Ночное небо

Даниэль Пахомова
Россыпью в небе яркие звёзды,
Контур вокруг размыт.
Кто – то вопрос задаёт серьёзный,
делая умный вид.
Сменит покой на притяжение
взгляд в темноту небес,
Эдгара По воображение
звёздный запомнил лес.
Ищем подробности интуиций -
в знаньях упрямый нрав.
Есть у Вселенной в звёздах границы,
тут Аристотель прав.
В космос глядят телескопы дальше,
ловят далёкий свет,
Путь оставляет намного раньше,
пойманный взглядом след.



     Почему когда солнце вечером скрывается за горизонтом, наступает темнота, не разгоняемая множеством окружающих нас светил? Ответ на этот вопрос надо искать в глубинах космоса.
    Эдгар Аллан По – американский писатель, один из основоположников детективной литературы,
однако, интуиция поэта поразительна – она намного десятилетий опередила строгие научные теории. В эссе «Эврика» он так передал своё восприятие ночного неба: «Если звёздный лес простирается до бесконечности, взгляд путешественника, куда бы он ни обратился, в любой точке должен встретить свет этих небесных деревьев. У видимых в телескоп пустот, вероятно, лишь одно объяснение: большинство светил находятся так невообразимо далеко, что ни один луч света от них не достигает нас». Если продолжить мысль  По, основная часть звёздного света просто ещё не успела дойти до Земли. В 1920 – х годах американский астролог Здвин Хаббл согласился с тем, что  огромное количество звёзд находится за пределами видимости мощнейших телескопов, так  как свет распространяется хотя и быстро, но с ограниченной скоростью. А космические расстояния огромны. Наблюдения Эдвина Хаббла не только подтвердили догадку Эдгара По, но и привели к неожиданному открытию, что Вселенная расширяется: из – за этого нам не видны миллиарды звёзд. Позже бельгийский астрофизик Жорж Леметр задумался над вопросом, откуда начали свой путь разлетающиеся звёзды, так родилась теория Большого Взрыва, т.е. образование Вселенной.
Эта теория признана наукой, но, в сущности, не доказана и «нулевой момент», фактически эквивалентный сотворению мира, остаётся вечной тайной.
    Греческий философ Аристотель описывал Вселенную как окружающую нас огромную чёрную сферу с закреплёнными на ней маленькими звёздочками и подвижным Солнцем. Днём слабое звёздное свечение незаметно, поскольку растворяется в солнечном свете, и видеть звёзды можно только ночью. Он был прав в том, что у Вселенной  действительно есть границы, и количество звёзд не бесконечно. Мы видим только ближайшие звёзды к Земле, и возможно, свет, улавливаемый телескопами, приходит от давно погасших светил.