Безымянный Крейсер

Евгения Бондаренко Аскания
19 апреля в Николаеве с официальным визитом пребывал Министр Обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков.

Я решила попасть на встречу с министром, вместе с группой журналистов, освещающих его приезд. Нас повезли на Черноморский судостроительный завод, который своими авианосцами он славился на весь Союз. В далекие 80-е его цеха и стапеля фотографировали американские спутники, оснащенные аппаратурой столь мощной, что она бы могла со своей высоты сфотографировать то, что написано в инженерских тетрадях.

После развала Союза он недолго просуществовал. Попав в руки недобросовестных бизнесменов Чуркиных, которые сколотили капитал на банкротстве промышленных предприятий в Украине и России, он был практически уничтожен. Заводское оборудование просто резалось и сдавалось в металлолом. Но рабочие не стали сидеть сложа руки. Возник комитет спасения Черноморского судостроительного завода. Комитет спасения проводил акции протеста, требуя вернуть завод в государственную собственность. Протесты набирали все больший оборот, в нем принимало участие все большее число жителей города. Местная власть тоже была на стороне николаевцев, которые были готовы на многое, лишь бы не допустить уничтожение судостроительного гиганта. Решение о передаче завода Чуркиным оспаривалось в судах различных уровней. Наконец-то справедливость восторжествовала, и Черноморский завод был возвращён государству. Перетерпев тяжёлые годы, у него внезапно открылось второе дыхание. Начали поступать новые заказы, а вместе с ними и новое оборудование.

Когда мы  подъехали к заводу, нам объявили, что Анатолий Сердюков задерживается и программа его визита значительно сокращена. Поэтому нам было предложено ехать на завод 61 коммунара, на котором находится крейсер «Украина», ради которого, собственно, министр и прилетел в Николаев.

Вдоль трассы, ведущей к заводу, развевались на деревьях ленты-триколоры, которые накануне развесили активисты русских патриотических организаций. На входах в заводы рядом с флагами Украины развевались флаги России. Это обрадовало местных жителей, поскольку косвенно говорило о том, что в заводах, по крайней мере, заинтересованы.
В целом, по настроениям николаевцев можно было видеть, что они встречают министра не как официальное лицо, а как дорогого гостя и человека, от которого в данный момент зависит судьба многострадальной «Украины» - ракетного крейсера, так и не вышедшего в открытое море. Крейсер, заложенный в 1989 году, брат-близнец крейсера «Москва», отличившегося во время  военной кампании в Осетии, он должен был стать гордостью украинского флота, но медленно умирает у причала, так и не выполнив своего основного предназначения. 

Нам объявили, что министр опять задерживается. Чтобы скоротать время, я залезла на рельсовый кран — поснимать крейсер сверху. Передо мной открылось до возмущения непередаваемое зрелище. Больно смотреть на то, что ещё 20 лет назад должно было стать предметом гордости нашего государства, а сейчас, недостроенный, стоит и ржавеет. И многие говорят: а что вы хотите — были тяжёлые времена, страна хотела, но не смогла достроить. Как мать, которая ждала ребёнка, а потом сделала аборт... Словно язвами, покрыта ржавчиной радиолокационная антенна, чёрными отверстиями, будто глазницы черепа, смотрят на нас пустые ракетные установки, а рыжеватые подтёки на корпусе похожи на застывшие слёзы. Этими подтёками омыто некогда украшавшее корпус, а теперь вызывающее удручающий вид  название крейсера «Украина»...

Мои размышления прервали голоса снизу: "Слезай немедленно! Вдруг лестница оборвётся! Эти краны неизвестно сколько здесь стоят без ремонта!"...

Кто-то из журналистов пошутил: «Какой крейсер, такое и государство». Только шутка оказалась больно грустной и несколько заводчан-интересов посмотрели в нашу сторону с укором. Официальных лиц ещё не было, поэтому представители прессы стали задавать вопросы инженерам. Те, в свою очередь, сказали что возлагают надежды на этот приезд. Одни из них — товарищи называли его Виктор — говорил о том, что заводу в его положении могут помочь российские заказы.

- В России сейчас судостроительны бум. Заводы загружены на несколько лет вперёд. А что мы? Вон новый заказ на Черноморский поступил — корветы, и что с того, оборудование на них итальянское стоять будет. А мы по сути построим только плавучие коробки. Когда мы говорим о строительстве судна, мы должны чётко понимать, ЧТО имеется в виду: строительство очередной корпусной коробки или полноценный корабль.

