Английский рожок 2007. 12

Алла Гозун
Кому:Тамара
Дата: 05 Июл 2007 19:25:35
Тема: английский рожок

Вот и ещё один день пустой.
Правда, это был День Независимости и вся Северная Америка по этому
поводу выехала на природу, жарила на гриле стейки, (гам)бургеры,
хот-доги, шримпы, и прочую снедь. Здесь на всех пляжах и в местах
отдыха на каждом шагу - грили, столы, скамейки.
На общих пляжах преобладает латино-американская популяция, и все
они с кучей детей  и с несусветным количеством съестных припасов.
Гремит зажигательная латиноамериканская музыка  - над пляжами
стоит запах (какой там запах! - смог!) жареного мяса, дети кричат,
взрослые, впрочем, тоже кричат, так как разговривать тихо не умеют
и вообще понятия не имеют о том, что такое правила поведения
в общественном месте. Столы ломятся от еды и всех этих кока-кол,
джинджер-эйлов и ещё каких-то отравляющих веществ.
Спиртное не разрешено и  пляжная полиция за этим строго следит.
Но, сами понимаете, чего нельзя держать на столе, держат под столом.
Короче, такое ощущение, что ты находишься то ли в Колумбии,
то ли в Мексике, то ли ещё черт знает где. Белых почти не видно.
Белые наподобие реликта - скоро останутся  считанные экземпляры.
Такова американская реальность.
А если  всех нелегалов  ещё и легализуют, то через лет сорок здесь
будет избрано, причем демократическим путем, латиноамериканское
правительство.
И тогда - гуд бай Америка!
Ну вот... это все хи-хи, а как вы там?
Я о вас постоянно думаю, мне вас не хватает.
На страницу свою  заглядываю редко. Интерес пропал.
Потихоньку перепечатываю нашу переписку.  А  знаете,
это довольно интересно. Надо сделать подборку . Писем 100-200.
Хотя ведь их гораздо больше.  С ними надо что-то делать.
Если пропадут - будет - ох как!- жаль!
Давайте уже выздоравливайте скорее!
Не томите меня своим  столь долгим отсутствием.
Я без вас  всё равно, что " без руля и без ветрил".
 
Поздно вечером, вернее, в полночь смотрела дивный фильм М.Козакова
"Безымянная звезда", поставленный по пьесе румынского драматурга
М.Себастиана. Уж  и не помню сколько лет тому назад  я смотрела
его в первый раз. Пожалуй, что лет 30 тому назад. Однако фильм
не увял, не покрылся налетом дряхлости. 
Удивительно! Прекрасная режиссура, великолепный актерский ансамбль,
но главное  это - пьеса, текст,без которого ничего бы и не было.
"Безымянная звезда» — замечательная пьеса, а Михай Себастиан —
гениальный драматург. Пьеса идеально сбалансирована. Ничего лишнего.
Весь текст необходим и достаточен.Главные роли,роли второго плана,
эпизодические персонажи - как один живой организм, в котором всё
на своём месте, всё работает  в едином ритме, а попробуй убери
хоть что-то или повреди, и всё пойдёт в  разнобой.
Я смотрела фильм с тем же томительным чувством в груди, как в
первый раз, и потихоньку плакала, как в первый раз.
Удивителен Костолевский, исполняющий   роль  главного героя-
школьного учителя астрономии Марина Мирою, открывшего  звезду,
которую никто не видит и никогда не увидит, и единственный
способ убедиться в том что она есть это - не найти о ней
упоминания ни у кого из знаменитых астрономов древности .
Для этого он покупает старинную книгу по астрономии, изданную
в 18-м веке, которая стоит 22 тысячи лей. Что такое 22тысячи
для учителя из провинции? Это - совершенно немыслимая сумма,
но он, ценою самой жесткой экономии, собирает необходимую
сумму,  и в тот  день, когда ему привозят из Бухареста эту
драгоценную книгу, случается чудо: он встречает  свою Звезду.
 
