В игре слов, поступков и ценностей

Ольга Ботолина
Народный артист России Сергей Юрьевич Юрский: не все так безнадежно, как принято сегодня считать.

Полуторачасовой моноспектакль. В трех частях, при полной тишине. "БУБАБЕ" - по начальным слогам фамилий писателей Бунина, Бабеля и Бернса, по одному из их произведений: "Легкое дыхание", "Фрейм Грач", "Веселые нищие".
- Решил снять с полки три книги и попробовать превратить в спектакль. Чтобы это был театр. Передать хрупкость всего хорошего, прекрасного, минутность того, что дорого, и потому -- печали.
-- Культура в вашем понимании?
-- Самоограничение. Постулат, не требующий доказательств. Она сама ставит себе табу. Послушание. Но тогда, скажете, страсть сердца, азарт мысли, наука, искусство - как быть с ними? Культура находится в сложной связи с деятельностью людей, проходит путь от абсолюта рая к хаосу жизни. Через него - к поиску великого соединения замысла творца с нашей быстротечной беспорядочной жизнью.
-- Нужны ли сегодня произведения Достоевского и Гоголя? "Лишние люди" Грибоедова, Пушкина, Лермонтова...
-- "Ревизор", смешной и гениальный, думаю, останется, если театр не погубит пьесу окончательно. Сегодняшние работники театра измываются над ней. Им надоел Гоголь. Я бы назвал это поруганием над классикой. Возможно, кое-что останется для театра, что-то для историков, специалистов. Сложный вопрос о лишних людях, но люди на то они и "лишние", что лишние.
-- Как отнесся к вашему режиссерскому стилю "смех сквозь слезы" Ион Друцэ, автор пьесы "Вечерний звон. Ужин с товарищем Сталиным"?
-- Категорически не принимал мой подход! Трагический эпос... Но я себя считаю и зрителем, я сегодняшний человек -- и мы сошлись на зрительском восприятии пьесы.
Литература шестидесятых? Воспитанные и убежденные атеисты -- большинство. Но шестидесятники -- божьи люди. Дух дышит там, где хочет, а не где его призывают. Это время неожиданных возможностей и устремлений. Из шестидесятников выросли Солженицын, Сахаров, Аверинцев, Окуджава, Высоцкий... Могучее поколение, получившее возможность возрождаться душой на основе той культуры. Пристуствие духа святого -- высшее, что может быть.
-- Есть ли у вас свой сайт в Интернете?
-- У меня многого в жизни нет, сайта тоже.
-- Перспектива театра? Кто идет на смену вашего прекрасного поколения актеров?
-- Театр в моем понимании, как и актеры, профессиональными скоро не будут совсем. Останутся одни названия. Сегодня совсем другие задачи, взаимоотношения со зрителем. Философия, просвещение, культура, искусство, нравственность современному актеру абсолютно не нужны.
-- Что для вас как режиссера первично: авторский текст или зритель?
-- Текст. Желание поставить, сыграть, выйти на сцену. При столкновении со зрителем главное -- искра! Искусство, сведенное до ресторана ( "что вам подать?") - не искусство.
Легко ли быть актером? Нет. Он абсолютно подчинен не режиссеру, автору и идее, а... продюсеру! Который выбирает, утверждает, дает задание, оценивает, увольняет. Сегодня тенденция делать искусство продажным. Культура и искусство подчинены рынку.
-- Ваше отношение к книге и чтению.
-- Легкое чтение для отдыха ничего не дает. Из авторов для себя отметил О. Седакову, Ю. Кревина, В. Жаботинского. Говорят, читать стали меньше. Но книги издают в огромных количествах и приобретают тоже. Зачем? Печки, что ли, топить?
-- Мат и откровенная эротика в театре -- норма, пошлость, необходимость как отражение времени?
-- Они стали частью жизни. И сцены. Вопрос в таланте: уметь не распоясаться, не стать "оголтелым". А говорить можно и нужно обо всем. В меру. К сожалению, мы грешим отсутствием вкуса и меры.
- Ваше отношение к высказыванию: «Церковь и культура – как вдох и выдох»
- Наблюдаю в сегодняшней жизни много странностей. В игре слов, поступков и ценностей. РЫНОК. Он определяет все, разделяет, все к нему стремится. КУЛЬТУРА, которой всегда чего-то не хватает, не может устоять. Нуждается в помощи. Между ними ИСКУССТВО. Тоже вроде культура, но не совсем. Оно то ли противостоит ей, душит, то ли поддерживает, способствует расширению? Или нарушает границы культуры? ЦЕРКОВЬ. Тоже часть культуры? Или культура как составляющая церкви? Что всеобъемлюще? Или ничего, кроме рынка? Трудное и удивительное время. Тревога и восторг. Ощущение безысходности и надежда. Месиво.
-- Почему вы обратились к теме мусора?
-- «Мусора, мусорщиков и мусоров». Мусор -- это то, что от нас остается. Главное, при жизни им не быть.