нарушения правильного строя речи),
-использование сленга (если жанр стихов - лирика!!!),
- отсутствие рифмы в отдельных местах,
- незапланированное нарушение заданного стихотворного размера, ритма.
-ритмические распады ударения,
-использование слов с неправильным ударением (по безграмотности),
- неправильное употребление слов, «странность» образов, сравнений,
- ПО УСМОТРЕНИЮ судьи – безграмотная запись текста: с большим количеством  ошибок орфографии и пунктуации или с отсутствием пунктуации (заменой знаков препинания многоточиями).

    Стихи с ошибками по форме я сразу же снимаю с дальнейшего рассмотрения. 
На конкурсе «Март»  после первого этапа из 115 стихов у меня осталось 43 относительно чистых с точки зрения формы стихотворения.

    2 этап. Прочитываю оставшиеся стихи повторно и НА СВОЙ ВКУС выбираю понравившиеся:  те, что показались интересными по содержанию и  затронули меня  эмоционально. Остальные снимаю с рассмотрения.
После второго этапа конкурса «Март» у меня осталось только 22 стихотворения.

    3 этап. Номинация. Из всех понравившихся стихов требованиями Конкурса каждому судье разрешено выбрать не более 12 (но и не менее 8) стихов и их номинировать – присвоить каждому стихотворению баллы от 10 (высший балл) до 1 (низший бал).

    Как вы понимаете – это очень непросто: из 22 отличных стихов мне необходимо  было оставить только 12! Такой же выбор из своего количества отобранных на 2 этапе стихов самостоятельно и независимо от других делает каждый судья, а потом все наши оценки суммируются и заносятся в Итоговый Протокол, который после его утверждения Главой Фонда публикуется на одной из страниц "Фонда ВСМ".

  Сразу хочу заметить – вкусы у всех судей разные! Предпочтения их сильно отличаются друг от друга. Не расстраивайтесь, если вы в этот раз не заняли призовых мест: то, что ваши стихи были номинированы – это отличный результат! В конкурсе «Март» из 115 стихов было номинировано 38. И для меня все 38 – победители!

   А теперь покажу несколько конкурсных стихов, вернее, фрагменты из них, содержащие ошибки формы, из-за которых стихи не прошли во второй этап. 

     1. Ошибки рифм
а)
..март..наконец закончилась зима......
шесть сорок девять...ждем восхода солнца
убрали ставни и свернули тент
и кто то фикус притащил к оконцу..
сегодня хочется прогулки налегке
но не получится ..придется все ж одеться
уже в теплицах пожелтел лимон
и появились почки на деревцах...

     Явное нарушение рифмы, вернее, отсутствие ее: «зима-тент, налегке-лимон», Да и «солнца-оконцу» – допустимая, хотя и очень неточная рифма, а в паре «одеться – дерЕвцах» - к тому же использовано неправильное  ударение во втором слове.

б)
Я помню: ночь была бессонной,
но не мучительно-бессонной.
Сквозь турникеты горизонта
с теплом спешило к миру солнце.

Как бесконечно-долго длилось
мгновенье упоенья ранью!
Жизнь пролетела синей птицей,
оставив перышки:  в о с п о м и н а н ь я.

    Здесь меня удивила смелость  рифмовки «бессонной–бессонной», не порадовала -«длилось-птицей», потряс странный образ «турникетов горизонта» и, конечно, не понравилась последняя строчка, оказавшаяся на целую стопу длиннее, чем нужно…

  2.Нарушения стихотворного размера
 
Я сегодня поздоровалась с весною
И она в ответ мне улыбнулась.
На поляне, среди тающего снега,
Первоцветом к жизни потянулась.

Обогрела землю лучиками солнца,
Напоила воздух ароматом нежным.
Прикоснулась зеленью к веточкам деревьев,
И дала дорогу быстрым водам вешним.

Дирижерской палочкой широко взмахнула,
Птичьих пересвистов запустила хор.
Свежим теплым ветром мне лицо обдула,
И помчалась дальше покорять простор.

    Что ни строфа – то новый ритм, увеличивается количество стоп, меняется тип рифмы. Прочтите  вслух одноименные строки каждой из строф – и вы поймете, о чем я. 

