Мазками слов. Оскар Строк

Давид Кладницкий
Композитор и поэт Оскар Давидович Строк – автор свыше трёхсот танго и других  всемирно известных музыкальных произведений. Мы были полны его музыкой и наслаждались ею всю жизнь. Его танго – удивительное сочетание грусти и радости, тоски и надежды, мечтаний и любви. Они начинаются виртуозным музыкальным вступлением-увертюрой, и только потом появляются слова, простые и проникновенные. Композитору удавалось так достоверно выражать свои мысли и чувства, что они нас до сих пор завораживают, уносят в прошлое и лечат воспоминаниями. Похоже, что его мелодии и стихи рождались между небом и землей.
Его глаза. И ее глаза. Это наваждение. Мужчина и женщина наслаждаются танцем, и весь мир кружится вокруг них. Только последний аккорд заставляет очнуться – всего несколько минут они вместе, а сколько любви!..
22 июня 1975 года не стало "короля танго", как его называли еще при жизни. Похороны состоялись на еврейском кладбище в Риге. Были только родственники и друзья. Завершилось прощание, и, словно с неба, пролилось  танго "Черные глаза". Это играл на скрипке знаменитый Павел Муллер. Наступила тишина. И вновь танго – на этот раз "Спи, мое бедное сердце". Его мелодии прощались с автором…

               
1.
Ведь Танго – музыка любви.
С ней совершаем восхожденье
к вершинам дивным ощущенья,
и не собьёмся мы с пути.

Звучит мелодия из грёз,
молитва и призыв, и шепот,
и нетерпенья нежный ропот,
и наслаждение до слёз.

Загадка в том, что такова
суть удивительных свершений
и душ и тел. А искушений –
сосуды полные без дна.

2.
Под чудные звуки беру ее руку.
И вводят они меня в сладкую муку.
Другою рукою почти обнимаю –
и сердцебиенье, и весь обмираю.

Танцуем мы танго. И я не умело
веду всё налево, налево, налево.
Но вдруг вспоминаю: имею я право –
назад и вперед, и, конечно, направо.

Ведь нужно сказать ей хотя бы два слова.
Какие? О Боже! Ка-ки-е?! Я снова –
неловок ужасно. Мне стыдно. И что же?
Влюбился и в танго и в девушку – тоже.

3.
У жизни много граней, но к одной,
случилось так, что я не прикоснулся.
Как только, танго, встретился с тобой,
был сразу очарован и очнулся

в прелестном, восхитительном плену
мелодий, ритма и прикосновений. 
Поэтому тебя благодарю 
за сладость тех волнующих мгновений.

Влюбился – и волшебным стало имя,
и половодье чувств в моей душе,
и, словно после долгого зазимья,
мы встретили друг друга по весне.

И погружался я в любовный хмель –
пьянел, о всём на свете забывая.
И лихорадочно искал я дверь,
и во врата вошел земного рая.

О боже, как я был тогда влюблен!
И нежность, накопившуюся с детства,
фантазии и страсть к тебе привел.
Бери! И прихвати с собою сердце.   

4.
Звучало выцветшее танго
полузабытое давно.
Я помню с юности его –
из очень старого кино.

Открыл я в прошлое калитку –
зашел с тобою в местный клуб.
Увидел молодых улыбку
с иронией надменных губ.
 
Передо мной твое лицо.
Мне на плечо кладешь ты руку.
А танго, кажется, про то,
что тяжело забыть разлуку.

Мы входим в танго, как они.
Пред молодыми не пасуем.
Хоть и в толпе, но мы одни.
И в одиночестве танцуем.

Распахнута моя душа –
и только этим объясняю,
что как-то вдруг нашлись слова –
те, что тебе я напеваю:

«Я встретил в старенькой обложке
тебя – прошедший мой роман.
И даже помню, что немножко
тебя когда-то ревновал.

Узор морщин. А взгляд твой – прежний.
Улыбка звавших меня губ.
И голос – ласковый и нежный.
Твой облик нынешний мне люб.

Слова и запятые, точки – 
на месте всё! И как всегда,
в романе не было ни строчки,
которую не знал бы я».

Ах, это танго, танго, танго –
полузабытое давно.
Я помню с юности его –
из очень старого кино.

5.
Забыть я не могу о той любви.
А было это так давно!
В архиве чувств – в серебряной пыли –
давно быльём всё поросло.

Во сне собрал моих любимых
в одном из маленьких кафе.
И пили мы из чашек синих
воспоминанья о себе.

Ну, а потом – о чем угодно:
кино, о детях, о вине,
об очень старом, прежде модном,
об утром выпавшей росе.

И лишь одна сидела молча.
И взглядом встретились мы с ней.
Покинули кафе и тотчас
попали в ночь былых ночей.

В душе моей теплится огонёк –
лампадкой сумерки скоблит.
Мелькая, догорает фитилёк.   
А сердце до сих пор щемит...

6.
В честь наших встреч и расставаний
звучали танго. Как давно
не слышал я напоминаний
о том, что было и ушло:

толпа моих воспоминаний
и мыслей разных, и надежд,
и встреч, и горечь расставаний,
и ранних чувств – моих невежд,

и паутины из желаний,
и радостей моих, и бед,
душевных мук, моих стенаний,
забытый мной любовный бред!

Как листья, годы опадают,
и забываются они.
Лишь танго мне напоминают
судьбой подаренные дни.