Я - не террорист

Галина Ястребова
Итак, индийский фильм "Меня зовут Кхан". Почему я, избалованная хорошими фильмами, зависла у телевизора до двух часов ночи? что такое особенное в этом фильме режиссёра Карана Джохара. И имя было услышано, а вернее прочитано на экране впервые. Это же не Эмир Кустурица и не Педро Альмодовар. Смотрела, переживала, думала.
Решила обязательно пересмотреть ещё раз, чтобы понять секрет фильма. То ли это успешная спекуляция на болезненных для общества темах и хороший подбор актёров,  то ли актёры играют с душой, потому что лично принимают тему  и пришло время говорить откровенно, открыто и с разных точек зрения о том, что тревожит нас в современном мире.
Немного смущает то, что главного героя сделали аутистом. Лёгкая степень аутизма - синдром Аспергера.
http://www.mobus.com/zdorove/271197.html
с одной стороны, отношение к таким людям в обществе неоднозначно, а  с другой все знают и понимают, что  аутисты - символ безобидности.
Не сомневаюсь, что авторы фильма сделали Ризвана Кхана  аутистом для того, чтобы наши симпатии были на его стороне.
Впрочем, в фильме нет однозначно плохих и однозначно хороших. Есть попытка показать "нехороших" белых детей, которые забили до смерти приёмного сына Кхана. Но, мы-то понимаем, что поведение подростков - зеркальное отражение нашего общества, отражение нас, того о чём мы говорим исподтишка, но, в силу воспитания и осознания "правильности поведения в обществе" не высказываем вслух.
Показан и реальный вербовщик мусульман в террористы и мусульмане в мечети, заворожённо его слушающие. Но, несколько искренних слов Ризвана и люди задумываются, прав ли проповедник-вербовщик.
Злодей, пытающийся убить Кхана за то, что он сдал вербовщика ФБР показан в лучших традициях индийского кинематографа - злодеем из злодеев, типа Бармалея. Пафосный и броский. Глядя на него, понимаешь сразу, что это злодей.
Сотрудник ФБР, пытающий Кхана в тюрьме, требующий доказательств его причастности к террористам, злодеем не выглядит. Он делает своё дело и, когда всё проясняется, сомнения видны на его лице, даже, пожалуй, чувство стыда.
О том, что фильм индийский напоминает только индийская же музыка, но она не танцевально - певчая, а соответствующая кадрам, трагическая, задумчивая, лирическая.
Чтобы не запутать вас ещё больше, рассказываю сюжет.
Ризван Кхан -индус - мусульманин и аутист с синдромом Аспергера. Он красив, его играет знаменитый актёр по фимилии же Кхан и по имени Шахрухк. Я услышала его имя впервые. как и имя героини - Каджол. Оказывается, что они - звёзды Болливуда.
Кхан внешне выглядит, как обычный человек, но у него есть проблемы в социальном общении и он мусульманин. Но, он  - правильный мусульманин, делящий людей на "плохих и хороших" и знающий точно, что "Аллах - любовь".
Молодая женщина по имени Мандира - индуска и индуистка и Кхан, встретившись полюбили друг друга, поженились и дали имя Кхан маленькому сыну Мандиры.
Все проблемы начались после 11 сентября, после взрыва башен - близнецов. В американском обществе началось настороженное отношение к мусульманам. В каждом видели террориста. Естественно, что начались проблемы на бытовом уровне. Отец друга мальчика Самира /Сэма/ погибает и Ираке и дети в школе начинают коситься на индусского ребёнка, чей  отец - мусульманин. В результате стычки мальчик погибает. Старшие дети убили его. Не специально, но мальчик умер. Потрясённая горем мать винит в этом Ризвана, его вероисповедание и выгоняет его из дома. На его вопрос, когда можно вернуться отвечает, что вернуться он сможет тогда, когда найдёт президента Америки  и скажет тому, что он-Кхан не террорист и пусть об этом узнают все люди.
Вот  с этого и начинается странствие Ризвана по Америке. Надев кроссовки, погибшего сына, он идёт и едет, пытаясь встретиться с президентом. По пути ремонтирует "почти всё", знакомится с разными людьми.
Мы видим душу Кхана, заполненную любовью к окружающему миру, к людям. Любовью, которой заполнила его сердце его мать. Нам пытаются показать, что не все мусульмане террористы, что в Коране не говорится о смерти, а говорится о жизни и о любви.
Мы знаем это. знаем, что и в Библии говорится о любви. Знаем, что большинство людей на планете хочет одного и  того же - мира, безопасности, сытости, любви. Знаем, что хороших людей больше, чем мерзавцев. Но, помним и старую поговорку, что "ложкой дёгтя испортишь бочку мёда".
Фильм показывает, как много зависит от одного отдельно взятого индивидуума.
На уровне личностей мы всё понимаем.
Как только дело касается больших общин, то всё меняется.
Приезжая в мусульманскую страну, мы подчиняемся их правилам, потому что от предков унаследовали, что "в чужой монастырь со своим уставом не суйся". Логично, что переезжая в христианскую страну, мусульмане должны следовать элементарным правилам, например не ношение одежд, полностью закрывающих лицо или резание животных на улицах городов.
Надо считаться друг с другом. Об этом говорит фильм, это знаем и мы сами.
Знаем, что за зло неизбежно наступает расплата, что нужно соблюдать законы государства и законы общечеловеческие, моральные.
Мы забываем об этом, когда дело касается нас лично, когда нам кажется, что ущемляют наши личные права.
Мы -всего лишь люди и мы боимся за своих детей. Мы проиграли, не научились жить в мультикультурном обществе. Потому что все красивые слова, все идеи и проекты рушатся от одного, лично тебе сказанного, дурного слова или, тем более, поступка.
Индийские авторы сняли, как всегда, сказку. Страшную сказку с хорошим концом.
Где, хороших людей больше, где они помогают друг другу, где президент лично встречается с героем.
Сказку, которая даёт надежду на то, что мы - люди сможем научиться жить среди себе подобных и себе не подобных.
"Меня зовут Кхан и я не террорист"- повторяет герой на протяжении фильма. Он положил начало. Другие люди обретают самосознание и повторяют вслед за ним: "Меня зовут...и я не террорист".
Что ж, хорошо бы, чтобы никто не был террористом. Однако в Минске погибли люди. Снова погибли в мире люди. Гибнут а Ливии, в Израиле, пропали люди из Эстонии...
Никто из нас не защищён. Мы все не террористы, однако мир трещит по швам.
Скинхэды снова забьют до смерти таджика. Разве был он террористом?
Кто-то услышит в спину: "Чурка", за более тёмный цвет кожи, а кто-то:"Джаляб" за то, что в своём родном городе надела короткую юбку. Она - не проститутка и не террористка, думаю, что и сказавший - не террорист.
В прямом смысле слова не террорист. Это психологический террор, не менее страшный.
В фильме людей научил добру аутист.
Говорят, что  аутисты живут в своих особых мирах, параллельных нашему. Жаль, что только они, по-настоящему, не террористы.
Потому и снят такой фильм, что вопросов больше, чем ответов.
Создатели фильма постарались. Добротное кино, задевающее чувства зрителя. Одно то, что я, по своей привычке, не уснула, а досмотрела до конца, говорит о многом:)
В конце концов нам нужны сказки, чтобы наши дети не убивали друг друга.
Может быть они, дети смогут изменить этот мир.
Мы не смогли.
Но, мы же не террористы! 
Как же так!