Немного помолчав, он добавил:

- Хотя... Сейчас такое положение, что даже заказ на «коробки» мог бы улучшить ситуацию. Вот только специалистов жаль. Пропадают кадры. Люди с опытом.

Наш разговор прервал въехавший кортеж. Примерно десять дорогих машин и микроавтобус въехали на площадку перед крейсером. Журналистов оттеснили — и вот — два министра в сопровождении официальных лиц поднимаются по трапу на борт крейсера.


Приземлился министр обороны на военном аэродроме в Кульбакино, том самом, на котором в 2006 году хотели провести натовские учения «Тугой Узел». Тогда масса антинатовских демонстрантов окружила аэродром и заявила, что не выпустят натовских военных. Во время визита министра России враждебно настроенных не было.

Когда же он спустится? Каким будет его ответ?

И тут случилось то, чего я не ожидала. Министр провёл на крейсере меньше получаса. По его лицу читалось, что ему это неинтересно.
«Ещё бы, он же всю жизнь торговле посвятил, судостроение — не его профиль...» - донёсся до меня обрывок разговора журналистов.

Министр и вся делегация сошли с крейсера и пошли по направлению к своим авто, категорически отказавшись от разговора с прессой и представителями организаций, которые отстаивали право нахождения Черноморского Флота в Крыму.

Почему у него не нашлось слов для нас, то ли плохи дела с крейсером, то ли это — обида,  тянущаяся ещё со времён оранжевой революции и подкрепляемая современной политикой многовекторности. А может, и впрямь считает, что всё решают деньги и договорённости, а люди здесь не при чём? Возможно есть тому и другая причина — недавнее увольнение начальника управления.... и последующие намерения закупки танковых машин у Франции.  Тогда это ещё более странно, поскольку Франция является страной-членом НАТО и именно она первой начала военные действия в Ливии.

В тот же вечер министр дал комментарий, из которого следовало, что Россия не готова приобрести крейсер. Ещё один удар. Ниже лопаток.
Ведь он даже не поинтересовался, какого жило николаевцам , со времён распада Союза, сколько сил и энтузиазма нужно было проявить, чтобы выстоять. Благодаря усилиям севастопольцев и николаевцев в Крыму до сих пор стоит Черноморский флот. Именно в Николаеве впервые было принято решение о провозглашении территории города Николаева "Территорией без НАТО". Были сорваны натовские учения "Тугой Узел", которые должны были проходить на военном аэродроме в Кульбакино. Каждый год на день освобождения города проводится свечное шествие, в котором принимают участие школьники и студенты. Возле Вечного Огня установлен пост №1. В Николаеве Вечный Огонь горит не только на праздники — он горит всегда!

Разве нормально, что человек одним своим визитом перечеркнул всё то, что делалось на протяжении последних шести лет, чтоб сохранить дружеские отношения с Россией.
Ведь покупка крейсера не экономический, а политический шаг. Шаг навстречу друг другу...


P.S.

Черноморский судостроительный завод. Над входом развеваются два флага — России и Украины. На стене мозаичная картина. Ещё  тех советских времён, когда подобные картины, изображающие труд рабочих, можно было видеть практически на всех промышленных предприятиях. Часть плитки уже отвалилась, но всё ещё можно разобрать композиционный сюжет. Искры летят из-под станка, вырезающего лекало для  будущего корпуса. Процессом руководит инженер-конструктор с помощью электронно-вычислительной машины. Девушка — по-видимому, тоже инженер — подносит ему перфорированную ленту.

Что у неё в руках? - спрашивает меня мой друг-журналист Александр.

Перфокарта. На них записывали программы, а затем вставляли их в компьютеры. Видимо, сюжет мозаики должен был показывать то светлое будущее, когда всю нелёгкую работу возьмут на себя машины, а люди будут только сидеть за пультом. Они даже не представляли насколько техника шагнёт вперёд и какими будут современные компьютеры. Тогда подобная автоматизация и подобные компьютеры были фантастикой. А сейчас, сейчас мало кто помнит, что такое перфокарта.
 
Лучше бы мы и дальше писали программы на перфокартах.- уверенно сказал Александр. - Пускай бы компьютеры оставались такими же, как были когда-то — лишь бы заводы работали, так тогда...