    3. Неправильное употребление слов
а)
А в первый день весны на землю снова
Посыпал снег, порхая и кружась,
Укутывая землю белой, новой
Одеждой, что к лицу её пришлась.

Неправильное согласование слов  «одеждой, что к лицу её пришлась.» - правильно – «к лицу ей пришлась»

б)
В Сибири март, еще зима,
И минус тридцать не рекорд,
Мороз висит на проводах,
Но солнце пробует аккорд.

  Неоправданный образ: «солнце пробует аккорд». Необъяснимо, откуда автор слышит звук (аккорд – это одновременное звучание нескольких нот)  да и слово «пробует»  по смыслу неточно- как можно пробовать аккорд? Можно издавать аккорд… Чем и по чему он издается в данном случае? Образ всунут автором для рифмы, а не для передачи  своего восприятия картины природы. В этом же стихотворении:

Капели чудный перезвон,
Включает мудрая рука,
Ручьи бегут зиме вдогон,
Зима спешит на северА

   «вдогон», «северА» - есть такие разговорные, специфические формы слов. Но они - не для пейзажной лирики, где этот же автор пытался образ «аккорда» неудачно вставить! Явное смешение разных типов лексики и неподходящая лексика для лирики.

в)
 Хитёр, лукав как мафиози март.
Держись, мой друг, умно и осторожно:
Уже весна, но всё ещё зима,
Ещё снег-лёд, но провалиться можно

   Даже не уверена, что здесь нужны мои комментарии. Слово «умнО» - разговорный сленг, есть слово «Умно», других вариантов в лирике быть не должно.
«Уже весна, но всё ещё зима» - потрясшая меня по глубине наблюдения поэтическая строка!!! )))
Так же как и  - «снег-лед», несмотря на который (стоит союз НО!!!)  "можно …провалиться"!

г)
И в перламутре бескрайних небес,
Пледом шершавым укутавшим лес.
Слёзы застыли в ветвях лазуритом,.

   Считайте меня человеком, лишенным романтики, но мне никак не представить этой картины: как перламутр небес может пледом лес укутать? Где - небеса, а где - лес? И что это за слезы застыли в ветвях – темно-синие и непрозрачные, ибо именно так выглядит камень лазурит? У меня большое подозрение, что автор насовал красивых образов ради рифмы, а не ради передачи смысла, потому я и отбраковала его стихи.

д)
И сквозь в полнеба синеву,
Неся мохнатые узоры,
След самолетный вО весь город –
Рисует раннюю весну!

    Вы устно когда-нибудь скажете «сквозь в полнеба синеву»? Я нет. За что же так в стихах-то родной язык изощренно ломать?

е)
Пройдёт сей праздник, несомненно,
Уйдёт пришедшая весна.
Но чувства нежные без время,
Навек останутся в сердцах!

  «Чувства без время». Даже правильный падеж «без времени» в данной строке не делает образ понятнее. Не говоря уже о рифме «весна- в сердцах» Да что рифма, что неверный падеж,- где здесь поэтический язык, необходимый лирике?

   4. И, наконец, на сладкое- всего понемножку:

Дни длиннее всё и солнце ярче,
Но идет тот же зимний кошмар,
Называем его мы иначе,
Называем его теперь - март!

Поздравлять мы закончили женщин,
Но объелись сначала блинов,
И весна венками увенчана,
Народ, в общем, к разврату готов!

Помянуть не забыли мы павших,
И весной, в эти светлые дни,
Навестили ушедших всех наших,
И приветливы были они.

  Тут вам и ритм пляшет, и рифмы «кошмар-март», «женщин-увенчана», а уж какова образность потока сознания автора, особенно поражает эта его странная «приветливость павших и ушедших»! Стихи звучат для меня пародией на пейзажную лирику. Комментировать подобное я просто не в силах!

   Напомню, что лирика - это род литературного творчества, предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта. Речевая форма лирики – это внутренний монолог в стихах. Любое явление и событие жизни в лирике есть личное переживание автора, но, благодаря глубине его личности, это переживание имеет общечеловеческое значение – лирические стихи должны задевать струны души других людей. Определение «пейзажная» подразумевает, что личное переживание автора в данном случае идет через восприятие им пейзажа – природы, которую он пытается поэтическими способами описать, но не просто обозначить то, что он видит вокруг себя (даже если его описания и красивы!), а пронести через это свое ощущение, настроение, а еще лучше – мысль. Просто стихи вида «на что смотрю, о том пою», которых на конкурс было подано огромное количество, сколько бы их ни наполняли самыми экзотическими  сравнениями, все равно не становятся хорошей пейзажной лирикой.

