Эпитафия отечественному образованию

Андрей Солынин
Посвящается реформам образования, прошедшим и грядущим

Сюжет, общеизвестный с детства: кроха
К отцу (точнее, к дяде) подошёл.
«Скажи-ка мне, а что такое плохо,
И что такое, значит, хорошо?
И почему горят на небе звёзды,
Кто зажигает их, каким огнём?
Как их поджечь – не рано и не поздно,
И погасить одновременно днём?
И почему, скажи, летают птицы,
А я подняться в воздух не могу?
И почему земля волчком кружится,
И почему зимой она в снегу?»
Вопросы льются мелодичней песни,
Ребёнок любознателен – ему,
Конечно же, ужасно интересно
Узнать ответ на эти «почему».
Ребёнок в ожидании ответа
Уж не готов волнение скрывать.
Но молвил дядя: «А зачем всё это?
Скажи, малыш, зачем тебе всё знать?»
Вопрос «Зачем всё знать?», как выстрел в спину,
Укладывает быстро, без проблем.
Так клин вопросов вышибают клином,
На «почему» - безликое «зачем».
Зачем тебе всё знать? – вопрос вопросов,
Молчанье на него – ответ один.
Зачем? – молчит великий Ломоносов,
Зачем? – молчит историк Карамзин.
Зачем тебе всё знать? – как грохот пушки,
Такой простой вопрос – и непростой.
Зачем тебе? – молчит в могиле Пушкин,
Молчит великий моралист Толстой.
Зачем, зачем? – стихает гомон споров,
Как будто все почуяли обман.
Зачем всё знать? – и удивлён Алфёров,
Безмолвствует отшельник Перельман.
Зачем тебе? – ответ летает птицей
Над скалами – и сел бы, да никак.
Зачем? – не отвечает Солженицын,
И Шолохов молчит, и Пастернак.
Но дядя умный – всё на свете знает.
Не зря же он имеет важный вид,
И должность не напрасно занимает.
В ответ ребёнку дядя говорит:
«Хоть я сейчас готовлюсь к важной встрече,
Но для тебя, малыш, секретов нет.
Садись же рядом – я тебе отвечу,
И хорошо запомни мой ответ.
Вступили мы в совсем другую эру –
В эпоху инноваций, и нигде
Теперь не нужно столько инженеров,
Учёных, программистов и т.д.
Учёный, безусловно, интересен,
Но нужен ли он – вот о чём мой сказ.
Ведь наша слава не в мозгах, а в лесе,
Богатство наше в недрах – нефть и газ.
А чтоб отнять богатство у природы,
Нам нужно не раздумывать, увы,
А класть, копать, варить газопроводы,
И руки тут нужнее головы.
Подумай сам: вот мы тебя научим,
Потратив кучу денег из казны.
А что с тебя в итоге мы получим,
Какая будет польза для страны?
Ну, станешь ты учёным (что едва ли –
В науку ведь немногие идут),
Потом уедешь – поминай как звали,
И навсегда забудешь институт.
А что, не так? Ну сколько мы вскормили
Учёных, что сейчас за рубежом?
Уехали и Родину забыли,
А это для страны нехорошо.
Убытки, что мы терпим, непосильны.
Но хватит об ущербе. Ты скажи:
Ты любишь нашу Родину – Россию?
А если любишь, с пользой послужи.
Готов служить в Вооружённых силах,
Окопы рыть и чистить автомат?
Готов ли ты погибнуть за Россию?
Вот кто готов – тот правильный солдат.
А посмотрев на эти вещи шире,
Чтоб не раскис ты после в блиндаже,
Обучим мы тебя «России в мире»,
Обучим физкультуре, ОБЖ.
Ещё на выбор несколько предметов,
Пожалуй, шесть… а лучше даже пять.
Чтоб не остаться без ученья света,
Но и не сметь мозги перегружать.
Чтоб знанья оценить возможно было
Едино – что в Рязани, что в тайге,
Мы дали всенародное мерило,
Зовущееся: ГИА и ЕГЭ.
Всё объяснил тебе я без подвоха,
И напоследок я скажу ещё,
Что жажда знаний – это и не плохо,
А всё-таки не очень хорошо.»
Таков ответ был. И решила кроха,
Что дядя, может быть, с ума сошёл,
И если так, то надо делать плохо,
Чтоб в результате стало хорошо.
                2011