В захудалом, провинциальном городишке, где все знают
друг о друге всё, появляется, как бы ниоткуда, как бы ни
с того,ни с сего, очаровательная и странная  Незнакомка.
Мона. - Ах, Вертинская, очаровательная Вертинская! -
Эта прекрасная Незнакомка  никак не должна была появиться,
поскольку скорый поезд, который ежедневно проходит через
этот провинциальный городок, не останавливается на этой
станции. Но что-то вдруг  случилось. Что-то экстраординарное.
Вполне вероятно, что в этом  была замешана какая-нибудь бабочка
с острова Тасмания.  Тем не менее, контролер проверяет билеты,
которых у дамы не оказалось, и её высаживают именно на этой
станции.
Марин ведёт её к себе, так как ей негде остановиться на ночь.
И вот тут-то и начинают происходить  удивительные вещи.
Марин рассказывает незнакомке о том, что он открыл звезду,
которую не увидишь ни в один телескоп, потому что  он открыл
её  "в голове". Он говорит, что, закрыв глаза, он видит
орбиту этой звезды и следит за её движениенм.  У звезды нет
имени и никто, включая его самого, никогда её не видел.
Незнакомка просит его  показать ей эту звезду, на что Марин
отвечает, что  это невозможно: для того чтобы стать видимой,
она должна отклониться от своего пути, а звёзды никогда не
отклоняются от своего пути... И как доказательства того,
что звезда существует, он показывает незнакомке старинную
книгу по астрономии, в которой нет упоминания об этой звезде.

Потом появляется учитель музыки Удря (великолепный Г.Лямпе),
и опять происходят чудеса.Удря рассказывает  Моне о том,
что он написал симфонию ми-бемоль мажор в четырёх частях:
Allegro, Andante, Scherzo... и снова Allegro.
Симфонию  эту никто не слышал, потому что у него нет оркестра,
который мог бы её исполнить, но Удря полон оптимизма, потому
что пару скрипок, виолончель и духовые инструменты он смог бы
найти в этом захолустном городке, но что касается английского
рожка, который стоит 30 тысяч лей, то тут большие проблемы,
так как английского рожка в этом городке ни у кого нет,
а 30 тысяч лей- это просто немыслимая сумма. Первые две части
можно исполнить, а вот скерцо без английского рожка исполнить
невозможно потому что Scherzo без английского рожка мертво!
А пока у него  нет ни инструментов, ни оркестра, он исполняет
свою симфонию голосом. Сначала духовые - Пам-пам-пам-пам-пам!
Потом скрипки - Ту-ду-ду-дум! Ту-ду-ду-дум! Ту-ду-ду-дум!
И вот вступает английский рожок.... Ти-ти-ти-ти!  Тим-тим-тим!
Когда он доходит до партии английского рожка – всё вокруг
словно преображается. Лица слушающих светятся от счастья.

Что же получается? А получается то, что Марин открыл звезду,
которую никто не видит; Удря написал симфонию, которорую никто
не слышит. Для того, чтобы увидеть звезду надо преодолеть
замкнутость мира. Возможно ли это?  Исходя из того,
что человек не знает своих возможностей - вполне возможно.
Трудно, но возможно.
Для того, чтобы исполнить симфонию, нужно купить английский
рожок. Возможно ли это? И тут я могу сказать, что в данном 
конкретном случае это, пожалуй, ещё менеe возможно, чем
преодолеть замкунутый мир и и вырваться на простор Вечности.
Однако и здесь есть шанс.

А что же Мона? - В её появлении есть тайна. Скорее всего Мона -
отражение этой невидимой  Безымянной  звезды или отражение
ожидания встречи с ней. Странная она эта Мона, очень странная:
она говорит, но  речь её непонятна собеседникам, вернее, слова
её им понятны, а вот смысла они уловить не могут. Она как будто
из другого, параллельного, мира. - Почему она появилась?
Не для того ли, чтобы увидеть Большую Медведицу?
Или для того, чтобы помочь Удре с покупкой  английского рожка?
Она искренна в своих эмоциях. Она такая, какая она есть:
взбалмошная, очаровательная, наивная, инфантильная, беззащитная,
не имеющая ни малейшего представления о жизни не только в
провинциальном городе, но о жизни, как таковой, вообще.
Экзотический, оранжерейный цветок.
И вот тут надо отдать должное Вертинской. Она естественна,
убедительна, пластична. И порода! - Ах, какая порода!
Этому невозможно научиться. С этим надо родиться.

Между  Моной и Марином возникает магнетизм. Происходит чудо.
Они бросаются друг к другу в  любовном порыве.Какое безрассудство!
Но об этом они узнают потом, утром следующего дня, когда за Моной
на роскошной машине приедет её "спонсор" Григ.
Миша Козаков, как всегда, демонически великолепен!
Григу понадобилось несколько минут - и вот уже всё на своих местах!
Мона уезжает. Навсегда. В другой мир. Через минуту такое ощущение,
что её  никогда не было  - ни в этом городке - ни вообще. Никогда.
Остаётся только "сухая грусть на дне очей".