   А теперь самая приятная, но и самая трудная часть – «что мне понравилось». Трудная потому, что написать я могу только о своих ощущениях, а мир и его красоту каждый человек воспринимает по-своему. Что получилось в результате арифметического суммирования судейских симпатий, вы увидите в ИТОГОВОМ ПРОТОКОЛЕ  по ссылке http://www.stihi.ru/2011/04/11/4551. Стихи победителей  очень достойные, придраться к ним я не могу (почти не могу), но я ведь и не считаю себя великим поэтом - сама учусь у более достойных и опытных авторов, которые участвовали в данном голосовании.

    Приведу те фрагменты, которые больше всего понравились мне. Но объяснить, что именно в них нравится, я не смогу – просто …. сердце затронули.
1.
В марте, днями промозгло-грустными,
Мой Васильевский нездоров.
Над подворьем Оптиной Пустыни –
Злато-серебро куполов.

Тучи с запада низко стелются,
Моросят на пожухлый лёд,
И в такую весну – не верится,
И душа пока – не поёт.

Жду, чтоб льдины, как прежде, хрустнули;
Чтобы солнце – поверх голов!
И сверкнёт над подворьем Пустыни
Злато-серебро куполов.
                / В.Репин/
2.
...Чахоточные отголоски
Зимы, переболевшей в нас,
И режу, режу на полоски
Хрустящий подсинённый наст.

И всё бинтую и бинтую
Его стерильной белизной
То, что изломано впустую,
Изранено тобой и мной.

И забываю, забываю
Уколы мелочной вражды,
Когда шутя с ветвей сбиваю
Сосулек ломкие ряды.

Как после темени наркозной,
Захлебываюсь синевой -
Еще по-зимнему морозной,
Но по-весеннему - живой.
/Инна Заславская/
3.
Весна крадётся кошкою по улицам.
Снежинки гаснут в лужах, словно спички...
А если на фонарь чуть-чуть прищуриться,
То у него появятся реснички -
его  усы! Кошачьи. Серебристые...
Когда уснувший город замирает,
Мурлычет март - и мордочкой пушистою
К моей щеке ласкается, играя.
Сугробов мех искристый тихо светится,
Красуясь напоследок под луною.
И щедро, разом  ковш Большой Медведицы
плеснул все звёзды в небо молодое!
                /Елена Заостровцева/
     4.
За сутью естества прильну к земле,
Сольюсь душой со всем, что есть на свете,
Наядою в волне, избегнув сети,
Дриадою в лесной туманной мгле...

Чудесно возрождаюсь, по весне,
И утопаю в персиковом цвете
С деревьями… Великолепны эти
Мгновения, что чувства множат мне!

Я – дома в городе, в лесу и у реки…
Ресницами ласкаю небосвод,
И растворяюсь в нем, из года в год -

В согласии с судьбой, иль вопреки,
Во мне все больше неба, в нем – меня…
Мелькаю в окнах, cиневой пьяня!
                /Адела Василой/
      5.
Зaпax мapтa. Cнeг eщe нe cтaял
и cepeeт грудами на бровке.
Голубей потрепанная стая
Суетится возле остановки.
Здания от солнца слишком резки,
как-то непривычно угловаты,
точно лики на старинной фреске.
Треплет бриз линялые плакаты:
все равно от них немного толка!
Лужицы - как россыпи монеток.
И обернут город синим шелком
неба над ажурной вязью веток.
                / Алина Марк/
       6.
В зеркало смотрит, прощаясь, зима,
Льдистою грустью скользнув по ресницам,
Вновь продадут. И опять - задарма
Белую исповедь... Труд кружевницы.

Ветки мимозные россыпью солнц
С теплым рассветом готовы проснуться...
Мартом ложатся на страждущий холст
Сочные блики весеннего мусса.

Утро лучи опускает в ручей,
Взглядом цитриновым смотрит на город.
Солнце... Арбат... Продавцы калачей...
Тает на зеркальце льдинка-осколок.
                / Елена Столь/