А мы имеем ум христов!!! схиигумен Савва

Лида Голубева 2
" Различается три проявления, условно, три вида ума.
1-й вид - ум "инстинктивный", которым обладают и животные, и которым живут неразвитые духовно, люди. Он занят исключительно удовлетворением потребностей тела. Он может быть
хорошо развит, и тогда его называют хитростью, пронырливостью.
2-й вид ума - это ум логики и науки. Его нет у животных. С помощью его человеком строится
наука, движется прогресс технический.
Господом он дан человеку для постижения Его творений и премудрости Самого Творца!
Этим умом человечество зачаровано, гордится им и считает, некогда он приведет все человечество к счастью. Этот ум несовершенен, о чем свидетельствует философия, теории которой непостоянны и противоречивы.
3-й вид ума - является ценнейшим даром человечеству - благодатным разумом.
"У души есть свой, более глубокий разум, интуиция, внутреннее восприятие Истины"
(митр. Вениамин).
Благодатным разумом человек постигает существование Бога, Творца мира, Его непостижимую премудрость, Промысл и любовь к Своему творению, связь мира с Божеством, целесообразность
всех законов природы и закономерность явлений в судьбах всего человечества, народов и
отдельных личностей.
Лишь благодатный разум веры может постигать гармонию мира и невыразимую красоту Самого
Божества, и примирять в душе кажущиеся противоречия и недоумения, пред которыми бессилен
ум науки и логики. Он не смушается от таких антимоний, как Единство Бога при Троичности Лиц; Единство во Христе Бога и человека; Совмещение свободы воли человека с предопределением его судьбы у Бога, сочетание Божией справедливости с милосердием Бога.
Дух Божий не может быть постигнут одним человеческим разумом. Он доступен только
полноте человеческого духа под наитием благодати. Попытка проникнуть в область Веры и ее
тайны одним светильником разума без благодати есть дерзость в глазах Бога.
Только сила, даруемая Духом Божиим, может вознести его в те неприступные высоты, где
является Божество.
Этот вид познания, в отличие от первых двух видов ума, Святые Апостолы называли мудростью
Ум, умерший своему мудрованию, становится проводником Таин Божиих и Его Всесвятой Воли.
Человеческий ум и благодатный разум очень часто находятся в противоречии друг с другом.
Повеление одного не согласуется с пожеланиями другого.
Старец Силуан считал, что "зло всегда действует обманом, прикрываясь добром, но добро
для своего осуществления не нуждается в содействии зла, и потому там, где появляется
лукавство, ложь, насилие, там начинается область, чуждая Духу Христову".
Добро злыми средствами не достигается и цель не "оправдывает средств".
Добро, недобро сделанное(злыми средствами), - не есть добро.
Это нам Завет от апостолов и святых отцов."