Ах, Тамара, Тамара!
Откуда эта почти невыносимая грусть?
Но что делать, что делать? Ну нет, нет  у меня английского рожка,
а без него скерцо не получается. Нет и старинной книги, в которой
обо мне нет ни одного слова, что являлось бы доказательством того,
что я есть - просто меня никто не видит.
Ну что Вам сказать? - фильм великолепный, актеры потрясающие,
но без автора ничего бы не было.  Несомненно, что Михай Себастиан -
один из талантливых драматургов ХХ-го века. Его называют румынским
Чеховым. А почему бы и нет?!

Пьеса, если разобраться, совсем не о любви.
Это  - странная история о провинциальном Учителе астрономии,
который впустил к себе на ночь неизвестно откуда появившуюся
Незнакомку, показал ей  Большую Медведицу на ночном небе
и Книгу, которую он купил за 22 тысячи лей, чтобы убедиться,
что в ней нет упоминания о звезде, открытой им "в голове".
У звезды нет имени. Безымянная Звезда. Но теперь у неё есть
имя. Её зовут Мона. На следующий день после обеда она уехала,
а он вновь начал изучать астрономический справочник, который
купил в начале спектакля за огромные деньги, и от чтения
которого его оторвала история с Незнакомкой.

Впрочем, "что за комиссия, создатель?" пересказывать эту
пьесу. Её надо скачать. - О, Интернет! Ты велик и всемогущ!
Да продлятся твои годы во здравии и благополучии!

Прочтите её и вы узнаете, что такое Театр. К слову сказать,
я с детства обожала читать пьесы. Читала и перечитывала
по много раз и впитывала всё, как губка.
Странно это всё - девочка-подросток, выросшаяя в тьму-тараканях,
знающая наизусть почти всего Мольера,обливающаяся слезами над
домом, где разбиваются сердца и перечитавшая всего Лопе де Вега.
Список авторов огромен: Мольер, Расин, Ростан, Корнель, Шекспир,
Шеридан, Лопе де Вега, Бернард Шоу,  Ибсен, Островский, Чехов,
Пушкин, Лермонтов,Булгаков, Горький, многочисленные советские
драматурги  и пр. и пр. и пр.
Наверное, я должна была бы быть режиссёром.
А может быть я им и была, но только  в прошлой жизни.
А может быть я просто не успела и Галина Волчек меня
опередила.
Шутка.

"Безымянная Звезда"- пьеса  о невозможном, которое вполне возможно,
если  звёзда отклонится от своего пути, но это невозможно, потому
что «звёзды никогда не отклоняются от своего пути».
Такой вот парадокс.

И ещё - что «самое интересное», а для многих и неожиданное:
Михай Себастиан, автор пьесы, был евреем, румынским евреем.
Чао!

Ваша
А.

А вот и справочка.  Из Википедии. Всё, как говорится, схвачено.
Как в Имперском Управлении Третьего Рейха по кровным связям.

Михаил Себастиан (рум. Mihail Sebastian, настоящее имя Иосиф Гехтер,
( 18 октября 1907, Брэила — 29 мая 1945, Бухарест)— румынский писатель.

                Биография

Из еврейской семьи. Изучал право в Бухаресте и Париже, входил в круг
Элиаде, Чорана, Ионеско, К.Нойки. Выступал как прозаик, драматург,
эссеист, литературный критик, автор статей о Прусте, Джойсе,
Андре Жиде, Элиаде, М.Блехере и др.
Критически наблюдал за сдвигом своих друзей в сторону румынского
и германского нацизма, нарастанием антисемитизма в румынском
обществе и интеллектуальной среде, что скрупулёзно
засвидетельствовано в его дневниках (1935—1944), ставших
одним из памятников эпохи, который сопоставляют с дневниками
Анны Франк и Виктора Клемперера.
Погиб в автомобильной катастрофе.

А вот что пишет Михаил Козаков в своих мемуарах.

