Википедия и обобществление знания

Евгений Багашов
Весьма значимым феноменом в интеллектуальной жизни современности является возникновение и бурное развитие так называемой википедии - "свободной энциклопедии".
Не стоит обольщаться и безоговорочно радоваться этому "триумфу над безграмотностью", ибо подобное положение дел само по сути своей таит весьма большую опасность.

Понятие энциклопедии включает в себя подачу систематизированного знания, обустройство дидактического фундамента мировоззрения, и, как следствие, практической деятельности.
Таким образом, энциклопедия вполне может выступать в роли активного преобразователя социальной действительности, а не только в качестве собрания фактов, законов и определений.
Уже здесь необходимо сделать одно очень важное отступление: знание принципиально неотделимо от познающего субъекта. Новейшая теория познания чётко постулирует: нет фактов, есть лишь интерпретации. - Даже неподготовленный человек в состоянии понять, что в сугубо гуманитарных вопросах во многих случаях разные точки зрения и разные взгляды на происходящее бывают в одинаковой степени правомерны и применимы. В области же "точных наук" ситуация абсолютно идентична: достаточно хотя бы взглянуть на историю развития физических идей. Всюду налицо множественность представления, различные варианты описания, разница в критериях оценки происходящего.
Таким образом, в контексте энциклопедии, "знание" оборачивается уже "знанием автора статьи".
Википедия, будучи в этом смысле абсолютно свободной и общедоступной, является, таким образом, мощнейшим рупором "общественного мнения". Статью может написать и отредактировать любой желающий, и в итоге по понятным причинам она быстро "сшлифовывается" до приемлемого для большинства вида - и продолжает проталкивать соответствующий образ видения действительности дальше, к новым читателям. Таким нехитрым способом на практике достигается лишь вульгаризация наук, подстёгивается мышление на бытовом уровне: на уровне штампов и всеобщей фасовки по полочкам.
Это представляет весьма неприятный момент уже с чисто образовательной точки зрения: пробел в знаниях не устраняется должным образом, - он лишь заменяется некачественной, пожёванной, мутной информацией, сухим концентратом рассматриваемого вопроса, свёрнутой до абзаца философией или ужатой до формулы области науки. Подобная политика "брендов" и всеобщей стандартизации не несёт, очевидно, никакой пользы воспитательному процессу. Это, с позволения сказать, - интеллектуальный fast food. Таким образом теряются "корни" знания и разного рода интеллектуальные связи, само время при этом становится плоским: здесь и сейчас.
Естественно, что этот процесс обладает и "обратной связью": чем больше людей придерживаются одного мнения, тем большее количество человек могут быть им "заражены" за одно и то же время. 
Путём всестороннего распространения такого упрощённого "общественного мнения" википедия способствует наметившемуся процессу гомогенизации общества, превращению его во вполне однородное образование, болезненно-чувствительное, моментально реагирующее на малейшие изменения действительности, будь то мода, слухи или истерии вроде терроризма, финансового кризиса, свиного гриппа и т.п.
Действительное же общественное мнение должно иметь различные источники: только так оно будет стабильно и демократический процесс не загубит общество решениями, принятыми в результате однобокого рассмотрения ситуации.