»У этой пьесы, как и у самого автора Михаила Себастиана,
странная судьба. Себастьяну — нечто вроде классика румынской
драматургии XX века.Он не Нобель, как Ионеско, он вроде нашего
Володина или Вампилова. Написал, насколько мне известно, всего
четыре пьесы, известные только в Румынии да еще в России.
И то популярна была одна — «Безымянная звезда», переведенная
блестяще Константиновским в 56-м году, когда я ее впервые
прочитал  в «Иностранной литературе». Если быть совсем
точным, прочитал не сам: пьесу нам в Гаграх читала вслух
актриса Большого драматического театра Нина Ольхина.
Она была распределена Георгием Александровичем Товстоноговым
на роль героини Моны в его постановке. Мы отдыхали в Гаграх
в Доме творчества писателей. Мы — это я с тогдашней женой Гретой,
Анатолий Борисович Мариенгоф с его женой, тоже актрисой БДТ, Анной
Борисовной Некритиной, и мой старший друг, критик Владимир Фролов.
Пьеса нам всем необычайно понравилась. Я так просто в нее влюбился.
И, как выяснилось, не зря. Спектакль, поставленный Товстоноговым
в том же 56-м году, имел хороший успех, однако не стал  шедевром.
Почему? Великий режиссер не вполне, видать, уловил интонацию этой
необычной, странной пьесы еврея Иосифа Гехтера. Да-да, за псевдонимом
Михай Себастиан скрывался Йося Гехтер, покоящийся на бухарестском
синагогальном кладбище, могилу которого я разыскал, когда приехал
в 1979 году в Румынию с моей картиной «Безымянная звезда». Только
тогда я узнал, что умер Себастиан,он же Гехтер, совсем молодым.
Его вдавил в афишу на стене узкой бухарестской улицы маневрирующий
грузовик, причем в афишу спектакля по его, Себастиана, пьесе,может
быть, этой самой «Безымянной звезды».
Найти его могилу оказалось делом непростым.
После успешного показа моей ленты в румынском Доме кино я с одним
молодым режиссером, румыном, также экранизировавшим другую пьесу
Себастиана, решили возложить цветы на могилу автора. Выяснилось,
что мало кто знает, где могила. Этот режиссер тоже не знал.
Он позвонил одному старому профессору из поколения драматурга.
Тот-то и растолковал нам все вышеописанное. Когда мы приехали
на кладбище, никого там не нашли. Но мы были упорны.
Приехали на следующий день.
Служка, которому мы заплатили, долго рыскал в погребальной
книге, отыскивая имя Йоси Гехтера.Нет такого. Мы упорствовали.
Нашелся — под именем Себастьяна.Номера могилы  не было.
Был лишь номер участка.
Напялив на голову кипу — я вместо кипы покрыл лысину носовым
платком с четырьмя узлами,— мы были допущены в вечный приют
на поиски могилы. Но вот беда: произошедшее совсем недавно
землетрясение превратило кладбище в нечто невообразимое —
груды камней, поверженные надгробья.
Как тут найти захороненного Иосифа Гехтера, даже если он -
Михай Себастиану?
Мы уныло бродили среди этой свалки. Румын сказал:
«Миша, поехали. Будем считать, что мы свой долг исполнили».
Я ответил: «Дай мне еще пять минут. Только пять минут».
И, сделав буквально два шага, я радостно завопил:
«Да вот она!» И точно — могила Себастиана была целехонька.
Плоский камень и небольшая вертикальная плита с его молодым
профилем уцелели во время страшного землетрясения. Я попросил
румынского коллегу сфотографировать меня у могилы писателя,
которому я многим обязан. Когда проявили фотопленку, выяснилось,
что всё в браке: вместо негативного изображения — чернота,
засветка из-за испорченного фотоаппарата, взятого напрокат.
Но мы были молоды. -  Ах, как молоды мы были!
И фонтаны были голубыми и били ключом.Ведь шли только 70-е,
и впереди предстояла еще долгая жизнь. Она-таки оказалась
для меня действительно длинной, как и для картины по пьесе
малоизвестного миру автора — Михаила Себастиана."

«Солнечная система, она не единственная во Вселенной. Есть и другие  звезды,
окруженные планетами. Они находятся очень далеко от нас. Свет идет от них сотни
тысяч лет. Но кто знает, может быть где-нибудь там... приключение, которое у нас называется жизнь, повторяется под тем же небом,но с другой судьбой. Может быть,
всё, что здесь тяжело - там легко. Всё что здесь мрачно, там – светло и радостно.
 Всё, что мы пытаемся сделать, всё, что мы не сделали, наши утраченные иллюзии,
наши несостоявшиеся мечты, всё, что мы любили и не смогли долюбить… словом,
всё-всё… там – легко и радостно. Также радостно, как это могло быть и здесь,
если б люди понимали это, если б они любили друг друга, если б они все
работали вместе…»

"Бывают вечера, когда все небо кажется мне пустыней, усеянной ледяными, мертвыми звездами, и в этой абсурдной вселенной только мы одни мечемся в страшном своем одиночестве по этой провинциальной планете, словно по захолустному городишке,
где вечно нет воды, света, и где не останавливаются скорые поезда...Но бывают
вечера, когда небо дышит жизнью... Когда - если хорошенько прислушаться - слышно,
как шумят и вздыхают на самой дальней планете океаны и леса - фантастические океаны
и фантастические леса - вечера, когда все небо полно знаков и голосов, словно неведомые существа, никогда не видевшие друг друга, предчувствуя, посылают сигналы - с одной планеты на другую, от одной звезды к другой - ищут, зовут...»

М. Себастиан, “Безымянная звезда”